Методика изучения фонетики
1. Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка (звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово).
Основные цели изучения раздела: I. дать учащимся представление о звуковой системе языка:
1) научит их расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать и воспроизводить их вне речевого потока;
2) на этой основе преодолеть возможные представления о тождестве звука и буквы, научить учащихся видеть соответствия и несоответствия между произношением и написанием;
3) добиться осознания учащимися основных фонетических процессов русского языка:
4) 4)использовать осознанные фопешче* кие процессы для обучения выразительному чтению и орфоэпическим нормам русского языка;
Дать представление о русччшй грнфике как науке, устанавливающей общие принципы передичи звучащей речи на письме: -закрепить знание алфавита;-добиться осознания учащимися качественного соотношения букв и звуков в русском языке: -превосходящее количество гласных букв над гласными звуками и согласных звуков над согласными буквами - и причин этого несоответствия;-изложить основные особенности русской графики:-обозначение мягкости согласных на письме,-обозначение звука [j] в разных позициях,-функции твердого и мягкого знаков.
Содержание понятий по школьному курсу фонетики, графики и орфоэпии регламентируется программами по русскому языку.
Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и н,1 них отводится относительно небольшое количество часов, пошавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наиболее явном виде представляет язык системно, т.е. в ииде взаимосвязанных единиц; кроме того, именно на основании ишпия о расхождении звучания и написания формируется (>рфографическая зоркость.
При изучении фонетики используются как общеметодические, i с. актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, iiiK и частнометодические - применяющиеся именно при обучении фонетики.
К общеметодическим относятся экстралингвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно i реалией, обозначенной рисунком), функциональный принцип (фиксация внимания на том, что звуки в сильных позициях - фонемы -иыполняют смыслоразличительную роль, обращение к i мыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).
К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме.
Умения и навыки по фонетике, методы их формирования
В курсе фонетики, графики и орфоэпии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:
1) расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова;
2) грамотно произносить звуки вне звучащей речи, не используя при этом названия букв;
1) называть по порядку все звуки, из которых состоит то илииное слово;
2) характеризовать звуки но следующим признакам: гласные — поударности / безударности, согласные по глухости / звонкости (с указанием парности), твердости / мягкости (с указанием парности),
3) описывать фонетические процессы в слове: реализацию гласных в безударных слогах, позиционное озвончение /оглушение, смягчение;
4) проводить соответствие между звукоиым и графическим обликом слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове;
5) разделять слово на фонетические слоги;
6) группировать слова с общностью фонетических признаков, например с подвижным ударением или с подвергшимися оглушению согласными;
7) делать фонетический разбор слова.
Курс фонетики призван также решить ряд проблем, сопряженных с развитием речи: обратить внимание учащихся на звучащую речь с точки зрения дикции и интонирования.
Методом формирования умений и навыков являются упражнения.
Для формирования указанных умений могут быть использованы следующие типы упражнений:
1) произнести звуки без опоры на написанный текст:-изолированно,-в слове с опорой на изображение реалии, называемой определенным словом;
2) проанализировать артикуляцию произносимых звуков;
3) описать фонетические различия между словами, различающимися одним звуком (например, твердым и мягким парным согласным);
4)затранскрибировать:-отдельные звуки в слове (например, голько гласные или только согласные),-слово,-фразу;
5)прочитать транскрипцию, идентифицироип 11. ее, перевести в гра фический облик:-слово,-фразу;
6)дать правильные названия букв алфавита:-изолированно,-в слове,-в форме исправления «допущенных учеником» ошибок;
7)расположить слова по алфавиту;
8) описать позиционные фонетические изменения в слове:
1* изменение (редукция) гласных в безударных слогах,
2* оглушение / озвончение согласных,
3* ассимиляция по способу и месту образования (без употребления термина),
4* диссимиляция (без употребления термина),
5* позиционное смягчение;
9) указать способы обозначения мягкости:
6* в языке,
7* в конкретных словах;
10) определить количество звуков и букв в слове;
11) из ряда единиц выбрать единицы с определенными фонетическими признаками (например, слова, содержащие только мягкие согласные);
12) сгруппировать единицы по общности фонетических признаков(например, разделить слова на группы по месту ударения);
13) сгруппировать единицы по общности графических признаков (например, разделить слова на группы по способу обозначения мягкости, значению йотированных гласных букв);
14) разделить слова на фонетические слоги и на слоги для переноса;
15) указать место ударения в слове;
16) привести примеры слов с заданными фонетическими
характеристиками;
17) сделать фонетический разбор слова.
Упражнения могут содержать эвристические задания, например, на анализ артикуляционных различий при произношении гласных и согласных, выявление смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем), смыслоразличительную роль ударения.