Лекция 8. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ИХ СОЧЕТАНИЕ

У человека две матери: природа-мать и мать-история. Природой-матерью людям даются контуры их желаний, а внутреннее содержание этих желаний наполняется матерью-историей.

Некоторые формы активности человека — результат врожденных программ, проявляющихся в нервной системе.

Как показала этология человека (Иренаус Эйбл-Эйбесфельдт и др.), при соответствующих условиях некоторые формы поведения запускаются автоматическим и механическим образом. Эти формы поведения заметно не изменяются опытом.

Кроме того, стимулы, которые освобождает их наследственный механизм, тоже запрограммированы. Это обычно определенный тип специфического цвета, формы или звука. Такие стимулы названы ключевыми стимулами, и когда их появление обеспечено средой, известны как социальные пусковые механизмы .

Активность человека и среды

Во взаимодействии контуров, остовов или фундаментов человеческих желаний с их культурно-историческим наполнением инициатива принадлежит то личности, то среде, то им обеим. Обе активные стороны стараются воздействовать друг на друга. И среда (ситуации), и личность могут выступать как репрессивные, подавляющие, и тогда ничего хорошего из их взаимоотношений не получается.

Человек не просто реагирует на воздействия, а организует их, действуя в известной мере самостоятельно, автономно, а подчас и вопреки внешней среде.

Закон разнохарактерности и непостоянства среды развития. Развивающийся человек подвергнут меняющимся воздействиям со стороны его специфической окружающей среды. Она всегда не одинакова для каждого из представителей одного и того же поколения. При этом она обязательно меняется с течением времени.

Ребенок сталкивается с необходимостью адаптации к непредсказуемым изменениям окружающей среды.

Информация, важная для адаптации, приобретается развивающимся человеком из собственного опыта, в понятие которого входит и передача установок от важных взрослых в ходе непосредственного совместного проживания жизни, и подражание.

Люди могут быть честны в одной ситуации и нечестны в другой. Они могут быть пассивны в некоторых обстоятельствах, но агрессивны в других или в отношениях с различными людьми.

Чрезвычайно велика роль определенного социального опыта и событий окружающей среды в становлении и модификации поведения.

Однако помимо свободы, развитие сил человека требует и другого, тесно связанного со свободой фактора, а именно — многообразия ситуаций .

Самый свободный и независимый человек, оказавшись в условиях однообразной жизни, не достигнет должного развития. Многообразие всегда является предпосылкой развития .

Взаимодействие факторов развития

Когда мы приглядимся к первым, исходным, побудительным причинам, по которым в раннем детстве люди приобщаются к различным пластам культуры, мы обнаружим особое сочетание комплекса факторов, которые приводят к тем или иным результатам.

Например, чтобы у ребенка появилось непреодолимое желание читать и думать, нужно многое. И раннее по времени его столкновение с великими образцами культуры. И установка окружающих людей на высокую оценку этой культуры, установка, которая заражает ребенка соответствующим отношением к ней. Именно эта установка создает условия, когда важным содержанием жизни ребенка становятся чтение, размышление, попытки и опыты творчества.

В каждый момент времени на сенсорную систему действует множество раздражителей. Процесс распознавания какого-либо определенного стимула зависит поэтому от сочетания факторов, характерных для данной ситуации. Возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от соотношения побочных факторов.

Все факторы, и внутренние, и внешние, не просто действуют на человека, и не просто человек взаимодействует с ними.

Дело еще и в том, что даже и одни только внешние факторы воздействий находятся во внутреннем взаимовлиянии . На самом деле они взаимодействуют друг с другом. Тут все дело в зависимости между этими факторами.

Так, например, одни и те же внешние условия, требующие от человека мужества, воли, самоотверженности, могут привести к совершенно разным особенностям характера и поведения человека, в зависимости от содержания этих условий. Здесь фактор волевого воспитания накладывается на содержательный.

Факторы взаимодействуют между собой, а не только между телесными особенностями данного конкретного человека. Здесь имеют место сложная корреляционная зависимость, многократное опосредствование действия одних и тех же факторов в зависимости от их комбинации. От времени и последовательности возникновения этих комбинаций, от продолжительности их влияния.

"Ответственность" за содержание развивающихся душевных сил человека придется возложить на всю сложнейшую систему факторов, которые лежат в среде его жизнедеятельности.

Наши рекомендации