Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения)

В структуре учебного процесса это едва ли не самый главный компонент. Для его организации существенное значение имеет то, что, хотя овладение изучаемым материалом и происходит под руководством учителя, оно представляет собой своеобразный процесс самостоятельного "открытия" учеником уже имеющихся в науке знаний.

На первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.

На второй стадии осуществляется выработка умений и навыков по применению этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.

Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углублением знаний но изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков. Иначе говоря, чтобы учащийся овладение изучаемым материалом, ему необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.

Как же происходит процесс усвоения изучаемого материала на каждой из названных выше стадий? В чем заключается сущность каждого из перечисленных познавательных действий?

а)Усвоение теоретического материала. Процесс этот начинается с восприятия изучаемого материала. Сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, слуxa, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности u признаки изучаемых предметов и явлений. Четко раскрыл сущность ощущений и восприятии И.П. Павлов : "Ощущение - это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним агентом (раздражителем) органам чувств, а восприятие - это есть то, что у меня получается в мозге, когда его раздражение оказывается связанным с другими раздражителями и со следами прежних".

б)Организация упражнений по применению знаний на практике и формированию умений и навыков. Это очень важная стадия в процессе овладения изучаемым материалом. Она обусловливается не только тем, что знания нужны человеку для жизненной практики и ровного развития, но и тем, что формирование практических умений и навыков способствует более глубокому осмыслению изучаемого Материала, развитию сообразительности и творческих способностей. Например, с помощью упражнений учащиеся вырабатывают навыки выразительного и осмысленного чтения, грамотного письма, умения решать задачи и примеры по математике, ориентироваться по карте при изучении географии и истории. Постоянных упражнений требуют развитие смекалки, умение решать нестандартные задачи, проявление и совершенствование творческих способностей и т.д.

Два положения имеют весьма существенное значение для организации упражнений по применению теоретических знаний на практике.

Первое. Тренировочные упражнения только тогда дают эффект и выполняются осмысленно, когда учащиеся хорошо овладели теорией. Если же знания осмыслены и усвоены недостаточно, то учащиеся не будут осознавать способов их применения на практике.

Второе. Процесс применения усвоенных знаний на практике имеет свои трудности. Это связано с тем, что общее проявляется в большом многообразии конкретного. Исходя из этого положения, академик Б.М. Кедров отмечал:"Движение познания от теории к практике соответствует нарастанию момента субъективности в деятельности человека при сохранении объективного момента в качестве исходного, определяющего собой весь процесс его познавательной и практической деятельности".

в)Повторение, обобщение и систематизация изучаемого материала с целью углубления знаний и совершенствования практических умений и навыков.Это очень сложная стадия в овладении изучаемым материалом. Ее исходной основой является положение о том, что познание - не прямая линия, а кривая, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Это значит, что овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту, что искомое не раскрывается сразу во всем своем многообразии и требует дальнейшей умственной и практической деятельности по более глубокому его усвоению.

"На каждом этапе усвоения знаний,- писал М.А. Данилов,-к известному присоединяется неизвестное, к главному и существенному, что было раскрыто на предыдущем этапе, присоединяется производное, менее существенное, но тоже важное для обоснования знаний об изучаемом предмете".

Все это требует организации познавательной деятельности по Повторению, обобщению и систематизации знаний с целью их углубления и совершенствования практических умений и навыков.

Таким образом, обращаясь к повторению изученного материала, учащиеся глубже и полнее его осмысливают, усваивают его внутреннюю логику и приводят в систему с ранее полученными знаниями.

Наши рекомендации