Требования к уроку физической культуры в школе

В связи с тем что урок физической культуры — основная фор­ма организации физического воспитания учащихся общеобразо­вательных школ, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания. Поэтому в об­щей и частных дидактиках выделен ряд требований, предъявляе­мых к уроку. Они могут быть скорректированы, дополнены и час­тично изменены в соответствии с доминирующими на разных эта­пах развития общества направленностью, целями и задачами дея­тельности самой общеобразовательной школы и школьного звена государственной системы физического воспитания.

Самые общие требования, которые остаются неизменными на протяжении всего периода существования школьного звена сис­темы физического воспитания, — соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физического воспитания.

Дидактические принципы:

- содержание обучения должно быть научным, доступным, тес­но связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным;

- на уроках должны быть обеспечены активность и сознатель­ность усвоения школьниками учебного материла;

- в преподавании следует оптимально сочетать словесные, на­глядные и практические, репродуктивные и поисковые методы;

- обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемо­го, единство обучения, воспитания и развития школьников.

Поэтому для современного урока прежде всего характерно ком­плексное планирование задач формирования знаний, практиче­ских умений, воспитания идейно-нравственных качеств лично­сти, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школь­ников. Исходя из этого, учитель физической культуры должен на­мечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и раз­вивающего характера.

Таковы общедидактические требования к уроку физической культуры.

Частнодидактические требования к уроку физи­ческой культуры:

1. Образовательная направленность, обеспечение физкультурной образованности школьников при обязательной воспитательной направленности1. Это значит, что процесс формирования систе­мы теоретических сведений (знаний), двигательных навыков, уме­ний самостоятельно заниматься физическими упражнениями и развития двигательных качеств одновременно направлен на ук­репление здоровья учащихся и формирование их мировоззрения и убеждений.

2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитатель­ных и оздоровительных задач, т. е. на каждом уроке решаются конк­ретные и заранее намеченные задачи, представляющие собой сис­тему задач для достижения конечной или поэтапной цели обуче­ния, воспитания и оздоровления детей в соответствии с програм­мой. Учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирова­на с учетом коллективных и индивидуальных особенностей уча­щихся класса: быть доступной для выполнения, в меру индивидуа­лизированной и требующей определенных усилий, вызывать поло­жительные эмоции. Результаты урока, так же как его цели и зада­чи, должны быть доведены до учащихся и осознаны ими.

3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспита­ния, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися усло­виями (или специально созданными). Аналогичным путем реша­ются задачи эстетического воспитания2.

4. Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллек­туальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптималь-

1 Физическая культура в школе. — 1985. — № 3. — С. 64.

2 Грантынь К.Х., Шитикова Г. Ф. Требования к уроку // Физическая культура
в школе. — 1974. — № 11.

Требования к уроку физической культуры в школе - student2.ru ный уровень работоспособности занимающихся на протяжении всего урока.

5. Содержание урока должно соответствовать конкретным осо­бенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систе­матически изучать учащихся. Если учитель располагает сведения­ми о состоянии здоровья, физическом развитии, физической под­готовленности своих учеников, ему следует дополнительно выяс­нить, каковы их общественная активность, отношение к учебе вообще и физической культуре в частности, ведущие интересы, склонности, навыки учебного труда, успеваемость, волевые и моральные качества, работоспособность и влияние на них микро-и макросреды и др., т. е. все основные компоненты структуры лич­ности школьников. Без систематического изучения учащихся не­возможно конкретизировать цели, задачи, содержание, методы урока физической культуры.

6. Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока. Здесь недопусти­мы шаблон, использование узкого круга приемов организации, средств и методов обучения и воспитания.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы становления урока как формы организа­ции занятий физической культурой в школе.

2. Каково место урока в структуре педагогической системы учебного предмета «Физическая культура»?

3. Что определяет вид урока физической культуры?

4. Что определяет тип урока физической культуры?

5. Дайте классификацию уроков физической культуры по их видам и типам.

6. Что составляет содержание урока физической культуры?

7. Что называется структурой урока физической культуры?

8. Назовите элементы структуры урока физической культуры по их частям.

ГЛАВА 11

Наши рекомендации