Закон орудийно-знакового опосредствования развития
Культура насквозь "знаковая", символичная. И в развитии приобретающего культуру индивида не имеется никакой промежуточной стадии, ни логической, ни неврологической, между символическим и несимволическим поведением. Индивид или способен к символическому поведению, и тогда он человек. Или не способен, и тогда он еще не человек.
Жизнь слепоглухих детей со всей ясностью обнаруживает это. Когда, благодаря помощи преподавателей, они преодолевают изоляцию, на которую их обрекала слепота и глухота, и начинают контактировать с миром культурных смыслов и ценностей, их превращение в растущих людей происходит мгновенно.
Процесс усвоения культуры в ходе воспитания фиксирует тот факт, что обучать и воспитывать можно только посредством знаковых систем и через предметы, созданные человеком для человека. Этот закон развития личности с помощью культурных образцов — едва ли важнейший с содержательной точки зрения из законов сущего.
Знаковое опосредствование — базовое понятие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, обозначающее способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. Все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию природных процессов в культурные.
Знаковая природа культуры делает возможным общение, как непосредственное, так и опосредствованное — через искусство, науку, книги, средства массовой информации и т.д.
Родина как исток и тайна воспитания. Без родины человек не может стать ни нормальным, ни полноценным.
Тайна становления родного у человека прежде всего — в родном языке и в ощущениях.
Как возникает ощущение этнической принадлежности? Из ощущения дома — привычного, понятного.
В течение трех—пяти лет после рождения у ребенка складывается на базе общения чувство родного .
То, что для него было близким, знакомым и приятным в первые годы его жизни, — это и определяет его этническую принадлежность. Она ему кажется единственно возможной. И самой лучшей.
Все лучшее в родном — обычаи, нравы, кухня, праздники и т.д. По терминологии Л.Н. Гумилева, — в системе общей жизни .
Только став членом этноса, развивающийся индивид приобретает собственно человеческие характеристики.
Для того чтобы стать членом этноса, нужно войти в состав этноса. Это значит — разделить с той или иной группой людей общую деятельность и судьбу.
Это персональное отношение человека, который получил воспитание, вошел в эту среду. Тот, кто привык жить в горах, не будет жить на равнине. Кто привык жить на островах, для того скучна степь.
И тут уже не имеют никакого значения ни половая принадлежность, ни возрастная. Люди начинают тянуться друг к другу, они нуждаются друг в друге.
Родной язык и развити е. Родной язык сам по себе не может образовать этноса, но он откладывает очень сильный отпечаток на этническое самосознание любого человека.
К.Д. Ушинский показал, что в языке претворяются в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления — весь глубокий голос родной природы и вся история духовной жизни народа.
Результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая прошедшие поколения с живущими и грядущими.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова, их сочетания и парадигматику, но бесконечное множество понятий и отношений. Дети усваивают из родного языка и способов его употребления воззрения на предметы. Множество мыслей, чувств, образов.
Бессознательно усваивая логику и философию языка, дети приобретают логические понятия и философские воззрения.
Преимущественно посредством языка ребенок узнает структуру общества, в котором он рожден, и свое собственное место в этом обществе.
Люди, объединенные одним и тем же родным языком, всегда будут иметь некоторые общие черты в отношении к миру, в понимании мира, в характере реакций на события окружающей среды, в способах самовыражения.
Родной язык — один из наиболее важных инструментов социализации во всех человеческих обществах и культурах.
Родной язык — это страшная сила. Великую мощь родного языка, который накладывает свой особый отпечаток на разные группы людей, великолепно продемонстрировал академик Л.В. Щерба (1880— 1944). Он блестяще показал, что грамматика обладает колоссальной формирующей сознание силой.
Искусств о. Искусство порождается базальной потребностью человека в осмыслении мира. Искусство основано на сомнении и вопрошании. С незапамятных времен человек стремится понять цель стихий, значение своего пути от рождения до смерти и природу сил, которые им движут.
Это понимание необходимо для выживания человека в мире, особенно когда окружающая его среда проявляет враждебность, когда он, малосильный и беззащитный, стоит перед лицом неизбежной гибели, катастроф и катаклизмов.
В непонятном мироздании человеческая жизнь непрочна, ненадежна. В бессмысленном мире человеку нельзя смириться со страданиями, потерями, лишениями, обидами и разочарованиями. В неосмысленном мире человек не может выразить ни своей очарованности жизнью, ни экстаза — восторженного веселья.
Искусство изучает человека и мир человека с той же скрупулезностью, что и наука, но с помощью художественного образа. Наука же — с помощью понятия, логически оформленной общей идеи.
В отличие от понятия, которое схватывает только общее и всеобщее, художественный образ начинается с единичного.
Образ есть конкретный жизненный пример, узнаваемый и как будто общедоступный. Поэтому его легче сопоставить с исключительным, казалось бы, жизненным опытом каждого воспринимающего искусство. Но одновременно, и в этом суть дела, данный конкретный случай похож на массу подобных ему.
Художественный образ — это сродство отдельного с общим, притом созданное воображением в порядке умственного эксперимента. Он соединяет общие закономерности с индивидуальным явлением, которое на самом деле совсем не выглядит случайным.
Понятийное мышление и противостоит образному мышлению, и сочетается с ним.
Образ эмоционален, понятие бесстрастно. Образ позволяет изучать детали поведения человека, при этом испытывать к нему симпатию или антипатию.
Наконец, искусство — игра, а игра дает удовлетворение, которое как ничто другое примиряет человека с его лишениями, потерями и жертвами.
Каждый из видов искусства имеет свой язык, свою систему символов. Несмотря на кажущуюся общедоступность языка искусства, ему необходимо учиться. Интерпретация искусства требует от человека овладение искусством интерпретировать его образы — особые знаковые системы.
Велико значение эмоций, настроений, переживаний, даваемых впечатлениями от художественных произведений. Воспитательная и образовательная программа искусства грандиозна и неисчерпаема. Она базируется на признании могущества знаковых систем в подсознательных процессах развития личности.