Современные концепции воспитания 8 страница

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, использовались во многих странах, в том числе и России и являлись лучшими учебными книгами в течении 150 лет. Многое о чем мечтал великий педагог опередило время и вошло в практику школы только два столетия спустя.

2. Педагогические взгляды в эпоху Просвещения.

XVIII в. вошел в историю образования как эпоха Просвещения.

Педагогическая мысль становится одним из приоритетов научных исследований. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями. В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джеферсон, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, видевшие в просвещении общества путь к его преобразованию. Б. Франклину принадлежали планы регулярного посещения школ неграми, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры, и другие инициативы. В Англии Дж. Мильтон, Т. Пейн и другие мыслители отстаивали идеи ликвидации сословной школы и создания демократической системы образования.

Заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения сыграл английский философ и педагог Дж. Локк (1632 –1704). Он предложил систему воспитания, отвечающую потребностям нового буржуазного общества. В произведении «Мысли о воспитании» автор отрицает наличие врожденных качеств, уподобляя ребенка «чистой доске» (tabula rasa), указывая тем самым на большую роль воспитания. Педагогическая система Дж. Локка сочетает в себе три аспекта: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование. Основу нравственного воспитания он видел в формировании правильного представления о добродетели. Стремился придать обучению практический характер, разработал эмпирическую теорию познания.

Группа немецких ученых выступила с рядом проектов. Теоретики неогуманизма (Ф.А. Вольф, В. Гумбольдт) и филантропизма (И.Б. Базедов, К.Г. Зальцман, И.Г. Кампе) требовали создания единой светской школы, независимой от государства; общественно-полезного обучения граждан; связи школьного обучения с жизнью; поощрения соперничества между учебными заведениями.

Главным центром распространения идей Просвещения стала Франция. Шарль Луи Монтескье в «Духе законов» выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятии деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Французское Просвещение дало миру «Энциклопедию» – своеобразный свод знаний эпохи. Общая идея энциклопедистов – заменить догматическое, оторванное от жизни образование воспитанием нового человека.

В ряду великих педагогов эпохи Просвещения выделяется Ж. Ж. Руссо.

В основе педагогической теории Руссо лежит принцип естественного воспитания, т.е. воспитания в соответствии с требованиями природы ребенка.

В своих произведениях («Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании») Руссо формулирует следующие требования к процессу воспитания и обучения:

1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, – писал Руссо, –достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики – недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласила всеобщее право на обучение, заявила о необходимости формирования человека, полезного обществу. Эти идеи подхватили деятели Французской революции. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалась задача организации бесплатного общественного образования, доступного всем гражданам. Выдвигались проекты и предложения по организации системы народного образования.

Проект Талейрана предусматривал создание четырех ступеней школы: бесплатные начальные учебные заведения, платные семилетние учебные заведения в центральных городах, специальные учебные заведения (медицинские, военные, юридические, богословские) в главных городах департаментов, институты. Некоторые пункты этого проекта были консервативными (например, ограничение женского образования первой ступенью, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения). Проект принят не был.

Проект Кондорсе предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы предполагалось организовать в населенных пунктах численностью не менее 400 жителей. Элементарные школы второй ступени предназначались для города или округа с 45-тыс. населением. Система среднего образования была представлена лицеями, высшего - институтами. Учебные заведения всех типов должны были быть бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Исключалось религиозное обучение, провозглашалось равенство мужчин и женщин в получении образования, намечалась преемственность между всеми ступенями школы

Хотя проект не был поддержан, идеи Кондорсе нашли отражение в проектах Лепелетье (создание общедоступной школы в виде интернатов - «домов национального воспитания») и Ромма (организация преемственной системы образования.

Комитет образования поддержал доклад Годена, в котором предлагались меры по ликвидации конфессионального обучения. В соответствии с этим докладом Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегаций. Конец планам демократизации школы положило поражение Революции.

Литература

Основная

77. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.

78. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.

79. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов – Москва : Академия, 2010. – 208 с.

Дополнительная

80. История нового времени : 1600–1799 гг. / под ред. А. В. Чудинова и др. – Москва : Академия, 2007. – 381 с.

81. Фортунатов, В. В. История мировых цивилизаций / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 560 с.

современные концепции воспитания 8 страница - student2.ru

Лекция 6
Развитие образования
и ведущих педагогических идей
в Западной Европе XIX века.
Реформаторская педагогика

1. Западноевропейская школа и педагогика в XIX веке

2. Реформаторская педагогика

1. Западноевропейская школа и педагогика в XIX веке

В XIX столетии завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и иных наук о человеке. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса.

Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии, представленные в трудах И. Канта, И.Г. Фихте, Г.Ф. Гегеля.

Иммануил Кант(1724 – 1804) – профессор университета в Кениксберге, читал курсы лекций по философии и педагогике. Кант был последователем Руссо полагая, что нравственность, доброта не определяются знаниями, что в человеке от рождения существуют задатки добра. Но в отличие от Руссо считал, что культура и общество – это способ социального воспитания человека, выведения ребенка из животно-дикого состояния. Он расценивал воспитание как важнейшую сферу человеческой деятельности, величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством: «Человек может стать человеком только через воспитание. Он – то, что делает из него воспитание». Основной педагогики Канта стала идея о самоопределение личности, а также проблема формирования высокого нравственного чувства – голоса совести, «внутреннего судьи».

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) считал, что воспитание может помочь людям осознать себя единой нацией. А образование он рассматривал как способ овладения национальной и мировой культуры. Фихте был противником повторения чужих идей и взглядов, его идеалом было действенное знание, которое позволяет объяснить мир. Его учение «Я» акцентирует внимание на независимость и активность человеческой личности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) отводил человеку роль творца и созидателя. Он очень высоко оценивал преобразующую роль воспитания – «Человек есть то, чем он должен быть благодаря воспитанию». Гегель подчеркивает активную позицию самого воспитанника в воспитании, понимая его как «трудную, раздражающую борьбу с самим собой». Обращая внимание на роль общества, среды в формировании личности ребенка, указывал, что «каждый человек – сын своего времени и своего народа».

На протяжении XIX в. получили развитие идеи утопического социализма и коммунизма. Социалисты-утописты Ф. Фурье, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения значительной частью населения образования. Они предлагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития науки и промышленности. Авторы коммунистической доктрины немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали вопросы воспитания и образования в контексте классовой борьбы, в процессе которой должно происходить становление нового человека. Они выдвинули идею политехнического образования (ознакомление подрастающего поколения с производственными процессами).

В западной педагогике обосновывалась целесообразность создания двух ступеней общеобразовательной школы: начальной и средней. Начальной школе вверялись функции практического образования. Средняя школа должна была реализовывать идеи классического и реального образования.

В крупнейших странах Западной Европы и США в XIX веке происходило становление национальных систем образования. Начальное образование имело общие (расширение участия государства в школьном деле) и специфические (сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы) черты. Повсеместно укоренилось деление школьников по возрастным классам. Обязательное бесплатное обучение впервые было введено в Пруссии (1794 г.). В других странах предусматривалось частично бесплатное образование. Законодательно это право было закреплено в США – в 1850-х г.г., в Англии – в 1870 г., во Франции – в 1880-х гг.

Происходило становление системы среднего образования. Оно было привилегией имущих классов. В Англии основным типом среднего образования была грамматическая школа, в Пруссии – гимназия и городская школа (реальное училище), во Франции – лицеи и коллежи, в США – академии.

Развивался процесс интеграции классического и современного образования. Появились общественные заведения женского среднего образования (первое – в Берлине в 1810 г.). Во всех школьных системах Запада существовали частные учебные заведения, учредителями которых были частные лица, представители разных конфессий, церковь и общественные организации. Частные школы так или иначе находились под контролем государства.

XIX век стал временем совершенствования системы организации управления школьным делом. В странах Запада вопросы управления решались на основе двух подходов – централизации и децентрализации.

Основные черты развития школьного образования:

- ослабление влияния церкви на школу, развитие светского образования;

- становление национальных систем образования;

- формирование программ и этапов общего образования;

- расширение сети и оформление типов начальных школ;

- введение обязательного бесплатного образования;

- становление системы среднего образования;

- распространение классно-урочной системы обучения;

- доступ к обучению женщин и др.

2. Реформаторская педагогика

Вершинами западноевропейской педагогической мысли XIX века стали идеи И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Г. Спенсера, А. Дистервега.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог, теоретик народной школы рубежа XVIII и XIX вв. Наиболее крупные произведение «Лингард и Гертруда», «Азбука наглядности», «Лебединая песня».

Песталоцци создавал детские приюты для бедных, являющихся частью программы помощи бедным, самым угнетенным и обездоленным, имеющей целью «уничтожение источника народного горя». Этот источник Песталоцци видел в бедности и эксплуатации крестьян, и их детей. «Через воспитание – к счастью» – лозунг Песталоцци. Цель обучения он видел в воспитании человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным, соответствовать стремлениям ребенка к всесторонней деятельности.

