Понятие качества образования чрезвычайно многогранно

Найдите на сайтах школ, органов управления различные варианты его определения. Какие характеристики качества вынесены на первый план в этих определениях?

Можно ли дать универсальное определение понятию «качество образования», пригодное для всех?

Напишите эссе на тему «Качество образования и качественное образование».

Истинность каждого определения понятия «качество» ограничивается субъективностью восприятия свойств и полезности предмета или явления каждым отдельным индивидом, что и определяет конкретное качество для него. Международная организация по стандартизации (ISO) в 1986 г. сформулировала и с тех пор периодически уточняет определение качества. Международный стандарт качества ISO 9000-2000 говорит, что «качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям». Требования как потребности и ожидания потребителей и заинтересованных сторон могут быть изложены в нормах и стандартах или выяснены с помощью специальных исследований. Спецификой стандартизованных и сопутствующих (бытовых) определений качества является то, что итоговое качество продукта определяется процессом изготовления, а не контроля. В сфере образования понятие «качество» используется, скорее всего, с прошлого столетия. Термины: «качество образования», «качество подготовки специалистов», «качество образовательного процесса», «качество жизни» стали широко использоваться лишь в последние десятилетия XX века. При этом заметно отсутствие единства в определении качества образования и связанных с ним понятий.

Хотя термин «качество» в последние годы широко используется в образовательной среде, нет оснований утверждать, что в России и за рубежом сложилось единое понимание его сути. Чаще всего, говоря о качестве, в России используют показатели, которые связаны с характеристикой потенциала образовательного учреждения (квалификация научно-педагогического персонала, укомплектованность библиотек, обеспеченность компьютерами и т.д.) и результатами образовательного процесса (успеваемость, количество победителей олимпиад, количество медалистов и т. д.). Однако эта информация в рамках современной культуры качества может использоваться для характеристики возможностей образовательного учреждения, но не для системной оценки качества образования учащихся.

Интересно понимание определения качества образования в мире, отраженное в мнении Джанет Колби и Миске Уитт[127]. Эти ученые считают, что качественное общее образование включает следующие составляющие:

· учащихся, которые здоровы и получают хорошее питание, готовы участвовать в образовательном процессе и учиться при поддержке семьи и общества;

· образовательную среду — здоровую, безопасную, обеспечивающую защиту и восприимчивую к полу, обеспечивающую необходимыми ресурсами и благоприятными условиями;

· содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как тендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний ВИЧ/СПИД, мирное сосуществование;

· процесс, посредством которого подготовленные учителя используют такие подходы в обучении, где на первом месте стоят интересы ребенка, занимаются в специально оборудованных аудиториях и школах и используют метод оценивания способностей ребенка, чтобы стимулировать обучение и свести к минимуму различия в объеме знаний;

· результаты, которые включают знание, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни.

Рассматривая «качество образования» с точки зрения государства, общества, работодателей, родителей, учащихся, педагогов и т.д., мы каждый раз будем получать разное «качество», то есть различные подмножества свойств образования.

При практическом анализе качества образования целесообразно определить такое ограниченное множество составляющих этого качества, которое в достаточной степени охватывает используемые аспекты понятия и позволяет удовлетворить основных участников и потребителей образования. Сегодня это в первую очередь: степень сформированности компетенций, знаний, умений и навыков учащихся, уровень развития их личностных свойств, комфортность обучения.

Влияние системы оценивания на образование не подлежит сомнению, но в системах образовательного оценивания имеется множество внутренних проблем. Расширение применения таких систем сделало эти проблемы очевидными. Внимание к измерению результатов образования отражает не только стремление обеспечить «образование для всех», но и рекомендации национальных и международных финансирующих структур, заинтересованных в большей прозрачности и экономической эффективности, определенной унификации систем оценивания.

Каждая из развитых национальных систем общего образования в мире обладает ярко выраженными традиционными особенностями. В России положение усугубляется крайней степенью дифференциации школ. Школы в сельской местности и в мегаполисе, с несколькими учениками и с переполненными классами, с одним учителем и десятками учителей, объединенных в кафедры – каждой из них присущи свои признаки, особенности, свойства. Задача формирования системы оценки качества общего образования, подходящей для всех и для каждого региона, местности и школы, представляется почти нереализуемой.

По мере того, как образование и профессиональная подготовка требуют все больших средств, рекомендации финансирующих структур становятся все более настоятельными. В частности, правительства хотят осуществлять мониторинг и контролировать образование с тем, чтобы обеспечить получение желаемого результата за вложенные деньги. На первый взгляд данная цель кажется тесно связанной с задачей повышения качества образования, однако на практике противоречия между ними очевидны.

