Тема 6. Неклассическая европейская философия в XIX веке: проекции на проблематику образования

Занятие 1. Философия позитивизма в педагогике.

1. Влияние идей О. Конта на развитие психолого-педагогического знания. О. Конт о сущности человека, его воспитании и обучении. Эволюция интеллекта, эволюция общества и педагогическая деятельность. Идеи О. Конта о реформировании системы образования.

2. Философско-педагогические идеи Г.Спенсера. Принцип полезности знания и соответствия различным видам человеческой деятельности.

3. Социально-педагогические идеи в учении Э.Дюркгейма. Э.Дюркгейм о педагогическом идеале и образовании. Общественное разделение труда и вопросы современной специализации в образовании.

Литература

Первоисточники

· Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). Перевод с французского И. А. Шапиро. Вступительная статья профессора В.П.Кохановского. Предисловие профессора М.Ковалевского. Ростов-на-Дону, 2003 http://www.100bestbooks.ru/files/Kont_Duh_pozitivnoy_filosofii.pdf, https://lib.rus.ec/b/378471/read.

· Дюркгейм Э. Педагогика и социология. / Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

· Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Предисловие к первому изданию. М., 1996.

· Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М.: ИНТОР, 1996.

· Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/24.php

Монографии

· Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,2012.

Статьи

· Дубицкий В.В. Э. Дюркгейм о социологических смыслах воспитания // Вестник Омского университета, 2005. № 2.

· Дудина М.Н. Проблема интеграции педагогики и социологии в образовании // Педагогические науки. 2013. №10 (8).

· Перминова М.С. Специфика социологического подхода в анализе системы образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 7 (168).

· Рыбцова Л.Л. Э. Дюркгейм о взаимосвязи педагогики и социологии // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 4 (95).

Учебные пособия

· Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. (Библиотека демократического образования. Выпуск 2). Гл. 4.

Дополнительно (по желанию):

· Бердяев Н.А. Демократия и личность.//Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

Занятие 2. Идеи философии жизни в педагогике.

1. Концепция человека и человеческого существования в философии А.Шопенгауэра. Пессимизм и этика сострадания А. Шопенгауэра. Мотивы человеческой деятельности по А. Шопенгауэру и проповедь аскезы. А.Шопенгауэр о различии миропредставлений людей разных возрастных групп и их образовании.

2. Ф.Ницше и его идеи о воспитании и истинных воспитателях. Ф.Ницше о Шопенгауэре как воспитателе. Идеи Ф.Ницше о селекции индивидуальностей в контексте философии образования. Значение идей Ф.Ницше для развития философии образования.

Литература

Первоисточники

· Шопенгауэр А. А.Шопенгауэр - Parerga und Paralipomena. Глава 21 / Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы -- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.

Глава 21.

· Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель. // Ницше Ф. Избранные произведения в 3-х тт. Т.2. М.,1994.

· Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений (1871 - 1872) // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения: Сборник, Мн.: ООО "Попурри", 2000.

Статьи

· Демидов М.И. Образование как освобождение себя (краткий взгляд на образовательную парадигму Ницше) // В мире научных открытий. 2010. № 1-1.
С. 79-86.

· Койнова Г. Н., Нестерова О.Ю. Образование как творчество самосозидания (Ф. Ницше об образовании: своевременные размышления) // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 311, № 7. С. 77-79.

· Кривых Е.Ю. Метафизика воли в немецкой философии и культуре: А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше//Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. №2. С. 4-10.

· Смолинская О. Е. Идея единства образования и культуры в трудах Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона // Научный диалог. 2013. № 8 (20): Педагогика. С. 36–50.

Дополнительно (по желанию):

· Шопенгауэр А. Об университетской философии.

Тема 8. Философское осмысление образования в контексте российской истории и культуры.

1. Педагогическая антропология К.Д.Ушинского. К.Д. Ушинский об антропологических основаниях педагогики. К.Д. Ушинский о народном характере и народных идеалах как основе образования.

2. Эволюция педагогических взглядов Л.Н.Толстого.

3. «Метафизика пола» и идеал образования В.В.Розанова. Христианский тип образования как естественный для русского народа. Философское обоснование роли семьи в образовательном процессе

4. В.В. Зеньковский о проблемах воспитания и задачах педагогики. Религиозно-антропологические основания педагогики. Понятие «соборности» в контексте задач социального воспитания.

5. Философия образования С.И.Гессена. «Царство ценностей и смысла» как условие формирования личности. Цели образования как безусловные цели культуры. Последовательное включение педагогики в систему философского знания

Литература

Первоисточники:

· Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

· Зеньковский В.В. Педагогика. Клин, 2002.

· Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. Клин., 2002.

· Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918.

· Розанов В.В. Сумерки просвещения. /Сост. В.Н.Щербаков. М., 1990.

· Толстой Л.Н. О народном образовании; Воспитание и образование; Прогресс и определение образования. //Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х тт. Т.16. М., 1983.

· Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие. //Ушинский К.Д. Избр. педагог.соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1974.

Монографии и статьи

· Гребешев И.В. Становление личности в христианской антропологии В.В. Зеньковского // Пространство и Время. 2015. № 1–2(19–20). С. 176—182.

· Гриднева Е.И. Философия образования В.В. Розанова: от прошлого к современности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2010. №7-12.

· Данилкина Н.В. Становление теории образования С. И. Гессена как «прикладной философии». // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2009. №4. С.233-241.

· Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М., 2008. С. 178-217.

· Иванов Е.В., Иванов А.Е. Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстой о свободе как педагогическом феномене // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. №45.

· Крылова Н.В. Философия образования С.И. Гессена и В.В. Зеньковского // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. №6.

· Муравицкая Т.А. Антропологические основания педагогической концепции В. В. Зеньковского // Научный диалог. 2012. №1.

· Никулина Е.Н. Понятие личности в педагогическом наследии К.Д. Ушинского» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. №23. С.73-103.

Наши рекомендации