Методика изучения словообразования и морфемики

1. Словообразование – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом слова (морфемикой), отношения между родственными словами и основные способы словообразования. Усиление практической направленности обучения усскому языку привело к выделению в школьном курсе русского языка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова.

Согласно школьной программе морфемика изучается в 5 классе, в 6 классе учащиеся знакомятся с основными способами словообразования. Знание закономерностей словообразования русского языка, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы русского языка. Практическая направленность изучения раздела «Словообразования» имеет большое значение для формирования правильного грамотного письма.

Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников.

В процессе изучения словообразования необходимо опираться на

общедидактические (научность, систематичность, преемственность и др.);

общеметлдические (экстралингвистический, нормативно-стилистический, исторический и др.), а также частнометодические принципы. Рассмотрим частнометодические принципы обучения словообразованию:

- структурно-словообразовательный принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования.

- лексико-словообразовательный принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели.

- мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (толкования): стрелять – стрела, черепаха – череп и т.д.

2. трудности

1) У учащихся вызывает затруднение выделение корня в словах, иногда школьники включают в корень приставку, т.к. в родном языке учащихся привыкли к выделению корня в начале слова; также трудности вызывают выделение корней с беглыми гласными.

2) При подборе однокоренных слов школьники ошибочно устанавливают связи по их звуковому облику, внешнему виду, а не по общности лексического значения (нога – ножик).

3) Трудности представляют слова с чередующимися гласными и согласными.

4) Многозначность русских аффиксов.

5) Слова, суффиксами эмоциональной оценки, т.к. в большинстве случаев значению русских экспрессивных образований нет соответствий в родном языке учащихся.

6) Нерусскому школьнику, в родном языке которого нет приставок, трудно понять их наличие в русском языке

Указанные трудности при обучении словообразованию, возникающие под влиянием интерференции, учитель должен учитывать в учебном процессе.

3. Методы изучения словообразовательных понятий в школе направлены на достижение основной цели – опираясь на структурно- семантическую характеристику слова, научить школьников ориентироваться в морфемной структуре слова, устанавливать способ словообразования и на этой основе развивать чувство языка, формировать орфографические навыки учащихся. Для формирования знаний используются различные приемы: беседа, сообщение учителя, чтение правила, показ речевого образца и т.п.

Морфемные упражнения формируют у школьников умение определять структуру слова:

- найдите слова, имеющие приставки, суффиксы и т.п.;

- обозначьте условными знаками части слова;

- подберите слова с такими же суффиксами (приставками);

- выполните графический диктант;

- сгруппировать слова по наличию в них разных приставок (суффиксов)4

- заполнить таблицу, используя данные примеры;

- разберите слова по составу и др.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова:

- определить, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составить цепочку однокоренных слов;

- определить способ образования слова;

- восстановить пропущенные звенья в словообразовательной цепочке и др.

Кроме этого увлечь школьников словообразовательными понятиями помогают лингвистические игры, шуточные стихотворения, лингвистические сказки по морфемике и словообразованию, которые позволяют в игровой форме познакомить детей с теми или иными

языковыми понятиями.

4. Для правильного понимания словообразовательной структуры и грамматической формы слова необходимо умение производить морфологический и словообразовательный анализ.

Морфемный разбор слова преследует цель – выявить значимые части слова –морфемы – с точки зрения современного русского языка. Чтобы морфемный анализ удовлетворял современным требованиям современной лингводидактики, необходимо до разбора структурных элементов слова установить его конкретное значение и лексико-грамматическую принадлежность к той или иной части речи, а затем определить значимые части.

Последовательность (порядок) морфемного разбора:

1. Определить изменяемость – неизменяемость слова, указать часть речи.

2. В изменяемых словах выделить окончание, указать грамматические

признаки.

3. Выделить основу.

4. Выделить корень путем подбора однокоренных слов.

5. Выделить суффикс и приставку (если есть).

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке, каким способом, от какой основы.

В процессе изучения словообразования целесообразно познакомить учащихся с этимологическим разбором. В ходе этимологического анализа слова устанавливается: исконным или заимствованным является слово, какие изменения произошли в структуре слова.

Таким образом, система работы по словообразованию, использование морфемных и словообразовательных упражнений позволяет учителю развивать словарный запас школьников, научить орфографически правильному письму, связной письменной и устной речи, т.е.коммуникативным навыкам.

Наши рекомендации