Методы, направленные на приобретение знаний
Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.
Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют
61 Теория и методика физической культуры
методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия (Рис. 5.2.).
Рассказ - это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники .движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор,широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых - совместным, коллективным.
Описание - это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что шдо делать, но не указывается, почему надо делать так.
Характеристика - это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: "Как делать?". К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода - теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: "Зачем это нужно делать?" и "Почему так, а не иначе?".
Разновидностью объяснения являются:
сопроводительные пояснения - лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;
инструктирование - точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.
Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осуществляется с помощью указания, команд, подсчета, распоряжений, приказа и др.
При передаче, получении и анализе информации в целях оценки и стимулирования результатов учебной деятельности широко применяются различные формы словесных оценок: оценочные суждения ("верно", "хорошо"), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, самооценки обучаемых, одобрение, похвала педагогом действий занимающихся.
Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных их сторон широко применяется метод "самопроговаривания". Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполне-
Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности
ния этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговари-ванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем "про себя" - во внутренней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках действия.
рис. 5.2. Классификация методов, применяемых при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств
Теория и методика физической культуры
Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной тренировки. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.
Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий называют обычно методами словесной саморегуляции. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя слов приказов, типа таких, как "сильнее", "выше", "энергичнее" и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям.
Следующая группа методов связана с передачей и усвоением печатной информации путем работы обучаемых с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями и пр. Эти методы применяются, главным образом, для стимулирования познавательного интереса, активности занимающихся, углубления их знаний в области спортивной техники, методике технической подготовки. Они позволяют получить более полные и достоверные знания о правилах и особенностях судейства в каком-то виде спорта, условиях проведения соревнований, возможностях эффективного использования того или иного технического приема в этих условиях.
И наконец, следующая группа методов усвоения и использования знаний построена на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы). Важную роль здесь играют зрение, кинестезический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия изучаемого действия. Ощущения и восприятия - это первичный образ о действии. Они предшествуют представлениям или вторичным, чувственно-наглядным образам. Представления могут возникать в сознании обучаемых при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образного мышления. По мере освоения двигательных действий формируются специализированные восприятия: "чувство снаряда", "чувство мяча", "чувство штанги", повышающие сенсорную культуру двигательной деятельности занимающихся.
Применение данных методов поднимает эмоциональный настрой, интерес обучаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способствует созданию более яркого и точного сенсорно-перцептивного образа (модели) техники действий, их характеристиках, осмыслению и тщательному анализу структуры и условий его выполнения.
Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слуховые и другие ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формироваться в результате воздействия на обучаемого двух групп, факторов, различающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании.
Одна группа факторов связана с передачей информации, адресованной обучаемому извне и относящейся к "чужому" исполнению движения. Такой подход к познанию движения порождает представление о нем, которое обычно называют "экзогенным", т.е. внешнего происхождения.
Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим
Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности
исполнителем упражнения. Эти факторы порождают соответственно "эндогенные , т.е. внутренние ощущения, восприятия, представления.
В связи с этим применяются экзогенные или эндогенные способы и приемы создания чувственного образа изучаемых упражнений.
В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражне-ния педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем. Фотографий, кино и видеомагнитофонных записей, предметных и символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой и т.д.), звуковая и световая демонстрация.
Во втором случае применяются методы направленного "прочувствования" движения, содействующие созданию эндогенной "картины движения". В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры движений и тем самым лучше прочувствовать их.
Обучить тонкому дифференцированию отдельных параметров движения можно используя методы "срочной информации". Целесообразно также применять специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощущений: выполнение упражнений с выключением зрения, использование безнагрузочного напряжения мышц со зрительным контролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экранах векторэлектрокардиоскоп.ов или тактильным контролем "на ощущение".
Для выяснения правильности формирования восприятия техники движений, их характеристик'педагог должен постоянно получать информацию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, графической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при передвижении всего тела в пространстве и времени. Теория и методика физической культуры
жать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.
Задача построения обучения двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о числе обучающих упражнений и их выборе. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих правил:
а) при расчленении следует учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;
б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;
в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы целевого упражнэния;
г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств; фазы движения плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;
д) обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения.
Основные разновидности метода расчлененного упражнения:
• 1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.
