СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Министерство образования Российской федерации
Санкт – Петербургский государственный электротехнический университет
В.С. Бушуев, Н.В. Крылова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это концептуальное введение в данный курс.
Такое введение потребовалось в связи с тем, что в условиях стремительного нарастания процессов глобализации, формирования единого образовательного пространства в мире, ускорения кардинальных перемен, как в жизни государства, так и в сферах науки, техники, культуры в целом необходима переориентация средней и высшей школы с доминирующего обучения на системное образование.
Имеющаяся на сегодня методологическая база для этого совершенно недостаточна.
Изложение методологии системного подхода применительно к человековедческим проблемам с доведением до алгоритма и четкими определениями для описания специфики управления в социальных системах опубликовано в единственном учебнике: Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П Экология человека. М. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2001. Глава 3: Системный подход – путь к новому пониманию и действию.с.66-86. Изданный тиражом 3 000 экз. для медиков и специалистов по экологии, большинству студентов и аспирантов этот учебник практически недоступен.
Еще сложнее для них получить доступ к материалам о закономерностях феномена социального импринтинга, по которым формируются и развиваются самые глубинные основы социальной жизни человека.
Между тем, на системном уровне понимания в существенно ином виде предстают феномены интеллекта, культуры, духовности, ролевые требования к личности, обеспечить которые и призвано образование.
На учебных занятиях по курсу все это раскрывается подробно. Но, как показала практика, в конспектах это приобретает зачастую недопустимо искаженный вид. Поэтому представляется целесообразным в предоставленном объеме дать конспективное, но точное изложение, дополнив его некоторыми приложениями методического характера.
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.
ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогика – это наука о формировании и развитии субъекта предстоящей лишь в самом общем виде прогнозируемой вариативной деятельности в практически непредсказуемых условиях при неполноте или отсутствии внешнего контроля и стимулирования, но с требованием соответствия деятельности потребностям обеспечения устойчивости, прогресса и счастья самого субъекта и тех систем, частью которых данный субъект будет являться.
Педагогическое искусство - это искусство применения педагогики или искусство педагогической деятельности, искусство решения педагогических задач. При этом индивид, осуществляющий педагогическую деятельность, педагогику как науку может и не знать.
Составной частью педагогики является дидактика – наука о передаче знаний, о формировании и развитии умений, навыков и тренированности в применении этих знаний.
Прежняя педагогика была направлена на формировании развитие подчиненных, на подготовку кадров, которыми затем легко управлять. Обучали и рабов, и крепостных крестьян.
Теперь речь идет о формировании и развитии субъекта. А субъект – это тот, кто сам анализирует ситуацию, сам выбирает себе цели, сам составляет программы, сам их выполняет по собственной воле без воздействия извне или даже вопреки такому воздействию.
В современном обществе конкретная ситуация, в которой оказываются различные субъекты, и объективно требующаяся от них деятельность изменяются все быстрее и кардинальнее. И нужно подготовить субъекта деятельности, которой пока еще нет, деятельности применительно к условиям, которые пока еще не возникли. Все это прогнозируется только в самом общем виде. Неполнота и неточности прогнозов требует дать возможность субъекту ориентироваться самому в том, что и в каких условиях потребуется, быстро набирать и осваивать необходимое самостоятельно, самостоятельно определять: что именно, в какой форме и в каком объеме делать.
Более того: надо, чтобы без внешнего контроля, без поощрений и наказаний субъект делал именно то, что необходимо для сохранения и прогресса тех социальных систем, от семьи до государства и до человечества в целом, в состав которых он будет в дальнейшем включен в качестве значимого их компонента. При этом не должно возникать противоречия с самостоятельным обеспечением собственных устойчивости, прогресса и счастья самого субъекта. Вот все это в целом и должно обеспечиваться применением педагогики нового времени.
Самая полная свобода не подразумевает, что человек всецело предоставлен только самому себе и случайностям. Он должен иметь достаточные по устойчивости во времени и по диапазону их значимости ориентиры, достаточную общетеоретическую базу, методологию и методики нахождения и освоения новой информации и способов ее использования соответственно изменяющимся потребностям и условиям для их удовлетворения.
Самый свободный человек не может быть независимым ни от своей социальной сущности, связанной и выражающейся во включенности в обеспечение устойчивости и прогресса определенных социальных систем. Не может он быть независимым и от собственной сущности, и от закономерностей развития этой сущности. А конкретная деятельность, для осуществления которой осваиваются те или иные знания и умения, развиваются те или иные способности – это проявление на практике устремленности к достижению тех или иных целей.
Понимание этого позволяет расставить по значимости цели, средства, освоение этих средств и их применение на практике.
Каждый из разделов любой науки отражает только часть той системы, которую моделирует на информационно-теоретическом уровне данная наука в целом. А часть не заменяет целого. Поэтому часть науки можно и нужно выделять для освоения и применения в тот или иной отрезок времени в тех или иных конкретных условиях, но и в теории, и на практике при этом необходимо ориентироваться на систему в целом.
Есть образование как системный процесс, и есть образованность как системный его результат. Есть обучение и обученность как составные компоненты того и другого. Можно выделить часть педагогики и увидеть педагогику как это науку об образовании. Можно выделить часть образования (начальное, среднее или высшее, общее профессиональное или специальное) и соответственно говорить о педагогике высшей школы – это будет составной частью выделенного ранее. На каждом из этапов образования можно сосредоточиться практически исключительно на обучении – этим занимается дидактика как часть педагогики. Можно, наконец, выделить отдельный учебный курс в той или иной школе, основанный на достижениях той или иной науки – это будет методика преподавания конкретной учебной дисциплины.
Каждый из вариантов соответствует определенным целевым установкам и определенным рамкам педагогической деятельности. И каждый из вариантов требует постоянной ориентации на его место и роль в общей системе. Самое нужное дерево не должно заслонять понимания леса в целом.
С другой стороны, при самом полном и точном понимании общего для реальной повседневной практической деятельности необходимо сосредоточивать внимание на соответствующих частных компонентах большой системы, оперативно переключая это внимание сообразно изменяющимся, условиям, потребностям и целям действующих субъектов.
Поэтому педагогика включает в себя обеспечение ориентации в соответствующих общих и частных потребностях тех, ради кого она должна развиваться и использоваться на основе использования достижений других обществоведческих и человековедческих наук, не подменяя ни одну из них (частный случай этого – анализ социального заказа к различным частям образовательной системы с определением наиболее эффективных путей и способов выполнения этого заказа).
Управление педагогической деятельностью не должно быть утопичным. Но оно должно быть ориентировано на все более полное и эффективное использование имеющихся возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому педагогика включает в себя рассмотрение закономерностей формирования и развития системы наиболее важных качеств субъекта будущей деятельности, ради которой, собственно, и осуществляется педагогическая деятельность.
Такая многоуровневая сложность педагогики как науки и педагогической деятельности как практики применения этой науки приводит к тому, что на выполнение отдельных компонентов в отрыве их от общего можно ориентироваться как на ремесленную деятельность ради собственного заработка при самом высоком уровне профессионализма. Но если при выполнении отдельных педагогических действий (будь то рассказ материала отдельной темы или контроль знаний по отдельному учебному курсу) постоянно ориентироваться на следование общему назначению педагогики и смыслу педагогической деятельности, то выбор профессии педагога должен рассматриваться как выбор индивидом смысла, содержания и формы всей своей жизни.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА