Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к профессиональному циклу Б.3, к базовой (общепрофессиональной) части, к модулю «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности».

Дисциплина базируется на изучении следующих дисциплин:

­ История.

Требования к входным знаниям и умениям: знание законов исторического и общественного развития, владение историческим методом, умение применять его к анализу социокультурных явлений.

­ Теории обучения и воспитания.

Требования к входным знаниям и умениям: знание основных педагогических категорий, готовность использовать приобретенные знания для оценки педагогических действий; определения личной педагогической позиции; оценки общественных изменений в области образования.

Освоение дисциплины является основой для изучения Дошкольной педагогики, Образовательных программ для детей дошкольного возраста, образовательных программ начальной школы.

Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре (ОФО), на 2 курсе в 1 и 2 семестре (ЗФО).

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единицы (ЗЕТ), 72 академических часа.

Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

Объём дисциплины Всего часов
для очной формы обучения для заочной /очно-заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
Аудиторная работа (всего**):
в т. числе:    
Лекции
Семинары, практические занятия
Практикумы - -
Лабораторные работы - -
Внеаудиторная работа (всего**):
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:    
Курсовое проектирование - -
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем (КСР) (КСР)
Творческая работа (эссе) - -
Самостоятельная работа обучающихся (всего**)
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет / экзамен****) зачет зачет



Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

Для очной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость(часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Общие основы истории педагогики тестирование
2. История педагогики и образования за рубежом тестирование
3. История педагогики и образования в России тестирование

Для заочной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость(часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Общие основы истории педагогики -   тестирование
2. История педагогики и образования за рубежом тестирование
3. История педагогики и образования в России тестирование

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
Раздел:Общие основы истории педагогики  
Содержание лекционного курса
1.1. История педагогики как наука и учебный предмет. История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования, обучения. Её место в истории мировой цивилизации. История педагогики как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего педагога.
1.2 Происхождение воспитания, его развитие в условиях первобытного общества Зарождение воспитания в первобытном обществе. Зарождение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно - общинного строя.  
Темы практических/семинарских занятий
1.3 История педагогики как наука.   Составьте аннотированный список публикаций историко-педагогической проблематики любого из педагогических изданий (за год). Обоснуйте выбор исторической проблематики авторами статей. Свяжите этот выбор с современными проблемами образования.  
1.4 Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.   1. Древнейшие школы на Земле: Шумерские школы. Месопотамия. Школы Древнего Египта. 2. Воспитание и обучение в Древней Индии. 3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Раздел:История педагогики и образования за рубежом  
Содержание лекционного курса
2.1 Характер и особенности развития педагогических традиций Западной цивилизации в ХVII–середине XIX столетия Начало систематизации педагогического знания. Педагогическая концепция Я.А.Коменского. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци. Идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания. Развитие А. Дистервегом идей И.Г. Песталоцци. Создание И. Гербартом педагогической теории как научной системы знаний о воспитании и образовании. Пути реализации воспитывающего обучения. Педагогическая система Ф. Фребеля - первый шаг в создании теории и методики дошкольного воспитания.. Создание первых детских садов.
2.2 Эволюция педагогических традиций на Западе в конце ХIX – первой половине ХХ века Тенденции развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание». Идеи свободного воспитания (Э.Кей, М.Монтессори). Трудовая школа и гражданское воспитание (Г.Кершенштейнер). Прагматическая педагогика Д.Дьюи. Зарождение экспериментальной педагогики (В.Лай, Э.Мейман, О.Вильман, Р.Ришар и др.). Возникновение педологии (Э.Торндайк, С.Холл, А.Бине), её влияние на развитие педагогики и психологии. Практическая деятельность педагогов-реформаторов.  
Темы практических/семинарских занятий
2.3 Системы образования и педагогическая мысль в античном мире 1. Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания. 2. Развитие педагогической мысли в Древней Греции (софисты, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель). 3. Воспитание и обучение в Древнем Риме. Воспитание в семье. Тривиальные, грамматические и риторские школы. 4. Значение периода античности для становления педагогических традиций Западной цивилизации. Литература: 1. Аристотель. Политика. // Сочинения. – М., 1987. – Т.4. 2. Жураковский Г.В. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963. 3. Корнетов Г.Б. «Воспитание для юношества – руководитель…»: (Педагогическое наследие Демократа) // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М., 1993. 4. Корнетов Г.Б. Педагогическая традиция Западной цивилизации: становление (III в. до н. э. – VII в. н. э.) // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М., 1993. 5. Платон. Государство. // Собр. соч. – М., 1972. – Т.3. – Ч.1. 6. Словарь античности. – М., 1992. 7. Философия Древнего мира. Хрестоматия. – СПб., 1993. 8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Раздел 1. Воспитание и педагогическая мысль в рабовладельче-ском обществе. – С. 5 – 46. (Демокрит, Плутарх, Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан). 9. Человек античности: идеалы и реальность. / Сост. В.И. Исаев, И.Л. Маяк. – М., 1992. 10. Человек: мыслители прошлого и настоящего о жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991. – (Софисты).
2.4 Педагогическая мысль эпохи Средневековья и Возрождения. 1. Взгляд христианства на человека и его воспитание. Влияние христианства на развитие образования. Раннехристианские авторы о воспитании (И. Златоуст, Блаженный Августин, С.Боэций и др.) 2. Схоластика и развитие педагогической мысли (А. Кентерберрийский, Ф.Аквинский, П.Абеляр и др.). 3. Школьная практика и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: зарождение школ нового типа (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини); идеи воспитания в утопических сочинениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле; педагогические идеи в сочинениях Э. Роттердамского, М. Монтеня, Х. Вивеса. 4. Изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.). Литература: 1. Антология педагогической мысли христианского средневековья : В 2 т. – М.. 1994. – Т.1. 2. Василькова Ю.В. Социалисты – утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. – М., 1989. 3. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. – М., 1990. 4. Кампанелла Т. Город Солнца. // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. // Под ред. С.Ф.Егорова. – М., 2000. 5. Культура Возрождения и общество. – М., 1986. 6. Монтень М. Опыты. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 70 – 76. 7. Меньшова В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. – М.. 1995. 8. Мор Томас. Утопия. – М., 1978. 9. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. 10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.62-69. 11. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового Времени. – М., 1991. 12. Эразм Роттердамский и его время. – М., 1988  
2.5 Педагогическая система Я.А. Коменского. 1. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая дидактика», «Материнская школа» и др.). 2. Этапы возрастного развития человека и школьная система по Я.А. Коменскому. 3. Содержание воспитания и образования. 4. Дидактические принципы, правила и методы обучения. 5. Значение деятельности Я.А. Коменского для развития педагогических традиций современной цивилизации. Литература: 1. Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избр. сочинения. В 2-х т. – М., 1982. 2. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1970. 3. Коханова Л. Согласно с природой. (Принцип природосообразности в педагогическом наследии ученых XVI – XIX вв.). // Вестник высшей школы. – 1992. - № 2. – С. 29 – 36. 4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.– М., 1989.- ч. 2.  
2.6 Концепции развивающего и воспитывающего обучения в истории западноевропейской педагогики. 1. Вклад И.Г. Песталоцци в развитие идеи развивающего обучения. 2. Разработка теории развивающего обучения Ф.А. Дистервегом. 3.«Теория многосторонности интереса» и воспитывающее обучение И. Гербарта. Литература:
  1. Бим-Бад Б.М. И.Г. Песталоцци: Концепция развивающего обучения. // Сов. педагогика. – 1986. - № 3. – С. 105.
  2. Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. –С. 322 – 352.
  3. Давыдов В.В. Труды А. Дистервега и современная педагогика. // Педагогика. – 1992. - № 1- 2. – С. 85 – 89.
  4. Демокрит. Фрагменты о воспитании. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 9 – 10.
  5. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 353 – 415.
  6. Коханова Л. Согласно с природой. (Принцип природосообразности в педагогическом наследии ученых XVI – XIX вв.). // Вестник высшей школы. – 1992. - № 2. – С. 29 – 36.
  7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.– М., 1989.- ч. 2.
  8. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.280 – 304.
  9. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 304 - 322.
  10. Песталоцци И.Г. Что дает метод уму и сердцу. // Избр. пед. сочинения. В 2 т.- М., 1981. - Т. 2.
 
