В) слого-звуковой анализ слова астра

— Разделить слово на слоги.

— Назвать первый слог, второй.

— Каким звуком начинается первый слог? Произнесите его хором.

— Какой это звук?

— Почему вы так думаете?

— Произнесите второй слог. Назовите гласный звук.

Игра «Услышим звук».

Если в слове есть звук [а], необходимо хлопнуть в ладоши. Указать место звука в слове (в начале, в середине, на конце слова).

Слова: тюльпан, василек, флоксы, кактус, роза, мак и т. д.

— Какое слово лишнее? Почему?

Знакомство с буквой а.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Гласный звук [а] на письме обозначается буквой а.

Работа с кассой

Взять кассу и правильно положить. Открыть кассу.

Определить место буквы а в кассе (1 ряд, 1 ячейка).

Учитель раздает каждому пластинку с буквой а. Ученик кладет ее в ячейку.

Учитель раздает еще по одной пластинке с буквой а. Ученики выставляют букву на линейку в кассе.

Чтение буквы а, определение количества точек.

Учитель называет, какой точкой обозначается буква а.

Отделить букву а на линейке кассы пустой пластинкой (7 ряд, 3 ячейка) и поставить еще одну пластинку с буквой а.

Поставить обе руки на линейку и читать букву а слева направо.

Разложить пластинки в нужные ячейки.

Закрыть кассу и отодвинуть на правый верхний край парты.

Работа с «Русской азбукой»

Чтение буквы а.

Найти верх страницы, опускать руки сверху вниз до нахождения строки.

— Поставить обе руки на строчку.

— Читаем слева направо. Находим шеститочие и рядом букву а.

— Читаем всю строку.

Обследование рельефного рисунка астры.

Итог.

— С каким звуком познакомились?

— Какой он?

— Как обозначить на письме звук [а]?

— Как пишется буква а? Какими точками обозначается?

— В какой ячейке и в каком ряду находится?

Письмо

Тема: письмо буквы а.

Цель: научить писать букву а; продолжать работу над звукобуквенным анализом, ориентировкой на колодке-шеститочии и в приборе прямого чтения и письма.

Средства обучения: колодки-шеститочия, приборы прямого письма и чтения, письменные приборы, грифели.

Комментарии к уроку

На данном уроке и последующих, когда вводится написание новой буквы, весьма желательно использование прибора прямого письма и чтения. Этот прибор оказывается крайне эффективным техническим средством, способствующим формированию точного написания буквы, прежде всего возможностью контроля за знакообразованием.

Ход урока

Организационная часть.

Игра «Выбери имена».

— Назовите ваши имена.

— В котором из них слышится звук [а]?

— Произнесите эти имена по слогам.

— Укажите в каждом слове слог, содержащий звук [а].

— Поясните, в каком слове звук [а] является ударным?

Письмо буквы а на колодке-шеститочии.

— Правильно расположите колодку-шеститочие для письма.

— Найдите в клетке место точки 1. Укажите его стержнем грифеля.

— Напишите точку 1.

— Эта точка обозначает букву а.

— Затрите написанную точку.

— Еще раз напишите букву а и поясните вслух свои действия.

— Прочитайте на колодке-шеститочии букву а.

— Самостоятельно еще раз напишите букву а и покажите ее запись (учитель проверяет).

Письмо и чтение буквы а на приборе прямого письма и чтения.

— Правильно расположите прибор перед собой, поясните, как это сделали.

— Где расположена часть прибора для письма? Для чтения?

— Найдите первую рабочую строку для письма.

— Покажите первую клетку рабочей строки.

— Установите в ней грифель.

— Как в этой клетке написать букву а?

— Напишите букву в последующих четырех клеточках. Прочитайте двумя руками написанные буквы а на панели для чтения.

— Затрите написанное. Закройте прибор, отодвиньте его.

Письмо буквы а на письменном приборе Брайля.

— Приготовьте письменный прибор для записей. Заложите в него бумагу.

— Найдите рабочую строку и в ней первую клетку.

— Установите стержень грифеля в первой точке и напишите букву а. Поясните действия (Находим правый верхний угол клетки. Устанавливаем в нем острие стержня грифеля. Прокалываем точку 1 и пишем букву а).

— Запишите под диктовку букву а со второй по двенадцатую клетку.

— А теперь самостоятельно напишите букву а во второй половине рабочей строки, пропуская между ними пробельную клетку.

— Достанем лист бумаги из прибора.

— Читайте вслух букву а на первой половине строки, а затем на второй.

— Что надо сделать для прочтения буквы а?

Итог.

— Какую букву вы научились писать?

— Какой точкой записывается буква а?

— Что обозначает буква а?

— Что надо сделать, чтобы прочитать букву а? (Надо назвать звук [а], произнести его).

Предметный урок

Тема: «Белка»

Цель: сформировать пространственное представление о белке; создать чувственную основу представления; продолжать обогащать словарный запас слепых детей; развивать устную речь; закреплять аппарат двуручного осязательного обследования.

Средство обучения: чучело белки, рельефно-графические рисунки животных, рельефно-графический рисунок белки, статуэтки, аппликации и мягкие игрушки, изображающие белку в разных позах, орехи, шишки.

Комментарии к уроку

На этом уроке учитель направляет свои усилия на создание у слепых школьников адекватного реальному животному представления о нем, опираясь на восприятия учащимися модельных средств наглядности: начиная с чучела белки и кончая ее рельефно-графическим изображением.

Существенным компонентом методики формирования представления у слепого ученика на таком уроке является применение широкого диапазона наглядных средств обучения, ведь одни из средств более точно передают форму зверька, другие — его размеры, третьи — различные позы, четвертые — элементы поведения, характер.

Наконец, необходимо отметить художественно-эстетический потенциал комплекса применяемых наглядных средств обучения, реализация которого на таком уроке позволяет пробудить у слепого ребенка нежные, любовные, бережные чувства к живому существу, к животному, в частности.

Ход урока

Наши рекомендации