2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение ("расслаивание") отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.
3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести: освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, "проводка" в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.
Методы целостного обучения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно используется:
• при разучивании наиболее простых упражнений;
• при изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зрения, нецелесообразно изучать по частям;
• при закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков. Благоприятные условия для применения целостных методов имеются также в тех
случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и др., в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.
В настоящее время все более широкое применение в физическом воспитании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, примене-
Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности
ние таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий. Разновидности целостных методов:
1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения.
2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.
3. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена. Например, при толкании ядра ведущим звеном будет финальное усилие, при метании копья - сочетание разбега с финальным усилием. Этот метод предполагает использование специальных и подготовительных упражнений.
4. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении.
При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение проводки и т.д. Теория и методики физической культуры
ленный период времени.
Интенсивность нагрузки - это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени. Мерами интенсивности внешней стороны нагрузки, как правило, служат: скорость передвижения - в беге, плавании, лыжных гонках и т.д.; темп игры или боя - в спортивных играх и единоборствах; длина или высота - в прыжках или метаниях; моторная плотность занятия (отношение времени, затраченного на упражнения к общему времени занятия) - в гимнастических и иных упражнениях, вес преодолеваемого отягощения - в упражнениях со штангой, гантелями, набивными мячами, на блочных устройствах и т.д. В качестве показателей интенсивности внутренней стороны нагрузки могут быть минимальные, средние и максимальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу времени (в секунду или минуту). Нагрузку можно изменить за счет объема и интенсивности или обоих показателей одновременно. Нагрузка бывает:
стандартной - практически одинаковой по своим внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый момент воздействия; переменной (вариативной), изменяющейся в ходе выполнения упражнения. Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные морфофунк-циональнью приспособительные перестройки в организме человека, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепление и совершенствование двигательных навыков. Однако длительное применение однообразных нагрузок может тормозить рост физических качеств, привести к переутомлению занимающихся, вызвать у них потерю интереса к занятиям.
Поэтому непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутомления, активизируются восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основы развития соответствующих качеств.
Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный, когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека, снизившееся в результате работы. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения различают следующие типы интервалов отдыха:
• субкомпенсационные (неполные);
• компенсационные (полные);
• суперкомпенсационные (экстремальные);
• постсуперкомпенсационные.
При субкомпенсационном (неполном) отдыхе очередное выполнение упражнения приходится на период более или менее значительного недовосстановления работоспособности.
Различают два их вида: значительно короткие (сокращенные) и незначительно короткие интервалы отдыха.
Значительно короткие интервалы характеризуются сравнительно большим не-довосстановлением работоспособности (5-10%), частота сердечных сокращений -130-140 уд. в 1 мин., дыхание учащенное, субъективной готовности к работе нет. Повторное выполнение нагрузки в этом случае ведет к снижению интенсивности упражнения (скорости передвижения, темпа движения, силы и т.д.). Они применя-
Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности
ются в основном при развитии выносливости.
При незначительно коротких интервалах отдыха недовосстановление работоспособности небольшое (3-5%). Частота сердечных сокращений 120-130уд. в 1 мин., дыхание почти восстановлено, иногда есть субъективная готовность к работе. Как и сокращенные интервалы, они содействуют развитию выносливости.
Компенсационные (полные) интервалы отдыха обеспечивают восстановление работоспособности до исходного уровня. У занимающихся появляется чувство готовности к работе. Подобные паузы отдыха, прежде всего, применяются при развитии мышечной силы, быстроты и координации движений. Они позволяют сохранить у занимающихся "свежесть", что дает возможность, например, поддерживать высокую скорость бега, точность передач и силу удара по мячу в футболе, заданный темп в гребле и т.д.
Суперкомпенсационные (экстремальные) интервалы отдыха - это такие, при которых очередное выполнение упражнения совпадает с фазой повышения работоспособности. В этом случае у занимающихся наиболее полно выражено чувство субъективной готовности к выполнению следующего задания. Выполнение работы в фазе повышенной работоспособности содействует развитию в основном тех же качеств, что и при полных интервалах отдыха. У разных лиц в зависимости от их физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин.). Оптимальная продолжительность отдыха обычно при применении интервальных нагрузок устанавливается экспериментально.
