Основы педагогической деонтологии
«Деонтология» = «Учение о должном».
Педагогическая деонтология –наука ( учение) о профессиональном поведении педагога
Термин «деонтология» был введён в научный оборот в начале 19 века для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «Д» в равной мере относится к любойпрофессиональной деятельности : медицинской, юридической, педагогической и пр.
Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности.
Нормы поведения всегда историчны. Они вырабатываются самими людьми в соответствии с представлениями о должном, допустимом, возможном, ценном.
Нормативные требования к профессиональному поведению педагогов разрабатывались задолго до введения термина «деонтология». Влияние оказывали: политический строй, социально – экономические отношения, национальные и религиозные традиции и пр.
Древнеримский учёный Квинтилиан писал, что учителем может быть высокообразованный человек, и только тот, кто любит, понимает, изучает детей. Он должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть пример нравственного поведения для учеников.
Средневековая педагогика доказывала необходимость ломать и подавлять волю ребёнка, а учитель не мыслился без розги.
Большую роль в развитии принципов деонтологии сыграли труды Коменского Я.А. Им разработан кодекс учителя, где он утверждает, что основой воспитания является личный пример учителя.
Песталоцци полагал, что настоящий учитель в любом ребёнке найдёт положительные качества, которые помогут ребёнка сделать полезным обществу гражданином.
А.Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю : -в совершенстве владеть преподаваемым предметом ; -любить свою профессию и детей ; -постоянно заниматься самосовершенствованием ; -быть гражданином и отстаивать прогрессивные убеждения ; -быть строгим, требовательным, справедливым.
Велика роль русских и советских учёных-педагогов: Ушинского К.Д., Блонского , Шацкого , Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. и др.
Принято считать, что учитель должен опираться на определённые профессиональные нормы,-то есть сложившиеся стандарты профессионального поведения..
Все нормы проф-поведения можно представить в виде -норм – рамок, которые жёстко регламентируют поведение педагога в настоящем, и включают с себя: нормы-запреты, нормы-права и нормы- обязанности ; а также - -норм – идеалов- обобщённой модели поведения в идеальном будущем.
Субъективно – практические отношения к этим нормам каждого педагога – это его ценностные ориентации.
Нормативное профессиональное поведение - это система действий и поступков, соответствующих формализованным (законодательно закреплённым) и неформализованным (традиционно устоявшимся) нормам.
Предметом педагогической деонтологии, таким образом, и является исследование совокупности формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагога.
Формализованные нормы поведения культивируются государством.
Неформализованные – передаются в форме традиций, обычаев, стереотипов массового сознания.
Учитель в своей деятельности руководствуется в первую очередь, формализованными нормами. Они закреплены в Уставах учебных заведений; в Законе РФ «Об образовании»; в Конвенции ООН о правах детей.
Например, Закон РФ обязует педагога : -пропагандировать официально признанные идеалы, -соблюдать приоритет общечеловеческих и гуманистических ценностей, -уважать права личности ребёнка, -признавать самоценность ребёнка, и пр.
Это примеры формализованных норм-обязанностей.
А вот – формализованные нормы-права : -право на участие в управлении учреждением, где он трудится; -право на защиту своей профессиональной чести и достоинства; -право на свободу выбора и использования методов, форм и методик обучения и воспитания, пособий и дидактических материалов, и пр.
Педагогическая профессия предполагает необходимость постоянного регулирования взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
Отсюда возникают требования профессиональной морали.
Профессиональная мораль – это единство
Нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных отношений в сфере педагогического труда.
Особенности, принципы, содержание профессиональной морали изучает профессиональная этика. 4. Личность педагога.
Начнём с аксиомы : интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. И ещё :учитель создаёт нацию.
Исследователи предлагают широкий набор характеристик, применимых к личности педагога.
Один из вариантов мы уже рассмотрели в связи с понятием педмастерства.
Елканов С.Б. предлагает КАРТУ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ :
1Общепедагогические качества личности : 1.1.Верность научно-педагогических взглядов на роль наследственности, среды, воспитания и активности самого воспитанника в формировании его личности.
1.2.Понимание причин и движущих сил развития личности.
1.3.Профессиональная направленность личности.
1.4.Социально и профессионально значимые свойства личности: ----идейность и гражданственность, ----любовь к детям, ----любовь к своей профессии, ----гуманность и доброжелательность, ----общительность.
2.Профессиональные качества :
2.1.Теоретическая и методическая подготовленность по специальности.
2.2.Психолого-педагогическая теоретическая и практическая подготовленность.
2.3.Развитость педагогических умений :
-познавательных,
-конструктивных,
-коммуникативных,
-информационных,
-организаторских.
3.Индивидуальные психологические качества :
3.1.Педагогическая направленность психических процессов.
3.2.Эмоциональная отзывчивость.
