Благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, так как доставляют им дерзновение пред Богом

Святитель Иоанн Златоуст. XVI в. Архангельский музей изобразительных искусств.

Благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, так как доставляют им дерзновение пред Богом.

Тем не менее, как видно даже из этого «революционного» отрывка, святитель чужд социального реформаторства, он не видит в богатстве как таковом зло. Зло же коренится в страстях, которые могут быть присущи человеку, наделенного богатством, — высокомерие, гордость, жестокость, стяжательство, презрение к бедным. С другой стороны, если человек живет по заповедям Христовым, то никакое богатство его не испортит. Сам святитель Иоанн Златоуст тому красноречивый пример. Он был далеко не бедным, архиепископские нужды щедро финансировались. Святитель мог себе позволить есть на золоте, одеваться в одежды, украшенные драгоценными каменьями, каждый день устраивать званые обеды и приемы не хуже, чем у императора. Однако все средства он отдавал на больницы, ночлежки и хлеб для нескольких тысяч обездоленных, а сам питался скудно, предпочитая за трапезой уединение, чтобы не смущать окружение простотой своей пищи. Что, однако, породило множество слухов, что святитель специально запирается в келье, чтобы никто не видел, какие диковинные яства он там вкушает!

Зная характер святителя, отраженный в его поступках и проповедях, можно заключить, что нетерпимость святителя к богатству продиктована не желанием свергнуть существующий строй — всякая власть все равно дана Богом, — а тем, чтобы христиане явили миру любовь прежних времен, которая выступала лучшей формой миссионерства.

«Вокруг себя святитель видит слишком много неправды, жестокосердия, страдания, горя. И хорошо понимает, насколько это связано с духом стяжания, с социальным неравенством. Он скорбит не только о бесплодной роскоши, но и о богатстве, как о соблазне. Богатство соблазняет прежде всего владеющего. Само по себе богатство не есть ценность; это только театральная маска, скрывающая подлинный образ человека. И вместе с тем владеющий приучается невольно дорожить им, впадает в опасный самообман, привязывается к мнимым благам. Опасно не только богатство, неправедно и нечестно приобретенное, но и всякое имение... Однако, не само по себе, а как стимул для воли, как повод дорожить тленным и мнимым», — заключает протоиерей Георгий Флоровский, размышляя над отношением святителя Иоанна Златоуста[8].

О. В. Орлова в книге «Крестный путь Иоанна Златоуста» идет дальше. Она показывает, в чем же заключается христианское отношение к богатству, согласно воззрениям святителя Иоанна. «Святитель Иоанн Зла­тоуст уверен, что богатый не должен смотреть на свое имуще­ство как на личную собственность, с которой он может поступать исключительно по своему усмотрению. Богатый должен созна­вать себя только лишь хранителем и распределителем казны, вверенной ему Богом для того, чтобы он тратил ее не на свое удовольствие, но для справедливого распределения на нужды бедных братьев. По учению Златоуста, в идеальном христиан­ском обществе не должно быть никакого неравенства. «У жи­вотных все общее: земля, источники, пастбища, горы, леса, и ни одно из них не имеет больше другого. У людей также общая природа, общая участь, общее небо, луна, воздух, море, общие также духовные блага. Поэтому, — заключает Златоуст свои слова, — не безумно ли тем, которые имеют между собой столь­ко общего — и природу, и благодать, и обетования, и законы, — быть причастными к богатству, не соблюдать в этом равенства, но превосходить свирепость зверей. Хотел бы я узнать, — говорит он, — зачем люди так много заботятся о богатстве, ведь Бог назначил природе меру и границы, чтобы мы не имели никакой необхо­димости искать богатства. Он повелел, например, одевать тело одной или двумя одеждами, а затем лишняя не нужна для за­щиты тела. Для чего же тысячи одежд — эта молеедина? Поло­жена также и мера в принятии пищи, и употребленное выше этой меры необходимо вредит всякому живому существу; для чего же эти стада, пастбища и скопление мяса? Нам нужен толь­ко один кров, для чего же эти хоромы, эти многоценные жили­ща?»[9].

Современный «гламурный» век расставляет свои сети на христиан, вводя в их сознания понятия: уровень жизни, социальное благополучие, диктат моды, престиж. Очень сложно противиться мнению большинства, жить не так, как хочет от тебя общество, а как велит Христос. И как будто предвидя эти проблемы, святитель говорит людям: «Для чего, скажи мне, — обращался он с уничтожающим обли­чением к богатым прихожанам, — ты носишь шелковые одежды, ездишь на златосбруйных конях и украшенных лошадях. Лошак украшается снизу, золото лежит и на покрывале его. Бессловес­ные лошаки носят драгоценности, имея золотую узду. Бессло­весные лошаки украшаются, а бедный, томимый голодом, сидит при дверях твоих и Христос мучается голодом... Когда ты воз­вратишься домой, когда возляжешь на ложе, когда в доме твоем будет устроено блистательное освещение и приготовлена роскошная трапеза, вспомни о бедном и несчастном, который, по­добно псам, ходит по переулкам во мраке и грязи и возвращается оттуда часто не домой, не к жене, не на ложе, а на кучу сена, подобно псам, лающим всю ночь. (…) Христос у дверей ваших, отворите Ему, вы обязаны Ему отдать луч­шую комнату, а Он просит у вас только угла! Поместите Его, где хотите, в задних комнатах с вашими слугами, в сараях, конюшнях с вашими ослами и лошадьми, — но только примите Его»[10].

Вернемся к началу нашей брошюры. Часто нам кажется, что воззрения Святых Отцов — достояние «старины глубокой». Они якобы не доступны для нашего понимания. Однако, приведенные выше высказывания святителя Иоанна Златоуста доказывают обратное. Они актуальны. Хотя категория «актуальности» (или злободневности) обедняет их значение. Они вечны, потому что коренятся в Евангельских истинах — истинах непреходящих. В поисках путей спасения своей души люди колесят по городам и весям, ищут прозорливых старцев, мучая последних вопросами: «Что делать? Как достичь Царствия Небесного?» А в ответ слышат одно и то же, кочующие из Священного Писания и Священного Предания: «Возлюби Бога… возлюби ближнего как самого себя… не собирай богатств на земле… посети больного, заключенного… подай нищему во славу Божию». Но не хочется, некогда, не получается! И опять вспоминается святитель Иоанн Златоуст, со всей строгостью и трезвым взглядом на мир говоривший: «У нас, оттого, что нет никого совершенно здорового в вере, но все больны, — одни более, другие менее, — никто не в состоянии по­собить лежащим. Так, если бы кто со стороны пришел к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не знаю, каких бы еще мог он представить себе других врагов Христа хуже нас; потому что мы идем такою дорогою, как будто решились идти против заповедей Его!»[11].

Через более, чем 1600 лет, когда были произнесены эти слова, самое время что-то менять.

Благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, так как доставляют им дерзновение пред Богом - student2.ru

Наши рекомендации