Основные этапы развития МОХ. Советский период развития методики. Развитие ее в Казахстане
Открытых вопроса
Методика обучения химии как науки и ее место в системе учебных дисциплин. История становления . Методические идеи выдающихся химиков прошлого.
Методика обучения химии в средней школе - это педагогическая наука, изучающая содержание школьного курса химии, процессы преподавания, воспитания и развития учащихся в ходе изучения химии, а также закономерности ее усвоения учащимися. Предметом методики обучения химии является общественный процесс обучения подрастающего поколения основам химической науки в школе.
Процесс обучения включает три обязательных и неразрывных элемента - учебный предмет, преподавание и учение.
Методика обучения химии, как любая наука, имеет свою теоретическую основу, структуру, проблематику и достаточно сложную систему понятий.
Перед методикой обучения химии, как и перед любой другой наукой, стоят свои проблемы. Методика должна ответить на ряд вопросов:
для чего учить химию в средней школе, чему учить, как учить, как наиболее эффективно помочь учащимся заниматься.
Методика обучения химии как наука использует различные методы исследования: специфические (характерные только для методики химии), общепедагогические и общенаучные.
История становления методики обучения химии, педагоги-химики прошлого и настоящего времени
Методика обучения химии, как и другие науки, имеет свою историю. В Древнем мире знания записывались в рукописях, небольшая часть из которых сохранилась до настоящего времени. К ним относятся сочинения алхимиков и ятрохимиков: Джабира ибн Гайяна (721–815); Абу Бакра Мухаммеда ибн Закарийа ар-Рази (865-925); Ибн Сины (Авиценна) (980-1037); Альберта фон Больштедта (Альберт Великий) (1193-1280); Роджера Бэкона (1214-1294); Раймонда Луллия (1235-1313); Георга Риплея (1415-1490); Василия Валентина (XVI в.); Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (Парацельс) (1493-1541); Андреаса Либавия (около 1550-1616). Одним из первых наиболее полных для своего времени был учебник Либавия «Алхимия» (1597 г.). Разработка отдельных научных идей методики обучения химии принадлежит М. В. Ломоносову, который написал ряд учебников на основе атомистической теории, с точки зрения которой химия определялась как наука о составе, свойствах и превращениях веществ.
Важным рубежом для методики химии было открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. После создания Д.И. Менделеевым учебника нового типа «Основы химии» элементы стали изучаться по группам периодической системы.
Много внимания уделял методическим проблемам А.М. Бутлеров.
Основные этапы развития МОХ. Советский период развития методики. Развитие ее в Казахстане.
Рассмотрены четыре основных этапа развития методики преподавания химии в соответствии с развитием химического знания, педагогики и политики, проводимой в области образования.
1 этап. Формирование подходов к преподаванию химии связан с именем М. Ломоносова.
Им были заложены основы химического эксперимента. В развитие методических осеов преподавания предмета повлияли труды А.М. Бутлерова, И. Гесса, Д.И. Менделеева.
2 этап. Становление методики преподавания относится к началу 20 века. Химия как отдельный предмет введен в программу школьного обучения.
3 этап. Начинается с 1932 года и характреизуется систематическим построением программы обучения химии.
4 этап- условно начинается с 1983 года и связан с введение профильного обучения в старшей школе.
На советском этапе развития общества химия была включена как обязательный предмет в учебные планы средней общеобразовательной школы, и методика обучения химии выделилась в отдельную отрасль педагогической науки. Этот период связан с именами ученых-методистов, которые внесли огромный вклад в развитие методической науки, это: В.Н. Верховский, С.И. Созонов, С.Г. Крапивин, П.П. Лебедев, К.Я. Парменов, Л.М. Сморгонский, Д.М. Кирюшкин, П.А. Глориозов, С.Г. Шаповаленко, Л.А. Цветков и многие другие. В нашей стране была создана оригинальная методическая школа по вопросам преподавания химии в школе, многими принципами которой учителя руководствуются в своей работе и по настоящее время.
Первой в советской методике химии была работа выдающегося методиста-химика С Г. Крапивина (1863-1926) «Записки по методике химии» в которой обсуждались проблемы преподавания данного учебного предмета.
Современный этап в развитии методики обучения химии как науки начинается с возникновения в 1944 г. Академии педагогических наук. Появляются работы методистов: С.Г. Шаповаленко, Ю.В. Ходакова, Л.М. Сморгонского, К.Я. Парменова, Д.М. Кирюшкина, Д.А. Эпштейна, П.А. Глориозова, учителей-практиков: К.Г. Колосовой, В.И. Левашева, А.Е. Сомина и многих других.
Огромный вклад в развитие российской методики обучения химии внесли Я.Л. Гольдфарб, Л.М. Сморгонский, А.А. Грабецкий, Г.М. Чернобельская, И.Н. Чертков, Г.И. Шелинский и др.
В Казахстане в развитие методики преподавания в средней школе свой вклад внесли педагоги Сакарьянова, Усманова. Особое значение уделялось связи химии с другими предметами естественного цикла, с промышленностью, развитию химического эксперимента. В соответствии с ГОСО 2.003-2002 профильное обучение в 10-11 классах реализуется по общественно-гуманитарному и естественно-математическому направлениям. В естественно-математическом направлении большое внимание уделяется биологии, химии, физике. Вводятся курсы по выбору направленные на расширение знаний по химии, экспериментальных навыков обучающихся.