3.3.Развитость воли.
3.4.Культура темперамента.
Симонов В.П. предлагает следующий вариант КАРТЫ ПЗЛК учителя :
1.Психологические черты личности как индивидуальности :
- сильный, уравновешенный тип нервной системы, -тенденции к лидерству, - уверенность в себе, - требовательность, - добросердечие и отзывчивость, - гипертимность.
2.Межличностные отношения.
-преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами, -незначительные конфликты только по принципиальным вопросам, -нормальная самооценка, - стремление к сотрудничеству с коллегами, - уровень изоляции в коллективе равен нулю.
3.Профессиональные черты личности педагога.
-широкая эрудиция и свободное изложение материала,
-умение учитывать психологические возможности учащихся,
-темп речи – 120-130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и профессиональная грамотность;
-элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;
-мгновенная реакция на ситуацию, находчивость,
-умения чётко сформулировать цель, организовать всех учащихся сразу, наладить совместную работу, проконтролировать и пр.
Юзефавичус Т.А. в КАРТУ ПЗЛК учителя включает 4 блока :
1Доминантные качества (отсутствие любого влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности) :
1.1.Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.
1.2. Целеустремлённость – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
1.3. Уравновешенность –способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
1.4. Желание работать со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.
1.5.Способность не теряться в экстремальных ситуациях.
1.6. Обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса.
1.7.Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности.
1.8. Справедливость – способность действовать беспристрастно.
1.9. Современность – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
1.10. Гуманность – стремление и умение оказывать квалифицированную помощь ученикам в их личностном развитии.
1.11. Эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области преподаваемого предмета.
1.12. Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
1.13. Толерантность – терпеливость в работе с детьми.
1.14. Педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности.
2. Периферийные качества (они не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, но способствуют её успеху ) :
-доброжелательность; - приветливость ; -чувство юмора ; -артистичность ; - мудрость (наличие жизненного опыта) ; -внешняя привлекательность.
3.Негативные качества( которые влекут снижение эффективности педагогического труда ) :
3.1. Пристрастность – выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.
3.2. Неуравновешенность – неумение контролировать своё временное психическое состояние, настроение.
3.3. Мстительность – стремление сводить личные счёты с учениками.
3.4. Высокомерие – подчёркивание своего превосходства над учеником.
3.5. Рассеянность – забывчивость, несобранность.
4.Профессионально недопустимые качества (ведущие к профнепригодности учителя) :
4.1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и пр.).
4.2. Нравственная нечистоплотность.
4.3. Рукоприкладство.
4.4. Грубость.
4.5. Беспринципность.
4.6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
4.7. Безответственность.
Мижериков В.А. и Ермоленко М.Н. приводят такие противопоказания :
-низкий уровень идеалов и убеждений;
-корыстно-эгоистическая направленность личности;
-равнодушное отношение к детям;
-низкий интеллектуальный уровень развития;
- безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки,
-наличие некоторых психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия);
-серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата;
-выраженные дефекты речи и слуха.
Подласый И.П. приводит портрет идеального педагога :
1. Как специалиста, его должно отличать :
-знание педагогической теории;
-владение педагогическим мастерством;
-знание психологии;
-владение технологиями обучения и воспитания;
-умение рационально организовать труд;
-любовь к своему делу;
-любовь к учащимся;
-вера в человека;
-педагогические способности;
-общая эрудиция;
-терпеливость;
-оптимизм;
-сдержанность;
-находчивость;
-эмпатия (сопереживание);
-быстрота и точность реакции;
-душевная щедрость;
-эмоциональная уравновешенность;
-понимание детей;
-желание работать с детьми;
-ясность и убедительность речи;
-требовательность;
-тактичность;
-самообладание;
-справедливость;
-организаторские умения;
-общительность;
-умение слушать.
2.Как работника, его должно отличать :
-умение поставить цель и достичь её;
-умение распределить время;
- систематическое и планомерное повышение квалификации;
- нацеленность на повышение эффективности труда;
-способность к творчеству;
-всесторонняя образованность;
- разумный оптимизм, умеренный скептицизм;
-желание трудиться;
-преданность делу;
-умение работать в коллективе;
-настойчивость;
-дисциплинированность;
-ответственность;
-активность;
-ориентация в производственных ситуациях;
- умение распределять работу;
-готовность брать на себя ответственность.
3. Как человека, его должно отличать :
-высокие моральные качества;
-активное участие в общественной жизни;
-активная жизненная позиция;
-личный пример всем и во всём;
-уважение к законам государства;
-национальная гордость;
-патриотизм;
-готовность к защите Родины;
-крепкое здоровье;
-здоровый образ жизни;
-гуманизм;
-духовность;
-потребность в общении;
-открытость;
-нравственность;
-самокритичность.