Физиологической основой теории компенсации стала теория системогенеза П.К. Анохина и рефлекторная теория И.П. Павлова
Лекция 2.
Компенсация слепоты и слабовидения
· Литература:
Литвак А.Г. О соотношении понятий «компенсации» и «коррекции» // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1967. с. 108-119
Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблемы дефектологии. Сост. Т.М.Лифанова. М., 1995.
Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., 1956.
Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.
В тифлопсихологии проблема компенсации зрительного дефекта является ключевой. Знание механизмов, путей и условий компенсации зрительного дефекта необходимо для обоснования методов, средств и приемов индивидуально-дифференцированной учебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы со слепыми и слабовидящими детьми, способствующей всестороннему развитию их личности, подготовленности к самостоятельной жизни и труду.
В тифлопсихологии теория компенсации прошла долгий и трудный путь развития, отмеченный порой противостоянием различных концепций компенсации утраченного зрения. Многие из них были направлены на поиски источника вызванной слепотой глубочайшей перестройки всех сил организма, т.е. источника компенсации утраченного зрения.
В период древности, средние века и значительную часть новой истории существовала вера с огромной долей мистицизма в компенсаторные возможности слепоты. Общее убеждение тех времен: «…у слепых развиваются высшие, мистические силы души, …им доступно духовное знание и видение вместо утраченного физического зрения» [12, с.463].
В эпоху просвещения (XVIII век), когда «на место мистики была поставлена наука, на место предубеждения – опыт и изучение» [12, c.464], когда началось воспитание и образование слепых, приобщение их к социальной жизни и культуре, зародилось учение о викариате органов чувств (викариат от латинского vicarius – заместитель, замещение).
В работе «Слепой ребенок» Л.С.Выготский поясняет, что «согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия, недостаток одного органа компенсируется повышенным функционированием и развитием других органов. Как в случае отсутствия или болезни одного из парных органов – например, почки и легкого, другой, здоровый орган компенсаторно развивается, увеличивается и заступает место больного, принимая на себя часть его функций, так и дефект зрения вызывает усиленное развитие слуха, осязания и других оставшихся чувств» [12, с.464]. Такое понимание компенсации слепоты находило свое отражение в легендах о сверхнормальной остроте осязания у слепых, об их одаренности исключительным слухом (и поэтому каждый слепой – обязательно музыкант), а также слепым приписывалось недоступное зрячим «шестое чувство». По мнению Л.С.Выготского, в основе этих легенд лежали истинные наблюдения и факты из жизни слепых, но ложно истолкованные.
В дальнейшем развивающаяся экспериментальная психология опровергла эти факты. Было установлено, что у слепых и слух, и осязание могут быть менее развиты, чем у зрячих. А в тех случаях, где имеет место повышение функции осязания и слуха, «это явление оказывается вторичным, зависимым, производным, скорее следствием развития, чем его причиной. Указанное явление возникает не из прямой физиологической компенсации дефекта зрения (как увеличение почки), а очень сложным и косвенным путем общей социально-психологической компенсации…» [12, с. 464].
Противостояло теории викариата понимание компенсации как явления, полностью детерминированного социальными воздействиями. В абсолют возводилась общественная природа человека, а природное, биологическое в нем игнорировалось. Поэтому развитие компенсации объяснялось только социальными причинами. Отсюда следовало, что психика слепых, поставленных в одинаковые с нормально видящими условия обучения и воспитания, не будет иметь каких-либо особенностей по сравнению со зрячими.
Анализируя историю развития теории компенсации, А.Г. Литвак выделяет четыре этапа:
1) проявление духовных сил;
2) чисто биологическое формирование автоматического «изощрения» сохранных анализаторов;
3) социологизация;
4) материалистический детерминизм.
Кроме социальных и биологических детерминант, определяющих развитие слепых, он описал также аномальный специфический фактор, отличающийся по своему влиянию от социального и биологического.
В основе всех теорий, объясняющих возможность компенсации, лежат два основных постулата:
1) использование человеком с недостатками развития сохранившихся анализаторов;
2) включение высших психических функций в процесс познания.
