Педагогические функции и умения воспитателя

Основными характеристиками педагогической деятельности являются субъектность и предметность.

Субъектность находит отражение в активности, обусловленности образа педагога, в потребностях, в установках, эмоциях, целях, направленности, избирательной деятельности, в ином смысле, т.е. интересе.

Предметность характеризуется социальной обусловленностью человека, ее связью с сознанием фиксированных и закрепленным в схемах, понятиях, социальных ролях, ценностях и социальных нормах.

Педагогическая деятельность удивительно многогранна, что подтверждается даже неполным перечнем ее функций: информационная; развивающая; обучающая; познавательная; творческая, воспитательная, преобразующая; мобилизирующая; исследовательская; конструирующая; коммуникационная; речевая.

В гуманистической (личностно-ориентированной) трактовке педагогического процесса воспитатель выступает одним из субъектов воспитательного взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совместную деятельность воспитуемых, вступающим с ними в отношения сотрудничества и сотворчества в целях создания условий для самореализации личности. В связи с этим он в своей деятельности реализует следующие функции:

1. Воспитательно-образовательная:

– создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;

– осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;

– организация содержательной жизни детей и руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, общения, бытовой, трудовой);

– осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе изучения ребенка, анализа обученности и воспитанности и проектирования развития его личности;

– обеспечение охраны жизни и здоровья детей;

– осуществление здоровьесберегающей функции деятельности воспитателя;

– оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения.

2. Учебно-методическая:

– планирование воспитательно-образовательной работы на основе изучения образовательных программ, учебно-методической литературы,

– преобразование информации об окружающем мире в форму, доступную дошкольникам;

– проектирование воспитательно-образовательной деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

3. Социально-педагогическая:

консультативная помощь в овладении родителями практически значимыми для них положениями дошкольной и семейной педагогики, психологии и методики воспитания детей дошкольного возраста;

– создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;

– защита интересов и прав детей.

Реализация данных функций сегодня свидетельствует о том, что данная профессия относится к типу «человек-человек» (по классификации Е. А. Климова) и требует двойной подготовки – человековедческой и специальной. В процессе такой подготовки воспитатель учится решать следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности:

– видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ, что относится к диагностическим задачам педагогической деятельности: выявлять индивидуальные особенности и возможности ребенка, отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе данного процесса, определять его эффективность;

– создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду и развивающее пространство ДОУ;

– строить образовательный процесс, ориентированный на содействие целостному развитию ребенка дошкольного возраста;

– устанавливать взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (родителями и коллегами, администрацией ДОУ), сотрудничества с профессионально-педагогическими и культурными сообществами;

– осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности, проектировать и организовывать профессиональное самообразование, формулировать педагогическую позицию.

Следует заметить, что профессиональные функции педагога только условно могут быть рассмотрены раздельно, а на самом деле они взаимосвязаны.

Педагогический процесс в дошкольном учреждении осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен. Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность — способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности». Компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования. Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

Согласно трактовке В.А. Сластенина под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные (см. схему 2)

Схема 2

 
  Педагогические функции и умения воспитателя - student2.ru

Рис. 2. Содержание практической готовности педагога

Умение – это способность человека качественно выполнять ту или иную задачу, в данном случае осуществлять педагогическую деятельность:

-анализировать ситуацию;

-правильно формировать педагогическую задачу;

-решать педагогические задачи на стадии планирования;

-реализовывать постоянные задачи на практике;

-анализировать и оценивать результаты деятельности.

Таким образом, педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности.

Согласно исследованиям В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, И.П.Подласова, Н.В.Бордовской и др. исследователей были выделены следующие виды педагогических умений: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, организаторские, коммуникативные.

Аналитические умения. Сформированность аналитических умений – один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогики мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:

-расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

-осмысливать каждую часть в связи с целью и во взаимодействии с ведущими сторонами;

-находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

-правильно диагностировать педагогическое явление;

-находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения можно объединить в три группы:

1. прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развитие системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;

2. прогнозирование развития личности; ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отношений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;

3. прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного, материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности.

Проективные умения включают:

-перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;

-учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов;

-планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;

-отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

-планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Рефлексивные умения.Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

К организаторским умениям относятся:

- мобилизационные умения связанны с привлечением внимания детей и развитием у них устойчивых интересов и учению, труду и другим видам деятельности;

- информационные умения - это умения интерпретировать и адаптировать информацию и задачи обучения и воспитания;

- развивающие умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привития устойчивого интереса к учебной деятельности и жизни, соответствующей личным склонностям и возможностям детей.

К коммуникативным умениям относятся:

- перспективные умения:

· -воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;

· -глубоко проникать в личностную суть других людей;

· -определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;

· -видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека.

- умения педагогического общения:

· коммуникативная атака;

· психологический контакт.

- прикладные умения:

· художественные (петь, рисовать, играть на инструментах)

· организаторские (массовик-затейник, инструктор по туризму, руководитель кружка и др.).

Таким образом, педагогические способности необходимы для успешной педагогической деятельности. Однако они являются лишь предпосылкой к успеху. Человек, избравший педагогическую профессию, должен обладать обширными профессиональными знаниями, в первую очередь — психолого-педагогическими. На основе знаний развиваются необходимые профессиональные умения. В педагоге должны соединиться воедино человек знающий и человек умеющий.

Помимо этого у педагога должна быть хорошо развита мотивация заниматься именно этим видом деятельности. Для нее необходим мотив, связанный с желанием учить, воспитывать других.

Наши рекомендации