Главным критерием качества, например – образовательной деятельности школы, является ее результат – уровень и качество образования конкретных учеников. Отсроченность результатов образования и отсутствие общепризнанных «технологичных» методов текущего контроля этих результатов существенно затрудняет решение вопроса об эффективности функционирования тех или иных элементов образовательной системы. Без решения этого вопроса задача управления системой образования становится неразрешимой. В то же время при анализе деятельности образовательных учреждений традиционно большое значение придается оценке содержания и условий образовательного процесса, проводимой почти всегда качественно с использованием экспертных оценок. [128]

Сегодня очевидна необходимость построения единой многоуровневой системы оценки качества образования как информационной основы системы управления образовательными системами. Такая система призвана обеспечить единство образовательного пространства в части выполнения требований государственных образовательных стандартов. Для каждого из уровней принято различать внутреннюю (самооценку) и внешнюю оценки.

Внутренняя оценка основана на сопоставлении текущего и планируемого состояния качества образования. Она является оценкой изменений качества образования для соответствующего уровня и их соответствия целям развития учащегося, преподавателя, образовательного учреждения. Как правило, внутреннюю оценку качества образования школы проводят в рамках внутришкольного контроля или специально созданных программ мониторинга качества образования. Существующая сегодня развития система олимпиад и конкурсов на всех уровнях системы образования от международного до школьного также является инструментом оценки качества образования. Ведь только хорошо подготовленные школьники готовы принимать участие в испытаниях, и ориентированы на победу в них.

ЗАДАНИЕ

В 2006 году в рамах председательства России в «Группе восьми – G8» в Санкт-Петербурге проходил саммит «Юношеской восьмерки – Junior8». Среди целей и задач проведения встречи «Юношеской восьмерки» - продвижение и пропаганда идей и деятельности «Группы восьми» в молодежной среде и обществе, обеспечение популяризации идей международного сотрудничества в молодежной среде, а также формирование у школьников активной гражданской позиции подрастающего поколения. Среди обсуждаемых тем была и тема «Образование и ценности молодого поколения». Были рассмотрены следующие вопросы, объединенные в 5 блоков:

· Нужно ли сохранять национальные особенности образовательных систем? До какой степени возможна интернационализация образования? Возможно ли обеспечить равенство в доступе к образованию, если нет, то каковы пределы неравенства, если да, то какими способами его достичь?

· Как должны сочетаться знания общего характера и профессиональная подготовка? Каким нравственным принципам должен следовать молодой человек, получающий знания, становящиеся могучей созидательной силой, если они направлены на преумножение добра? Как отличить подлинные ценности от мнимых? Как сочетать воспитание и образование?

· Какие знания особенно необходимы сейчас молодежи? Какие формы и методы образования являются наиболее перспективными с точки зрения самих учащихся? Как наилучшим образом обеспечить трансляцию знаний, накопленных старшим поколением? Что взять из прошлого для созидания будущего?

· Что может подрастающее поколение предложить для повышения качества образования? Какую связь вы видите между развитием качественного образования и становлением демократии в обществе? Можно ли сдерживать рыночные ориентации в образовании, превращение образования в товарные услуги?

· Каким образом можно вернуть в систему непрерывного образования безработную молодежь, мигрантов? Почему расширение доступа к образованию не всегда приводит к повышению социального и культурного уровня людей?

Выберите вопросы по трем блокам из предложенных пяти.

Возьмите интервью у 7-10 сверстников, проанализируйте ответы, сопоставьте с собственными суждениями по данным вопросам.

Представьте результаты интервью на занятии по педагогике.

Внешняя оценка основана на сопоставлении состояния качества образования у объектов одного уровня и получения рейтинговой оценки для каждого из объектов в сравнении с другими такими же. В школах внешняя оценка проводится в период аттестации и аккредитации, что происходит не реже одного раза в пять лет, кроме этого формируется система социальной оценки качества образования.

ЗАДАНИЕ

Школьное образование – это социальный институт, поэтому существует необходимость оценки качества школьного образования не только в соответствии с ожидаемыми результатами, определенными образовательным стандартом, но и с точки зрения субъектов образовательного процесса, с позиций общественных ожиданий от школы.