Основы современной научной теории компенсации заложил Л.С.Выготский. Ее основные положения получили дальнейшее научно-теоретическое развитие в работах Р.М.Боскис, Т.А.Власовой, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагина, Р.Е.Левиной, А.Г.Литвака, В.И.Лубовского, Л.И.Солнцевой и др. В современном понимании компенсация – это «своеобразный процесс развития, в условиях которого формируются новые динамические системы условных связей; возникают различного рода замещения, происходит исправление и восстановление нарушенных или недоразвитых функций; формируются способы действия и усвоения социального опыта; развиваются физические и умственные способности ребенка в целом» [7; с.465].
Согласно данному определению, зрительный дефект, как всякий психический или физический недостаток, вызывающий отклонения от нормального развития, обуславливает автоматическое включение компенсаторных функций организма на биологическом и физиологическом уровнях.
Материальным носителем компенсаторных перестроек является центральная нервная система, и потому формирование механизмов компенсации подчиняется законам высшей нервной деятельности/
Физиологической основой теории компенсации стала теория системогенеза П.К. Анохина и рефлекторная теория И.П. Павлова.
Компенсация не только физиологически, но и биологически обусловленное явление. Биологическая обусловленность компенсации проявляется в том, что в основе различного рода замещений, восстановления и исправления нарушенных или недоразвитых функций лежит мобилизация резервных возможностей центральной нервной системы, сложившихся в процессе филогенетического и онтогенетического развития.
Биологическая обусловленность компенсации подтверждается тем, что уровень сложности компенсаторной приспособляемости зависит от уровня развития центральной нервной системы. Об этом свидетельствует состояние зрительных зон головного мозга после утраты зрения: животных потеря зрения ведет к разрушению нервных клеток в зрительной зоне головного мозга, у ослепших людей никаких патологических изменений в морфологической структуре мозга не обнаружено. Последний факт объясняется высоким уровнем развития центральной нервной системы человека, благодаря чему возможно осуществление ею сложной динамической системы связей между различными мозговыми центрами, в ряду которых и зрительная зона коры больших полушарий. Такая активация ее деятельности препятствует морфологическим изменениям в ней. Морфологические изменения мозговой ткани наблюдаются только у рано ослепших или лиц со значительным стажем слепоты.
Анализ компенсации слепоты и слабовидения только на физиологическом и биологическом уровнях для тифлопсихологии является неполным. Компенсация – это процесс сложной перестройки всей психической деятельности человека из-за нарушения такой важной психической функции, как зрение. И данный психический процесс без вмешательства извне «не может быть достаточно полным» [41, с.39].
Л.С.Выготский утверждал, что «под давлением социальных требований зрячих формируются и развиваются компенсаторные способности при дефекте зрения»[1]. В зависимости от условий воспитания и обучения возникают различного рода перестройки и замещения утраченных зрительных функций. Данная зависимость обуславливается тем, что «сущность компенсации у человека заключается не столько в биологической приспособляемости организма, сколько в формировании способов действий и усвоения социального опыта в условиях сознательной, целенаправленной деятельности» [7, c.467]. Формирование способов усвоения социального опыта базируется на использовании высших форм психической деятельности, а не на элементарных функциях. Ведущую роль в процессах компенсации играет сознание, обусловленное социальными отношениями. В связи с этим компенсация дефекта зрения связана с развитием всех сторон личности слепого и слабовидящего.
Общественная обусловленность компенсации наиболее ярко проявляет себя в процессе развития ребенка с врожденным или рано приобретенным дефектом зрения. В зависимости от содержания, методов, условий обучения и воспитания у него формируются приемы, способы действия и усвоения социального опыта в условиях визуальной депривации, социальные мотивы, потребности, которые постепенно становятся движущей силой его развития.
В связи с этим современная тифлопсихология рассматривает развитие ребенка с дефектом зрения «как своеобразный компенсаторный процесс, в ходе которого на каждой стадии образуются «психологические системы», обеспечивающие продвижение в развитии, а в структуре каждой стадии развиваются стержневые образования, обеспечивающие обходные пути развития» [54, с.12].