Важная заслуга Песталоцци в том, что он один из основоположников дидактики начальной школы. Он разработал теорию элементарного образования, предусматривающую усвоение детьми основных элементов знаний, морали, приемов труда в соответствии со ступенями индивидуального и возрастного развития, по каждому направлению воспитания (физическому, трудовому, умственному, нравственному). Теория элементарного (развивающего) обучения – это определенная система развития способностей, а также система упражнений, основанных на самостоятельности воспитанников.

Педагогические принципы Песталоцци.

· Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте, и только потом подниматься к выводам и обобщениям.

· Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

· Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

· Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».

· Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Фридрих Гербарт (1746 – 1841) – немецкий философ, психолог и педагог. Считал педагогику не только наукой, но и искусством, опирающимся на практическую философию (этику и психологию). Придавал большое значение воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес: эмпирический – к окружающему миру; умозрительный – к причинам вещей и явлений; эстетический – к прекрасному, симпатический – к близким, социальный – ко всем людям, религиозный.

Главный тезис – формирование нравственного человека, в основе – идея о гармоническом развитии всех способностей, пути достижения – управление, обучение, нравственное воспитание.

Вместе с тем считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).

Основные работы: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Очерк лекций по педагогике».

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1866) – немецкий педагог. Разделял идею общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан.

Он считал, что разумно организованное воспитание и обучение должно строится на трех принципах:

· природосообразности (раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлении к совершенствованию);

· культуросообразности (учет особенностей культуры страны, в которой ребенок живет, национальных особенностей, уровня духовного развития человека);

· самодеятельности (развитие творческой инициативы, предоставление самостоятельности).

Дистервег дополнил дидактику развивающего обучения, сформулировав систему правил: полная четкость, ясность и последовательность в изложении материала, наглядность, самостоятельность мышления учащихся, увлекательность, живость, энергичность изложения учителя и т.д.

А. Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он – автор множества пособий для учителей, создатель учительских семинарий. Важный аспект его деятельности – разработка системы педагогического образования учителей для народной школы, раскрыт в работе «Руководство к образованию немецких учителей».

Литература

Основная

82. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.

83. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.

84. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов – Москва : Академия, 2010. – 208 с.

Дополнительная

1. Фортунатов, В. В. История мировых цивилизаций / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 560 с.

современные концепции воспитания 8 страница - student2.ru

Лекция 7
Воспитание и обучение в Киевской
Руси X–XIII вв.

1. Становление воспитания и обучения в Киевской Руси

2. Развитие просвещения с принятием христианства на Руси

1. Становление воспитания и обучения в Киевской Руси

Киевская Русь – древнерусское государство, образованное восточными славянами на территории Восточно-Европейской равнины во второй половине IX века (882 г.)

Киевский период (X–XIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В данную эпоху произошло не только становление древнерусской государственности, но и древнерусской народности и культуры в целом. Весьма важным этот период стал и в плане становления отечественного образования.

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий Киевской Руси была семья. В семье передавались наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Семья обучала повседневному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. Семейное воспитание строилось на основе патриархального уклада с непререкаемым авторитетом отца, подчиненном положении женщины и детей, строгой семейной дисциплиной.

Характер и содержание воспитания детей меняется в зависимости от возраста: «дитя» – до 3 лет, вскармливаемый грудью; «молодой» – до 6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – 7-12 лет, начавший обучаться; «отрок» – 12-15 лет, проходивший специальное ученичество.

Методы и приемы семейного воспитания отражаются в пословицах и поговорках дошедших до наших дней: «Гни деревце пока гнется, учи дитя пока слушается», «Ученье в детстве как резьба по камню», «Учить – ум точить».

Дети знати и горожан в семье могли получить элементарное образование. Так, княгиня Ольга сама воспитала сына Святослава. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники.

Важным фактором развития у восточных славян как общества и культуры, так и образования стало появление и развитие письменности.

Вопрос о происхождении письменности у восточных славян остается дискуссионным. Есть отдельные свидетельства о существовании системы письма «чертами и ризами» и даже собственной русской письменности. К началу X в. официальным алфавитом на Руси становится кириллица. Объективно зарождение и развитие восточнославянской письменной культуры и образования в Киевской Руси было предопределено появлением городов и государственных институтов.

Создателем славянской письменности был греческий ученый Константин (Кирилл – монашеское имя). В распространении новой письменности принял активное участие его брат Мефодий. Ученые братья были приглашены для миссионерской деятельности в славянское государство Великую Моравию. Для проповеди среди славян Константин создал славянскую азбуку (глаголицу позже переработанную в кириллицу) и начал перевод на славянский язык христианских книг. Это произошло около 863 г. Прямого отношения к Руси миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия не имела, хотя первый совершил поездки в Крым и Хазарию.

