Результаты педагогического процесса могут оказаться как позитивными, так и иными: ученики не всегда ведут себя идеально, их знания далеки от желаемых

Обоснуйте, почему, на Ваш взгляд, реальные результаты не всегда совпадают с ожидаемыми?

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Представленные компоненты структуры педагогического процесса определенным образом соотносятся между собой: содержание соответствует цели, технологии отвечают цели и содержанию, результаты соотносимы с целью и завися от выбранного содержания и использованных технологий. Структура педагогического процесса - понятие статическое, отражает его мгновенное сиюминутное состояние.

Динамика педагогического процесса обусловливает последовательное решение педагогических задач, которые возникают в реальном процессе взаимодействия педагога и воспитанника, учителя и ученика. Динамику педагогического процесса раскрывают его этапы, которые раскрывают взаимодействие учителя и учащихся, воспитателя и воспитанника, направленного на достижение поставленной цели.

Следует подчеркнуть, что реализация любого педагогического процесса начинается с его предварительного проектирования, которое заключается в формулировании цели взаимодействия, определении содержания взаимодействия, ожидаемых результатов и путей (технологий) их достижения.

Последовательность этапов реализации педагогического процесса можно в обобщенном виде представить следующим образом: 1 – мотивационно - целевой (смыслообразующий) этап - характеризуется постановкой цели совместной деятельности, поиском внешних стимулов, побуждающих учащихся к достижению цели, осмыслением поставленной цели как значимой для ученика «здесь и сейчас»; 2 - предъявление заданий (действий), необходимых для достижения поставленной цели; 3 этап – это этап выполнения определенных заданий, создания запланированных ситуаций; следующий 4 этап предполагает осуществление участниками педагогического процесса различных видов деятельности, преодоление возможных затруднений, развитие способов понимания и коммуникации как способов взаимодействия и познания; 5 этап заключается в обсуждении участниками педагогического процесса критериев оценивания, в выборе определенной системы оценивания достигнутых результатов, в стимулировании развития рефлексивных и оценочных умений. В процессе реализации всех этапов педагогического процесса проводится коррекция разработанного ранее проекта педагогического процесса с целью преодоления возникающих затруднений, поддержки положительной мотивации, адекватного учета новых обстоятельств.

Подчеркнем, что реальный педагогический процесс – это диалектический процесс, на каждом этапе возможно возникновение ситуаций, отличающихся от запланированных на этапе проектирования, которые требуют нового решения. А.С.Макаренко писал: «В зависимости от обстоятельств, времени, особенностей личности и коллектива, от таланта и подготовки выполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры диапазон применения того или иного средства может увеличиваться до степени полной общности или уменьшения до положения полного отрицания»[36].В этом проявляется творческий характер педагогического процесса.

ЗАДАНИЕ

Прочтите ещё раз фрагмент первого раздела о педагогической задаче.

Опираясь на собственный опыт ученичества, приведите примеры положительного и неудачного решения учителем незапланированных (неожиданных) задач. Менялись ли в этих случаях последовательность этапов? Что менялось в содержании этапов педагогического процесса?

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Основные характеристики педагогического процесса

Целенаправленность является ведущей характеристикой процесса. Повторим, что в целенаправленности педагогического процесса одновременно проявляются его социальные и гуманитарные свойства, единство которых отражает специфику педагогической целенаправленности. Социальные проявления педагогического процесса позволяют рассматривать целенаправленность в широком плане. Направленность процесса на содействие образованию и развитию субъектов понимается как отражение потребностей общества в культурном, образованном, активном и здоровом человеке, способном к эффективному построению своей личной жизни и профессиональной карьеры.

Гуманитарное содействие связано, прежде всего, с деятельностью педагога, его взаимодействием с обучаемым. Содействие образованию человека как гуманитарная цель состоит в раскрытии и развитии природных, сущностных сил обучаемого, которые и будут служить основой продвижения человека на образовательном и жизненном пути.

Педагогическое содействие образованию человека проявляется в создании условий, возможностей, способов для раскрытия и развития потенциала человека. Однако в педагогическом процессе предполагается не только это, но и стимулирование человека к использованию этих потенций, а также их усилению, развитию и преобразованию.

Связь с реальной жизнью, взаимообусловленность педагогического процесса средовыми влияниями обусловливает такую его характеристику как открытость. Среда существует в многообразии особенностей, проявлений, ресурсов и рассматривается как совокупность условий и возможностей, внешних по отношению к человеку (его окружение, пространство жизнедеятельности). В самом широком понимании она предстает как макросреда. Макросреду можно рассматривать на уровне государства, общества, культуры. В более локальном понимании проявляется мезосреда (среда региона, города, района). Микросреда – это та среда, которая окружает человека каждодневно и непосредственно (семейная, школьная, классная, групповая). Это та реальность, с которой ребенок находится в непосредственном контакте.

Ури Бронфенбреннер обращает внимание на то, что максимальное влияние на ребенка оказывает первый уровень окружения, так называемая микросистема (в терминологии Бронфенбреннера), включающая «комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека»[37].

По мнению У. Бронфенбреннера, среда содержит два основных измерения: это виды деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он выбирает для себя в течение всей жизни. На разных стадиях развития человек, естественно, выбирает и меняет свою среду, причем в течение жизни роль собственной активности в формировании среды постоянно увеличивается. Таким образом, согласно этой экологической модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду.

Результаты современных педагогических исследований позволили конкретизировать вывод У. Бронфенбренера о влиянии макрофакторов на растущую личность человека. К таким социокультурным макрофакторам относятся: динамичное изменение жизни, множественность культур, появление новых технологий и средств связи. Эти факторы влияют порождают новую педагогическую реальность, обладающую как позитивным потенциалом для развивающейся личности школьника, так и рисками. Положительный потенциал способствует реализации инновационных идей модернизации школы в соответствии с требованиями времени.

Риски, вызванные макрофакторами (фрагментарности образования, усвоения устаревающих знаний, избыточной информации, аномии ценностей, формировании негативной идентичности школьника, отвержения всяких правил, появления безобразного в поведении) не вступают в силу, если реализуются педагогические стратегии, направленные на развитие личностного ресурса школьника - открытости познанию и новому опыту, опыту субъективного переживания осмысленности собственной жизни, возможность самоопределения и самореализации в настоящем времени, понимание себя, мира, других людей; ориентацией на сопереживание, событийность, эмоциональность и ценностно-смысловую насыщенность школьной жизни; увеличение возможностей выбора возрастание степеней свободы школьника за счет освоения школьником информационного, коммуникативного, технологического ресурсов образовательной среды.

ЗАДАНИЕ

Среда, в которой осуществляется педагогический процесс, может быть представлена разными характеристиками: комфортная - не комфортная; благоприятная – не благоприятная; духовная – бездушная; теплая - холодная; располагающая – не располагающая; интеллектуально насыщенная – интеллектуально бедная; высоко конкурентная – низко конкурентная; мобилизующая – расслабляющая.

Обсудите ответы на вопросы, которые Вы считаете наиболее интересными:

· Как вы понимаете описанные свойства среды?

· Что такое комфортная и некомфортная среда?

· Что такое конкурентная и неконкурентная среда?

Наши рекомендации