Компенсация дефекта у ребенка происходит иначе, поскольку в детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в стадии формирования, образуют функциональные системы, развиваются новые способы действия и усвоения социального опыта, определяются способности и личность ребенка в целом. Огромные возможности компенсации у детей основываются на сохранных, нормально функционирующих, корковых, замыкательных механизмах, с помощью которых при опоре на зрительный, кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы образуются сложные слухо-двигательно-тактильные функциональные системы связей. «Эти системы, - говорит М.И. Земцова,[2] - являются физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности: анализирующего наблюдения, мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания, - которые играют основную роль в процессах компенсации».
Существуют различные формы восполнения слепоты:
ü органическая, или внутрисистемная, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;
ü межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых, анализаторных, нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.
Сложившиеся механизмы компенсации имеют стадии, характеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей. Стадия компенсации зависит от времени наступления дефекта, вида сформированных к моменту его появления связей, возраста ребенка, степени поражения анализатора, уровня его физического и психического развития, индивидуальных и личностных особенностей, социальных условий воспитания, а также от организующей и направляющей роли взрослого, учитывающего эту специфику.
Солнцева Л.И. выделяет следующие стадии развития компенсации.
На первой стадии - это комплексные двигательно-кинестетические восприятия, осязание, слух, образование глобальных межфункциональных и внутрифункциональных связей в процессе осуществления общения и предметной деятельности.
На второй - речь и ее роль в общении и предметной деятельности, которая позволяет корригировать отставание в локомоторном развитии слепого, возникшее из-за отсутствия зрительного контроля за действием руки, ее направленностью и точностью движений. Подражание взрослым в воспроизведении речевого материала, музыкального ритма позволяет использовать его в мануальной деятельности, воспроизводя действия, отработанные вместе со взрослым, используя кинестетический контроль.
Третья стадия включает в себя развитие и появление образов представлений, укрепление их связей с предметным миром, возможность «видеть» объекты в их отсутствии, оперировать образами в воображаемой ситуации. Это создает предпосылки для возникновения творческой игры как условия активизации развития слепого.
Четвертая стадия характеризуется активным включением речи, памяти, мышления как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение слепым внешнего мира[3].
Компенсация слепоты по своей сути не является замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и использовать информацию из внешнего мира для адекватного отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности. Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что понимание компенсации зрительной недостаточности как образования гибких динамических систем взаимодействия различных психических структур находит непосредственное отражение в педагогической практике обучения и воспитания детей с поражением зрения. Это выражается в создании комплекса специальных коррекционных занятий, обеспечивающих восполнение нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, и осуществляется в различных формах учебной, игровой и практической деятельности. На каждой стадии компенсации предполагается, по крайней мере, два компонента:
ü совокупность операций и способов, с помощью которых
осуществляется деятельность;
ü формирование определенного уровня психических процессов, которые эти способы контролируют и направляют.
Эти два параметра выделяются в первую очередь потому, что именно они являются специфическими при выполнении различных видов деятельности детьми со зрительными дефектами. Наличие глубоких нарушений зрения или тотальная слепота требуют иного способа контроля. Если в норме он осуществляется с помощью зрения, то при слепоте или слабовидении - это или кинестетический или инструментальный, контроль, с помощью технических средств.
Компенсация частичного дефекта протекает по тем же законам, что и тотального, единственное отличие - включение в систему компенсации информации от нарушенного анализатора. При этом изменяется соотношение коррекции и компенсации. В случае частичного дефекта начинает играть большую роль коррекция первичного нарушения, развитие слуха, осязания, зрения. Основная же идея компенсации как для тотального, так и для частичного дефекта остается правомерной - включение в сенсорный акт познания высших познавательных процессов, использование прошлого опыта, активная роль предметно-практической деятельности. Этот путь позволяет эффективно компенсировать влияние сенсорного дефекта на общее психическое развитие детей с нарушениями зрения.
1. [1] Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. Сост. Т.М.Лифанова. М., 1995.
[2] Земцова М.И. Основы компенсации дефектов у аномальных детей //
Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М.: Просвещение, 1965
[3] Солнцева Л.И. Формирование компенсаторных процессов у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980.