Понятие, принципы, история социальной педагогики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Теоретические основы социальной педагогики»
Выполнила:
студентка 5 курса
Попкова И.Е./_________________
Преподаватель:
Купершлаг И.Г./_______________
ТОМСК 2016
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной педагогики как науки
1.1 Понятие, принципы, история социальной педагогики
1.2 Методы социальной педагогики
Глава 2. Деятельность социального педагога
2.1 Социально-педагогические технологии
2.2 Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования
2.3 Анализ деятельности социального педагога
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования. Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.
Важность изучения социальной педагогики определяется тем, что в настоящем информационном веке, веке высоких технологий особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание.[14] Это целенаправленное воздействие на человека и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности. [5]
Цель исследования - изучение теоретических основ социальной педагогики.
Задачи:
1.Обобщить научную литературу по социальной педагогике.
2.Проанализировать по данным литературы основные аспекты, изучаемые социальной педагогикой.
Объект исследования - социальная педагогика как наука.
Предмет исследования - теоретические основы социальной педагогики.
Гипотеза - знание теоретических основ социальной педагогики является важной составляющей подготовки социального педагога как специалиста для работы в общеобразовательном учреждении.
Метод исследования: анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме.
Методологической основой данной работы являются работы авторов Андреевой Г.М., Бочаровой В.Г., Васильковой Ю.В., Мардахаева Л.В., Мудрика А. В., Никитина В.А.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в изучении картины социально-педагогической действительности, в овладении теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности социальным педагогом, в развитии умения прогнозировать и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические основы социальной педагогики - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежнопроизойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения "сбоев" в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека.
Глава 1. Теоретические основы социальной педагогики как науки
Понятие, принципы, история социальной педагогики
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов: pais, paidos - дитя, ребенок, ago - веду, что означает "ведущий дитя", или "детоводитель". По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки - педагогика.
Слово "социальный" (от лат. socialis) означает - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.
Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества.
Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.
По утверждению А.В. Мудрика, социальная педагогика - это "отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных". [14]
По мнению В.Д. Семенова, "Социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания". [6]
Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) государства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспитания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции активности человека в социальном самосовершенствовании. [13]
Социальная педагогика - это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения.
Социальная педагогика - это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации. Социальная педагогика как теория - это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.
Социальная педагогика как практика - это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.
Социальная педагогика как учебная дисциплина - это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из основных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими.
К методологическим основам социальной педагогики в широком смысле следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это - цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педагогической действительности.
Основные категории социальной педагогики - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответствующих главах пособия.
Назначение (цель) социальной педагогики - способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).
Предмет социальной педагогики - социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия сто реализации.
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание. Функции (от лат. functio - отправление, деятельность) - обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:
Познавательная -исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).
Научная -изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.
Диагностическая (оценочная) - диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.
Прогностическая -определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).
Объяснительная -описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.
Адаптационная -деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).
Преобразующая -социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.
Коррекционная -направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.
Реабилитационная -направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.
Мобилизационная -направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.
Профилактическая (защитно-профилактическая) - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.
Образовательная -исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.
Управленческая -направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.
Задачи педагогики. Они подразделяются на общие - теоретические, практические и частные - по отраслям практической деятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям - теоретическому, практическому и образовательному.
Задачи социальной педагогики:
осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;
исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;
использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;
исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.
Задачи социального воспитания:
исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;
изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.
Задачи изучения человека как социальной единицы:
исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;
исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;
выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.
Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:
выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;
исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и др.
Основные принципы социальной педагогики.Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработкой теоретико-методологических основ. Она позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социально-педагогического процесса.
Слово "принцип" (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило - видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности. Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило - это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.
Они подразделяются на:
принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;
принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;
принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.
Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.
Раскрывать теоретические основы социальной педагогики было бы нецелесообразно без рассмотрения её истории.
Время возникновения социальной педагогики (рубеж ХIХ - ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики, выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме - в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни. [7]
Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально-педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы. [16]
Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких-либо классов. Наиболее четко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики: Мейман, В. Лай и А.П.Нечаев.
Научное представление о социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированность воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека - пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.
Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связи с марксистской социологией. Тем не менее, научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и
М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники "свободного воспитания" совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике. Советская педагогика, признающая, что проблема школьного советского воспитания не может быть выведены ни из биологии, ни из психологии, ни из каких-либо других положений, стоящих вне советской общественной жизни и советской политической истории, не сводится ни к социологии, ни к политики, т.к. она имеет свой предмет и свои задачи. [8]
Советские педагоги четко различают воспитание как специально организованную деятельность и социальной формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была так или иначе связана с жизнью общества и что поэтому вся педагогика "социальна". Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно. [8] В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки - сравнительной педагогикой и социологией.
