Этап урока. Организационный момент
Введение к конспекту урока технологии
Каждый конкретный урок разрабатывается на основе календарно-тематического плана, поэтому подготовка конспекта начинается с определения порядкового номера урока. Целесообразно этот номер проставлять в левом углу страницы, а в правом – дату проведения урока. Определяя место урока в общей системе, мы тем самым еще раз выясняем, насколько до этого ученики продвинулись в освоении материалов и способов их обработки, какие знания они получили; на эти знания и умения учитель может опираться. Одновременно нам становится более ясно, какие знания и умения следует закрепить, развить, какая информация будет для детей новой.
Ниже записывается тема урока и изделие, которое будут изготавливать дети.
Далее обозначаются задачи урока. Целесообразно выделить несколько наиболее важных для данного урока задач. При этом желательно избегать таких формулировок, которые предполагают слишком общие, практически непроверяемые задачи (например: «эстетическое воспитание детей», «развитие творческих способностей», «воспитание любви к природе», «воспитание трудолюбия» и т. п.). Вместо таких безликих формулировок следует по возможности определить, что конкретно может дать именно этот урок в плане решения тех же самых общих задач. Например, нельзя всерьез рассчитывать решить проблему эстетического воспитания детей за один урок, но вполне реально решить, скажем, такие задачи: «научить выполнять декор в соответствии с общим характером вещи» и т. п., что, безусловно, будет способствовать и эстетическому развитию. Не следует включать в список задач урока и такие, которые, скорее, являются средствами достижения тех или иных целей, например: «организовать коллективное обсуждение работ», «показать детям, как сделать поздравительную открытку».
В целом список задач должен быть не слишком большим и реально осуществимым, следует предельно конкретно сформулировать лишь основные задачи – те, исходя из которых, будет разрабатываться содержание и весь ход урока.
Далее в конспекте указываются материалы, оборудование и инструменты, необходимые для работы. При этом отдельно помечается, что должно быть у детей и что у учителя.
При подготовке к уроку учитель продумывает, какая наглядностьбудет использована, и после списка материалов обозначает, какой зрительный, музыкальный и литературный ряд следует подготовить к уроку.
Особое внимание обращается на то, предполагается ли какая-то специальная подготовка учеников к уроку, и если она должна быть, то ее также следует обозначить в конспекте. Это могут быть, например, задания на предварительные наблюдения. Скажем, перед лепкой животных по наблюдению и по памяти предварительная работа обязательна. Как ее провести, надлежит продумать заранее. Если есть возможность, лучше это сделать организованно под руководством учителя (в зоопарке, во дворе, в живом уголке и проч.). Можно дать ученикам задание и на самостоятельные наблюдения.
Предварительная подготовка учеников к уроку может понадобиться не только тогда, когда планируется работа непосредственно по наблюдениям, но и перед другими уроками. Например, перед проектированием чашки для сказочного героя полезно рассмотреть, какие чашки есть дома, какие продаются в магазине и проч.
Особый тип подготовительных заданий составляет ознакомление с содержанием литературных произведений. Например, чтобы выполнить картину, украшение или чашку для сказочного героя, надо достаточно хорошо знать этих героев, представлять их внешность.
После того как вся подготовительная работа будет продумана и обозначена, в конспект включается описание хода урока. Он излагается последовательно, в соответствии с намеченными структурными этапами. Записывая в конспекте ход урока, следует обозначать примерную продолжительность каждого из запланированных этапов (в минутах). Это позволит лучше распределить время, а в процессе урока при необходимости своевременно перераспределить его.
этап урока. Организационный момент
Как правило, если не запланировано какой-то необычной процедуры вхождения учеников в класс после перемены, они по звонку подходят к своим рабочим столам и занимают места. Всем понятно, что при этом дети бывают возбуждены, они еще не успокоились после перемены и нужно как-то установить порядок. Иногда учителя сочетают установление порядка с проверкой готовности учеников к уроку: учитель перечисляет, что именно должно быть, а дети при этом проверяют наличие необходимых материалов и инструментов. Обычно на все это полагается отводить от трех до пяти минут. Такая форма организации сразу настраивает школьников на рабочий лад, однако наряду с положительными чертами (приучаем детей перед началом работы все проверять) она имеет и отрицательные (теряем время урока). При достаточно организованной и ответственной работе дежурных по подготовке класса к уроку необходимость в подобной проверке будет возникать не всегда.
И наконец, как уже было сказано, возможен такой вариант организации урока, когда детей даже не придется специально успокаивать: перед самым звонком учитель еще за дверью класса предлагает им тихо войти и сразу занять свои места. Входя, они, скажем, слышат какую-то музыку или попадают в затемненный класс с включенным диапроектором – и с самого начала настраиваются на урок.