Изучите индикаторы оценки социально-педагогической ситуации, используемые в школах Санкт-Петербурга[129]:

Таблица

1. Степень соответствия образовательных услуг социальному запросу 1.1. Целостное представление о школе на основе сравнительного анализа мнений учителей, учеников и родителей (удовлетворенность состоянием школы и перспективами ее развития)
1.2. Оценка различных сторон организации учбеного процесса
1.3. Удовлетворенность учителей и родителей основными сторонами деятельности школы, качеством и количеством образовательных услуг
1.4. Мера комфортности пребывания учителей и учеников в школе
2. Уровень социализации детей 2.1. Уровень мотивации детей на учебу
2.2. наличие интереса к отдельным предметам и уровень его реализации
2.3. оценка возможности проявить свой творческий потенциал
2.4. Степень реализации школой жизненно значимых планов и ценностных ориентаций старшеклассников
2.5. Степень влияния на детей различных факторов социального окружения. Место школы в формировании ребенка
2.6. Уровень соответствия личных и профессиональных качеств учителей пожеланиям учеников и родителей
3. оценка социально-психологического климата 3.1. оценка социально-психологического климата в школе всеми категориями респондентов (педагогами. Учениками, родителями и администрацией)
3.2. Состояние взаимоотношений между педагогами (на межличностном и профессиональном уровнях), между учителями и детьми (на уроке и во внеурочное время0, между учениками, школой и родителями
3.3. Сформированность классных коллективов (сплоченность, готовность оказать помощь друг другу, самоощущение каждого ребенка в своем классе)
3.4. Принципы и согласованность взаимодействия школы с родителями
4. Оценка социокультурной ситуации 4.1. оценка деятельности школы по развитию общекультурного кругозора учащихся
4.2. Наличие специальных учебных программ по общекультурному и эстетическому воспитанию
4.3. Качество организации свободного времени учащихся (в период обучения и в каникулы). Наличие социокультурных мероприятий.
4.4. Наличие негативных явлений в школьной среде и их анализ
5. Состояние инновационной деятельности 5.1. Степень участия учителей в инновационной деятельности. Мотивы и стимулы.
5.2. равномерность распределения усилий по различным объектам инновационной деятельности (содержание учебных дисциплин, воспитательная деятельность и т.д.)
5.3. Уровень влияния руководства школы на инновационную деятельность (управление, поддержка)
5.4. Степень реализации инноваций и их влияние на ситуацию в школе.
6. Профессиональная деятельность учителей 6.1. Представления учителей о системе школьного образования и значимости своей профессии
6.2. Социально-профессиональная мотивация
6.3. Учебная деятельность и удовлетворенность учителей ее результатами
6.4. Анализ проблем, возникающих при организации воспитательной и внеклассной работы
6.5. Трудности, степень удовлетворенности
6.6. Система предпочтений в работе с детьми
6.7. Ученики и родители о коллективе учителей
6.8. Проблемы адаптации начинающих учителей. Становление и профессиональный рост учительства

Проанализируйте представленные индикаторы оценки социально-педагогической ситуации в учреждениях образования. Насколько корректно, точно, полно они отражают состояние и проблематику конкретных сфер и областей деятельности образовательного учреждения?

В части внешней оценки результатов общего образования нельзя не отметить развивающуюся единую систему государственной аттестации выпускников, уже охватившую выпускников средней (Единый государственный экзамен) и основной (Государственная итоговая аттестация) школы. Несмотря на значительное число трудностей при организации этой аттестации, она, безусловно, способствует построению единого образовательного пространства России.

В настоящее время в роли процедур внешней оценки качества отечественного образования выступают многочисленные международные мониторинговые исследования, в ходе которых оцениваются отдельные наиболее важные результаты общего образования. Эти исследования предполагают проведение сравнительного анализа национальных систем образования, для чего необходимо было разработать критерии и механизмы измерения и оценки их деятельности. Чтобы обеспечить сопоставимость данных, в основу классификации образовательных структур и программ при разработке международных показателей ОЭСР[130] была положена Международная стандартная классификация образования ЮНЕСКО – MCKO (The International Standard Classification of Education — ISCED). Она была принята в 1975г. и существенно пересмотрена в 1997г. с учетом значительных изменений в мире за прошедший период. МСКО является инструментом, предназначенным для преобразования данных, собранных в различных образовательных системах, в сравнимые международные рамки на основе содержащихся в ней четких определений и классификации уровней образования, учебных программ и т.п.

Вполне очевидно, что никакая система показателей не может предоставить все сведения о системе образования. Она дает краткую картину («профиль») его текущего состояния, обозримую «с первого взгляда» Ежегодная публикация международных показателей образования ОЭСР так и называется: «Образование одним взглядом: показатели ОЭСР» («Education at a Glance OECD Indicators»).

ЗАДАНИЕ

Познакомитесь с методикой организации международных исследований, являющихся источником информации для сравнительной оценки национальных систем общего образования, размещенный на сайте официального Центра оценки качества образования (адрес сайта: http://www.centeroko.ru/), организующего участие российских школьников в международных сравнительных исследованиях.

Выберите для себя наиболее интересное международное исследование, представленное на указанном сайте, и ознакомьтесь с его результатами:

· PIRLS(Progress in International Reading Literacy Study) – мсеждународный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»;

· PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся;

· TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – сравнительное исследование качества общего образования;

Наши рекомендации