Когда в 70-х гг. X в. Болгария и ее столица Переяславец были опустошены войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Они приняли участие в подготовке первого поколения книжно образованных людей на Руси, в приобщении русичей к византийской античной и библейской мудрости. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги: «Азбучная молитва», «О письменах» Черноризца Храбра, «Шестоднев» Иоанна Экзарха и др.

2. Развитие просвещения с принятием христианства на Руси

Огромную роль в развитии просвещения на Руси сыграло принятие христианства (988 г.) от Византии. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния. Приняв греческий вариант христианства, Русь прикоснулась к богатейшему культурному опыту (в т. ч. к педагогической культуре) Византии – прямой наследницы античности. Вместе с тем, остановив выбор на восточном христианстве, Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции – «латинской учености».

Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать, переводить. Например, для проведения богослужения требовалось минимум девять книг. Это стало одной из причин развития школьного дела на Руси.

В конце X в. появляются первые специальные школы для распространения грамотности. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано, прежде всего, потребностями духовенства.

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (Крестителе)в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной и педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Образование на первых порах вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание, т.к. школа была совершенно новым делом и воспринималась с опаской. Kaк гласит летопись 988 г., матери, отдававшие чад в учение книжное, «аки по мертвеци плакахуся», не зная, что их ожидает.

Постепенно, однако, отношение к школьному обучению изменяется. Былины восхваляют героев, прошедших книжную науку («вежество ученое»). Родители, заботившиеся об обучении детей, рассматривались как образцы для подражания: «А и будет Волхв семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волхву в науку пошла».

Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019 − 1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам − «учить людей». Так в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., учились книгам до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовнойв 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 «младых девиц» учились «писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам».

Вначале школы книжной грамотности создавались государством при княжеских дворах, но с оформлением и укреплением церковной организации постепенно переходили в ведение церкви. На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире-Волынском, Владимире на Клязьме, Турове, Галиче, Ростове и др.).

В Киевской Руси существовало два типа школ: церковные (приходские и монастырские) и «школы учения книжного» для «лучших детей людей».

В церковных школах обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием («учили чести»).

Школы учения книжного носили элитарный характер, учениками обычно были дети представителей высших сословий. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители за обучение платили (давали «мзду»).

Учение книжное давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне).

Обучение арифметике состояло в овладении нумерацией (цифровым алфавитом), счете на абаке, освоении математических действий: удвоения, раздвоения, вычитания, сложения, умножения и деления. Решаемые математические задачи, естественно, были связаны с практическими нуждами: летоисчислением, вычислением поголовья и стоимости стада, определением прибыли от сбора урожая.

Обучение грамоте происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности, затем учащиеся тренировались в написании, далее шло обучение чтению и написанию слогов, после того как ученик научится складывать из слогов слова, он переходил к чтению и переписыванию молитв.

В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте «писалом» выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв.

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.

Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение и пр.), но и искусству делать книги. Ученик на основе изучения и осмысления учебных текстов изготовлял собственный изборник, т. е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

Определенные результаты распространения грамотности были отмечены уже к середине ХI веке. Как явствует из летописей, появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями люди. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Косвенно об этом свидетельствует архаический эпос, где созданы образы грамотных богатырей. Они не только умели читать и писать, но и владели иностранным языком, играли в шахматы (Добрыня Никитич, Волхв).

Известно, что хорошо образованным был сам Ярослав Мудрый и его дети. Например, сын Всеволод знал 5 иностранных языков, дочь Анна (жена французского Короля Генриха I) считалась много знающей. Достоверно известно, что многие документы были подписаны Анной, в то время как Генрих ставил лишь крестик вместо подписи.

Несмотря на активное распространение новой религии на Руси, по-прежнему сильным оставалось влияние язычества. Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Возник сплав мифологического сознания и культа бога-человека. Христианская идея единого Бога, отца и заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди («трудись − и тебе воздастся», «возлюби ближнего своего» и пр.) оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установок восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

Важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси содержат Поучения Иоанна Златоуста, Поучение Владимира Мономаха детям, Моление Даниила Заточника и др.

Ø «… что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»

Ø «Леность ведь всему худому мать»

Поучение Владимира Мономаха, 1117 г.

Особенностью педагогической мысли Древней Руси является понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом. Идеалом образованности был человек мыслящий, добродетельный, милосердный, совестливый, способный к постижению прекрасного, стремящийся личным участием совершенствовать мир и людей. В этом идеале доминирует патриотическое начало (Родина – высшая этическая ценность).

Наши рекомендации