2.7 Реформаторская педагогика. 1. Тенденции развития школы и педагогики на рубеже XIX и XX вв. 2. Развитие идей свободного воспитания (Э. Кей, М. Монтессори, Вальдорфская педагогика и школа). 3. Трудовая школа и гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер, Г. Шаррельман и др.). 4. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. 5. Возникновение педологии. Ее влияние на развитие педагогики и психологии.  
Раздел:История педагогики и образования в России  
Содержание лекционного курса
3.1 Педагогические традиции Древней Руси, школа и педагогическая мысль в Русском государстве (до ХVII века).   Воспитание детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Проблема воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси. Вопросы воспитания в древнерусской учительной литературе. «Домострой». «Гражданство обычаев детских». Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII века: элементарное обучение и школы повышенного типа. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры XV- XVII вв.: Епифаний Премудрый, Максим Грек, Иван Федоров, Симеон Полоцкий, Карион Истомин и др.
3.2 Эволюция педагогических традиций в России в XVIII – - начале ХХ века Просветительные реформы XVIII века. Деятельность В.Н.Татищева. Реформаторские идеи И.И.Бецкого, Н.И.Новикова. Развитие системы образования в XIX веке. Педагогическая мысль во второй половине XIX века (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Буржуазно-демократическая мысль конца XIX – начала ХХ века (К.Н.Венцель, С.Т.Шацкий, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, Н.А.Бердяев, С.И.Гессен, В.В.Розанов). Отечественная школа и педагогика советского периода.
Темы практических/семинарских занятий
3.3 Реформы в сфере просвещения в России XIX – XX в. 1. Реформы в сфере образования в России в 60-е гг. ХIХ века: а) общественно-педагогическое движение 60-х гг. ХIХ в., его влияние на политику в области образования; б) характеристика основных документов реформы («Положение о женских училищах»,1860г., «Университетский устав»,1863 г.; «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий», «Положение о земских учреждениях», 1864 г.). 2. Преобразования в системе просвещения в 1917 – 1931 гг. ХХ в. а) Н.К. Крупская и А.В. Луначарский – вдохновители и организаторы реформы; б) «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе», их характеристика; в) Программы ГУСа – предвестники новой философии образования. 3. Российская педагогика и школа в новой социально-экономической ситуации (90-е гг. ХХ в.). Литература: 1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. – М., 1990. 2. Закон об образовании. – М., 1992. 3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. // Педагогика. – 1994, № 6 – 1996, № 2. 4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – М., 1978. 5. Луначарский А.В. О народном образовании. – М., 1958. 6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ – начало ХХ в. – М., 1991. 7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 гг. – М., 1980. 8. Стефановская С.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998. 9. Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999. 10. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953. 11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1974.  
3.4 Педагогические идеи К.Д.Ушинского 1. Ушинский о педагогике как науке и о воспитании как искусстве. 2. Идея народности в воспитании. Роль и место родного языка в образовании и обучении. 3. Подготовка к труду как цель воспитания. 4. Нравственное развитие как задача воспитания. 5. Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека. Литература: 1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. – М., 1990. 2. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании. // Учит. газета. Воспитание привычек и навыков. Педагогическое приложение к физиологической части. // Хрестоматия по истории дошкольной педагогики в России. - М., 1987. - С. 206-210. 3. Гончаров Н.К. Педагогическая система Ушинского. – М., 1974. 4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина ХIХ. – М., 1976. 5. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии». // Там же: - С. 60-68. 6. Педагогические идеи К.Д.Ушинского.- М., 1971. 7. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Антология педагогической мысли России (вторая половина ХIХ в. – начало ХХ в.). - М., 1990.- С. 41-44. 8. Ушинский К.Д. Научно-практическое назначение педагогики. // Там же: - С. 44-45. 9. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. // Там же: - С. 45-52. 10. Ушинский К.Д. Родное слово. // Там же: - С.52-59.  
3.5 Развитие идей свободного воспитания в теории и практике российского образования.   1. Теория свободного образования Л.Н. Толстого. 2. К.Н. Вентцель и его «дом свободного ребенка». 3. Развитие идей вальдорфской педагогики в практике российского образования.  
3.6 Идеи трудовой школы и детского воспитательного коллектива в истории отечественной педагогики. 1. «Трудовая школа» П.П. Блонского. 2. Единая трудовая школа – основа новой государственной системы народного образования в России начала ХХ века. 3. А.С.Макаренко о сущности детского воспитательного коллектива, его основных признаках и функциях. Проблема педагогического руководства коллективом. 4. Практика реализации идей трудового коллектива А.С.Макаренко. Литература: 1. Блонский П.П. Трудовая школа. // Избр. пед. сочинения.- М, 1979. 2. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995. - С.122 – 154. 3. Крупская Н.К. Народное образование и демократия. // Пед. сочинения. – 1957. – Т. 1. 4. учит своих детей. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.276-324. 5. Положение о единой трудовой школе РСФСР, Основные принципы единой трудовой школы. // Хрестоматия по истории советской дошкольной педагогики. – М, 1988. – С.44-52. 6. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. 7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. – М., 1964. 8. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко. – М., 1963. 9. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М., 1987.  

Наши рекомендации