Вопрос 13: Просвещение в Западной Европе. Система западноевропейского образования в ХVII - XVIII вв
Эпоха Просвещения в Западной Европе длилась с последней трети XVII до конца XVIII в. Представители этого течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пытались приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать в процессе воспитания природу человека.
Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету эпохи Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.
В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты плеядой мыслителей:
· Дж. Мильтоном (1608 — 1674),
· У. Петти (1623—1687),
· Дж. Локком (1632—1704),
· Дж. Пристли (1733—1804) и др.
Многие из них настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования
Остановимся подробнее на взглядах Дж. Локка: (Английский мыслитель, философ, психолог, педагог, политический деятель, преподавал в Оксфорде более 30 лет греческий язык, риторику, этику. Написал такие произведения как «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом», «Об учении» и др.
По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской" (tabula rasa), готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт — рефлексию. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Так, умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого необходимо постоянно закаливать и физически упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, отвергают унизительные физические наказания (исключения в случае дерзкого и систематического неповиновения). Набор дисциплин и занятий полноценного воспитания и обучения Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование.(Система воспитания джентльмена по Д. Локку).Дж. Локк:
1. Ввел в науку экспериментальный метод
2. Ввел принцип разумного эгоизма (человек должен быть свободен и не ущемлять свободу других)
3. Идея светского, обращенного к жизни образования
4. Требование доступности образования для всех слоев общества
5.Одним из первых поставил вопрос о пределах возможностей воспитания, которые ограничены: индивидуальным потенциалом воспитанника и условиями его жизни
Цель воспитания – создание новой породы людей
1. В воспитании требовательность к ребенку должна сочетаться с доброжелательным отношением к нему
2. Не отрицал педагогического значения поощрения и наказания, но призывал крайне осторожно подходить к их использованию
3. Телесные наказания вредны, т.к. заставляют детей ненавидеть то, что им следует любить
4. Требование индивидуального подхода к ребенку (сначала наблюдение за ребенком, а потом использование различных педагогических методов, подобранных индивидуально)
5. Наиболее эффективные методы воспитания – пример и упражнение
6. Воспитание должно быть природосообразным
Цель обучения – воспитание самостоятельности мышления
1. «Цель учения – знание, а цель знания – практика или передача знания другим»
2. Разработал приемы и способы формирования воли, развития мышления
3. Создал систему образования джентльмена, удовлетворяя потребность буржуазного общества в педагогической системе, которая позволяла бы представителям имущих классов таким образом воспитывать и обучать своих детей, чтобы они, получая прочную нравственную закалку, становились не «учеными людьми», а «людьми образованными и деловыми»
4. Поэтому джентльмен должен быть не столько утонченно красноречивым, ученым человеком, знающим классические тексты, сколько человеком способным к жизни в деловом обществе, к разумному и прибыльному ведению дел, чье счастье есть результат дела его собственных рук
Главным средоточием идей Просвещения оказалась Франция. Представителями являлись:
Ø Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771)
Ø Дени Дидро (1713 – 1784)
Ø Жан Жак Руссо (1712 – 1778)
Дени Дидро: Сторонник реального образования (сокращение изучения древних языков и расширение преподавания математики, физики, астрономии, химии).Ценил основательность знаний.
Педагогические воззрения:
«Воспитание значит многое», т.к. воспитание лишь развивает то, что дала природа
Неравные способности детей к обучению происходят из неблагоприятных или благоприятных природных задатков
Он пропагандировал идеал приближенного к жизни реального образования
Предложил создать систему школ по всей стране:
начальные школы должны быть всеобщими, обязательными, бесплатными;
среднее образование должен давать факультет искусств университета,
высшее– юридический, медицинский и богословский факультеты, а также специальные высшие школы (политическая, военная и т.д.).
Особое внимание уделять подбору учителей (они должны иметь хорошее знание науки, отзывчивость и любовь к детям)