В педагогической сфере в 60 - 70 годы в странах СССР были предприняты попытки ввести специалистов, ориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школах, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, общежитий, клубов, комнат школьника и др.). Постепенно формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивалась идея интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности, изменялся характер взаимодействия школы с другими институтами. Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессионально подготовленных кадров, отсутствия научного подхода к решению практических проблем.
В 90-х годах появился новый уровень развития социальной педагогики, связанный с государственным решением проблемы, созданием системы социальных служб с разветвленной инфраструктрурой их кадрового обеспечения, введением института социальной педагогики, началом подготовки специалистов в учреждениях образования.
Становление института социальной педагогики требовало решения двух основных задач:
1.формирование сферы профессиональной деятельности социальных педагогов (Законодательная основа практической деятельности в социальной сфере, сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям, выделение категорий граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь).
2.создание системы подготовки специалистов для этой сферы (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке таких специалистов, требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, нормативы учебной нагрузки, общие требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, квалификационная характеристика социального педагога).
Наука - синтез теории и практики. Под практическим аспектом педагогической науки понимается содержание педагогической деятельности."Мы в особенности четко убежденны в том, - отмечает Г.Е. Журакивский, - что если теория педагогической деятельности есть наука, то сама педагогическая деятельность... - это искусство".
В качестве практического аспекта социально-педагогической науки выступает социально-педагогическая деятельность.
Исследованием теории деятельности занимались философы (М.С. Каган, А.В. Маргулис и др.), социологи (И.С. Кон, Н.Ф. Наумова и др.), психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.М. Леонтьев, А.В. Петровский и др.) и педагоги (Г.И. Щукина и др.).
Вопросами определения содержания, методики и технологии воспитательной деятельности посвятили свои работы М.А. Галагузова, В.Е. Гмурман, Ю.В. Василькова, Л.С. Выготский, И.Д. Зверева, А.Й. Капская, Л.Г. Кузнец, О.М. Леонтьев, А.С. Макаренко, А.О. Малько, Л.И. Мищик, С.Г. Хлебик и прочие научные работники.
Любая деятельность, в том числе и социально-педагогическая, имеет свою структуру, каждый элемент которой органически связанный и взаимодействует с другими: субъект; объект; мотив, который превращается в цель; действие, которое отвечает сформулированным задачам и средствам (то есть, по определению О.М. Леонтьева, операции). "Эти единицы человеческой деятельности, - отмечает дальше О.М. Леонтьев, - и образовывают ее макроструктуру". [6]
Термин "субъект" впервые появился в работах античных философов, а только в конце 20-х гг. XX ст. начал использоваться в отечественной социально-педагогической науке. В философской литературе под субъектом понимают организатора практической деятельности, которая направленная на объект. Ведущими субъектами социальной работы выступают "социальные педагоги", "социальные работники" и "специалисты по социальной работе".
Понятие "социальный работник"возникло в зарубежной социально-педагогической науке в конце X1X ст., а "социальный педагог" - в 20-е гг. XX столетия.
В России первые социальные школы были основаны в Петербурге в 1911 году при Психоневрологическом институте. Но в этот период, как свидетельствует анализ работ известных педагогов (П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, О.Г. Калашникова, С.Т. Шацкого и некоторых других), в отечественной социально-педагогической науке термины "социальный педагог" и "социальный работник" еще не использовались, в отличие от зарубежной. А.Б. Залкинд назвал их "общественные воспитатели".
Вопрос о соотношении понятий "социальный педагог" и "социальный работник" еще до конца не выяснен. Например, В.Г. Бочарова отождествляет эти термины.
По определению большинства ученых (И.Д. Зверева, Б.П. Битинас, А.Й. Капская, Л.И. Катаева, Л.Г. Кузнец, С.Р. Хлебик и др.) между социальным педагогом и социальным работником существует принципиальная разность: понятие "социальный работник" значительно более широкое в сравнении с термином "социальный педагог". К социальным педагогам относят людей, которые имеют специальное педагогическое образование и осуществляют свою деятельность преимущественно в школах и других образовательных учреждениях, то есть речь идет о специалисте, который работает с детьми и молодежью.
А социальный работник, кроме непосредственной педагогической деятельности, профессионально может заниматься работой в любой другой социальной сфере (в отделах социального обеспечения, в военных частях, на производстве, Биржах работы и т.п.) и выполнять более широкие функции (помощи, защиты, реабилитации, охраны и т.п.).