Анализ и приемы анализа

Обучение грамоте

Курс лекций

МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания

Преподаватель

Наумова Н.В.

Основной (букварный) период обучения грамоте

1. Задачи, содержание, направления учебной работы

В основной период

Цель периода – научить беглому, правильному, сознательному и выразительному чтению.

Задачи обучения грамоте таковы:

- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;

- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

- расширить кругозор детей;

- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Основной период включает в себя четыре последовательных ступени.

Первая ступень(от буквы Н до текстов с названиями – по букву Р)

Чтение

На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, слогослияния, примыкания согласных (например о-сы, ко-т).

Тексты в этот период простые и краткие, главное внимание уделяется прочитыванию слов по слогам и с ударением. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать. Проводится слого-звуковой анализ -он занимает весомую часть урока. Проводится логические упражнения.

Дети знакомятся с многозначностью слова, с близким и противоположным значением слова, выполняют игровые упражнения, проводятся большая работа по развитию связной речи. Поэтому в букваре много как предметных, так и сюжетных картинок.

Письмо

Безотрывное письмо слогов слияния: дети знакомятся с верхним и нижним соединением букв, учатся соблюдать одинаковое расстояние между буквами, между словами, соблюдать расстояние между словами. Напоминаем о правилах посадки, пишем палочки и элементы букв, рисуем штриховкой и так далее.

Вторая ступень (от В до правил (до буквы З)

Чтение

Главная задача –научить детей ориентироваться в слого-звуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения вслух, включая СГ в разных позициях. Дети должны быстро находить в слове СГ и примыкание согласных.

Учатся отвечать на вопросы по тексту, пересказывать прочитанное, читают текст про себя, готовясь прочитать его для всего класса. Учитель дифференцирует обучение, так как в класс приходят читающие и нечитающие дети.

Письмо

Безотрывное письмо слогов слияния и отработка верхнего и нижнего соединений букв (см. Первичные навыки письма)

Третья ступень(с Б по Ё)

Чтение

Возрастает объем чтения, появляются стихотворные тексты. Звуковой анализ используется меньше, больше используется синтез, так как дети должны много читать (аналитические упражнения проводятся со слабыми учениками).

Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Речь при чтении должна быть орфоэпически правильной (и не по слогам).

Осуществляется орфографическая пропедевтика, когда дети наблюдают на практике орфографические явление языка, не изучая при этом правил (например столб- столбы, безударная гласная, звонкая и глухая согласная, чк, чн, о, ё, и, ы после шипящих и ц и др.).

Продолжается работа по развитию речи, по активизации и обогащению словаря учащихся, используются дополнительные художественные тексты для чтения (чтобы обеспечить новые тексты, а не заучивание слов). Тексты можно печатать на карточках, приносить книги, стихи, выводить на экран.

Письмо

Безотрывное письмо слов. Дети должны пользоваться верхним и нижним соединением автоматически правильно.

Четвертая ступень(с буквы Й)

Работа по чтению и письму приближается к урокам чтения и русского языка. (обеспечивается преемственность). Изменяется шрифт, темы уроков включаются авторские произведения, по письму изучаем правила, например, ча-ща чу-щу. Таким образом обеспечивается преемственность обучения и дети легко переходят к изучению новых предметов- чтение и русский язык.

В букваре Эльконина буквы гласных вводятся парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е – для освоения позиционного принципа чтения.

Формирование умения слышать звучащее слово.

Методика проведения звукового анализа слов

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на различные виды звукоаналитической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в графической системе слова, проговаривание слов по слогам при составлении записи

План изучения звука и буквы

Чтение

Анализ

1) Выделение из речи предложений;

2) деление предложение на слова;

3) выделение из предложений (или по картинке) слова для анализа;

4) выделение и изучение отдельного звука, составление характеристики звука;

5) установление места звука в звуковой структуре слова;

6) выделение в слове СГ, примыкания и других слогов;

7) обозначение выделенного звука буквой;

(+ упражнения в слышании: учимся слышать этот звук в других словах);

8) составление слов из разрезной азбуки, печатание.

Синтез

1) Преобразование и чтение слов на классных и индивидуальных полотнах;

2) чтение СГ по таблицам учебника, по пособиям;

3) чтение слов по букварю и по пособиям учителя;

4) чтение предложений и связных текстов.

Письмо

1) Знакомство с рукописной буквой (рассматривание образца, на что похожа буква, на какую другую букву, из каких элементов состоит буква);

2) письмо элементов буквы;

3) письмо отдельной буквы и буквенных сочетаний в слогах;

4) анализ слова с данной буквой (со схемами и без них)

- с точки зрения лексического значения,

- с точки зрения структуры слова (деление на слоги, постановка ударения);

5) письмо слов с изучаемой буквой;

6) письмо предложений.

