Схема анализа урока русского языка
1.Соответствие структуры и содержания урока типу уроков грамматики и орфографии, основным этапам формирования грамматического понятия, орфографического навыка и развития речи учащегося. Правильность подбора дидактического материала, наглядных пособий, ТСО.
2.Правильность проведения упражнений, направленных на совершенствование каллиграфического навыка (четкость объяснения способа написания буквы, показ типов соединений с учетом характера написания предыдущей и последующей букв для осуществления безотрывного письма и др.). Связь упражнений в каллиграфии с темой и задачами урока.
3.Владение учителем методикой словарно-орфографической работы (введение нового слова, приемы первичного закрепления и запоминания слов с непроверяемыми орфограммами). Владение учителем приемами, которые позволяют наиболее успешно включить словарно-орфографические упражнения в общую систему работы по грамматике, орфографии и развитию речи на данном уроке.
4.Адекватность выбора метода объяснения нового грамматического понятия или орфографического правила, правильность отбора языкового материала (позволяет ли он максимально четко выявить признаки нового понятия, орфограммы, подвести ученика к необходимым выводам, реализовать обучающие, воспитывающие и развивающие задачи).
5.Полнота учета при подборе упражнений специфики изучаемого материала, возрастающей доли самостоятельности детей, необходимости проведения работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи учащихся, с повышением ее культуры. Разъяснение заданий при проведении нового упражнения, вооружение учащихся необходимыми приемами его выполнения. Приемы проверки выполнения упражнений, оказание помощи учащимся.
6.Организация работы с учебником для получения новых знаний, их обобщения и закрепления. Владение учителем мелодикой работы над определением грамматического понятия и орфографического правила, обучение ориентировке в их содержании.
7.Наличие, объем, характер домашних заданий и их целесообразность.
8.Культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе учащихся.
Пиче-оол Т.С.
Схема анализа урока чтения
1.Литературоведческая и методическая грамотность учителя: понимание природы данного литературного материала (научно-познавательный текст или художественное произведение), его жанровой специфики, особенностей композиции, языковой организации текста. Соответствие специфики данного текста избранным на уроке приемам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной работы. Грамотный отбор детских книг и приемов работы с ними.
2.Организация на уроке многочтения: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение.
3.Продуманность системы вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведений, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства.
4.Учет читательского опыта учащихся, опора на наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; расширение и углубление знаний детей, уточнение их представлений по теме читаемого на уроке произведения.
5.Работа с иллюстрациями учебника на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; использование иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей.
6.Эффективность использования на уроке чтения различных видов наглядности, фонотеки, диапозитивов, картин, предметной наглядности и т.п.
7.Реализация обучающих и развивающих целей.
8.Наличие, объем, характер домашних заданий и их целесообразность.
Овчинникова В. С.
Схема анализа урока математики
I. Тема урока
Главный вопрос урока и его связь с изучаемой темой.
II. Цели урока
1. Учебные:
а) введение нового материала (понятие, свойство, действие);
б) совершенствование имеющегося знания (степень обобщения, уровень усвоения, систематизация).
2. Развивающие:
а) формирование умения учиться (воспитание учебной мотивации, овладение учебными действиями и приемами самоконтроля, развитие способности к самооценке результатов учебной деятельности);
б) стимулирование развития различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактного);
в) стимулирование развития форм мышления (понятий, высказываний, умозаключений);
г) стимулирование развития логических приемов мышления (анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения).
3. Воспитательные:
а) формирование трудовых качеств личности (трудовой активности, добросовестности, владения операционным составом, мастерства, положительного отношения к труду, взаимоотношения в трудовой деятельности);
б) формирование социальных качеств личности (мировоззрения, нравственности, эстетических качеств).
III. План урока
1. Соответствие этапов урока структуре учебной деятельности (постановка учебной задачи; учебные действия, направленные на ее решение; проверка решения учебной задачи; оценка ее результатов).
2. Выделение целей, подчиненных главной учебной цели урока и составление иерархической системы целей урока.
3. Составление развернутого плана урока, продумывание дозировки времени.
IV. Содержание урока
1. Отчетливое проявление основного содержания урока на всех этапах его проведения:
· логическая связь знаний, актуализируемых для осознания и решения учебной задачи урока, с тем, что должны усвоить ученики на уроке;
· ясное, понятное детям, но грамотное с математической точки зрения отражение ответа на главный вопрос в материалах урока;
· отсутствие затруднений у школьников при ответе на итоговый вопрос о том, какие изменения произошли в их знаниях благодаря данному уроку.
2.Детальность и цельность разработки процесса усвоения нового содержания учащимися, использование передового опыта.
3.Предвидение затруднений учащихся и продумывание способов их преодоления на этапе подготовки урока.
1.Сиюминутная реакция учителя на ошибки учащихся.
2.Корректность формулировок учителя (вопросов, высказываний, рассуждений).