Типовой план изучения звука и буквы может видоизменяться, некоторые (1и 2) пункты плана можно опускать, но нельзя менять местами анализ и синтез и нельзя урок письма дать раньше урока чтения.

Анализ и приемы анализа

Треугольник: сверху вниз – порядок анализа, снизу вверх- план синтетической работы:

Речь, текст

Предложение

Слово

Слог

Звук/Буква

1) При выделении звука из слова (для его анализа) учитель пользуется правилами: (к пункту 3 Плана изучения звука и буквы, анализ)

- гласные выделяются из начала слова;

- мгновенные глухие согласные (к, п, т) выделяются из конца слова (т.к. в начале – глохнут, а на конце –«озвончаются»);

- звонкие согласные нельзя брать в конце слова (т.к. на конце оглушаются), и в середине; их берем из начала слова, но не в СГ (д-верь, д-вор, з-верь);

- сонорные звуки можно брать из любой части слова (двор, парта, рог).

Анализируем звучащие слова, а не написанные!!!

2)Как выделить звук? (к пункту 4 Плана)

Учитель тянет звук, даже согласный, интонационно выделяет его, нажимает на него (шар-р-р, ша-а-ар, ш-ш-шар)

На что похож звук? (Рычит собака (р-р-р), жужжит муха (ж-ж-ж), воет ветер (у-у-у) и т.п.)

3)Характеристика выделенного звука (к пункту 4 Плана):

объяснение артикуляции звука,

затем даем характеристику:

гласный/согласный,

ударный/безударный,

звонкий/глухой (положить руку на горло, дребезжит как колокольчик - звонкий, или: глухой можно произнести шёпотом, звонкий –только громко, с голосом (кроме сонорных),

твердый/мягкий (большая (тв) или маленькая (мягк) ягодка поместится во рту? или: звук «строгий» или «ласковый»?)

4) Установление места звука в звуковой структуре слова (к пункту 5,6 Плана):

Для этого проводим анализ последовательности звуков в слове:

- дети на слух определяют, где находится звук (в начале, середине, конце слова, в каком слоге),

- затем многократно произносим слово хором, выделяя, протягивая, подчеркивая силой голоса каждый звук поочередно (при этом каждый раз слово произносится с начала;

- составляем в ходе слушания графическую схему слова (если схема дана в учебнике – сопоставляем каждый услышанный звук со схемой и дети показывают, как изображен звук на схеме: треугольник-часть СГ или квадратик, какого он цвета, обозначаем этот знак буквой (надписываем буквы), если буквы этих звуков уже известны)

(звуки в некоторых учебниках (Эльконин, Жедек, Джежелей) могут обозначаться так: квадрат с кружочком внутри – гласный, с одной горизонтальной линией- твердый согласный, с двумя- мягкий);

- полезно давать слова: кот-ток, сор- рос, нос – сон- изменилось местоположение звука (или буквы) – изменилось и значение слова. Эти же слова надо записать на уроках письма.

5) Упражнения в слышании.

Когда познакомились со звуком, следует научиться слышать этот звук в других словах: «Давайте поучимся слышать этот звук в других словах.»:

-учитель показывает картинку, если есть нужный звук в слове – хлопают в ладоши;

- учитель загадывает загадку, дети произносят отгадку вслух и хлопают, если есть изучаемый звук;

- игра «Чудесный мешочек» (если в слове-названии предмета есть нужный звук);

- игры «Тим и Том», «Ноготки-подушечки» (пальцев).

6) Работа с графическими схемами: к заданной учителем схеме подобрать слово с изучаемым звуком.

7) Использование разрезной азбуки, печатание

а) вначале используем разрезную азбуку, а только потом печатание, т.к. у ребенка конкретное мышление. При печатании можем делить слово на слоги и ставить ударение.

б) Когда дети печатают, приучаем их проговаривать слова (первый месяц проговаривает учитель, затем постепенно начинают проговаривать дети, а учитель им помогает).

в) преобразование слов (шар – шары, дом – дым)

Метод обучения: Н.А. Зайцева – «кубики Зайцева».

Метод складов: на каждом кубике 1 согласная со всеми гласными верхнего или нижнего ряда: на-но-ны-нэ-ну-н- синий большой кубик; ня-не-ни-не-ню-нь – зеленый маленький кубик.

Слогослияние

Основной период обучения грамоте начинается с знакомства с согласным звуком (буквой).

Слогослияние (слог-слияние)– тип слога «согласный+ гласный» (СГ). Знакомство со слогослиянием происходит при введении первого согласного звука (буквы).

Согласный в добукварный период на схемах обозначается белым, когда появляется первый согласный Н, согласные обозначаются цветом.

Говорим: А образует слог МА, О образует слог МО, и т.д.

При произнесении звука М мы рот широко открываем, готовимся произнести гласный А и произносим сразу два звука вместе – МА, получается слог-слияние (СГ) – МА, т.е. согласный сливается с гласным.

Наши рекомендации