Постсуперкомпенсационные (длинные) интервалы отдыха, при которых очередная работа выполняется в тот момент, когда следы предыдущего выполнения задания почти утрачены. Эффект, достигнутый с помощью того или иного интервала непостоянен. Он изменяется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода. Поэтому один и тот же по длительности интервал может быть в различных условиях - и экстремальным, и полным, и неполным (жестким).
По своему характеру отдых может быть:
пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности);
активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление - в беге, например это будет спокойная ходьба, в плавании -неторопливые движения в воде и т.п.).
В условиях нарастающего утомления эффективность активного отдыха может снижаться, а роль пассивного отдыха возрастать. В практике широко применяют следующие разновидности пассивного отдыха: сон, "внушенный сон", "аутогенный отдых" и др.
В зависимости от решаемых задач, величины и характера нагрузки, степени развития утомления у занимающихся возможны определенные сочетания активного и пассивного отдыха.
Этот вид отдыха называется смешанным (комбинированным).
В процессе активного, пассивного и смешанного отдыха возможно применение дополнительных средств ускорения восстановительных процессов - глобального или избирательного воздействия (массаж, электропроцедуры, аэронизация и др.), а можно их и не применять вообще. Применение средств восстановления в паузах отдыха позволяет повысить суммарный объем нагрузки в занятии и интенсивность выполнения отдельных упражнений, сократить интервалы отдыха между упражнениями, увеличить объем, число занятий. В спортивной практике за счет этого уда-
69 Теория и методика физической культуры
ется иногда увеличить объем тренировочной работы в микроциклах на 10-15 %.
Представление об отдыхе будет неполным без раскрытия способов изменения или сохранения его продолжительности. В этом случае можно выделить такие виды отдыха, при которых продолжительность интервалов отдыха между выполнением отдельных действий (или между сериями) не изменяется, планомерно сокращается или наоборот увеличивается. И, наконец, в принципе возможны случаи, когда длительность отдыха вначале сокращается, затем увеличивается или не изменяется. Сущность того или иного метода совершенствования двигательных навыков и направленного развития физических качеств в значительной степени зависит от избираемого способа регулирования и дозирования каждого из параметров нагрузки: интенсивности, длительности, количества повторений упражнений, интервалов и характера отдыха.
На рис. 5.3. приведена классификация методов, основу которой, составляют различный порядок сочетания и регулирования нагрузки и отдыха. Остановимся на характеристике отдельных методов.
Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений. Отметим, что если при прохождении дистанции в беге колебания скорости не превышают 3 % от средней скорости, то такой бег можно считать равномерным (Михайлов В. В., 1971).
Этот метод используется.в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возможность его применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс и др.).
Тренирующее воздействие на организм занимающихся при его применении обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается либо за счет повышения длительности, либо интенсивности выполнения упражнения, Разумеется, с увеличением интенсивности работы длительность ее уменьшается и, наоборот. С помощью этого метода решаются следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повышение экономичности движений, воспитание волевых качеств. Различают два варианта этого метода:
1) метод длительной равномерной тренировки:
2} метод кратковременной равномерной тренировки.
Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интенсивности на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т.е. поглощение кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин. Продолжительность непрерывной работы может находиться в диапазоне от 15 до 90 мин и более. Данный вариант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости.
Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Ее продолжительность уменьшается. Упражнения выполняются в смешанном аэробно-анаэробном режиме. Он применяется для воспитания и закрепления "чувства темпа" (в беге, гребле, ходьбе), а также для развития аэробно-анаэробного компонента выносливости. Подобный вариант равномерного метода предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма. Поэтому его целесообразно применять с хорошо подготовленными занимающимися.
Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, возрастанию мощности сердца, улучшению централь-
Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности
нота и периферического кровообращения в мышцах, мощности аппарата внешнего дыхания и выносливости дыхательных мышц, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Длительная и сравнительно умеренная работа создает достаточно хорошие условия для гармоничной и постепенной настройки на работу различных функций организма. Продолжительные нагрузки оказывают большое психологическое воздействие на занимающихся. Они содействуют воспитанию v них волевых качеств: настойчивости, упорства и др.
Рис. 5.3. Классификация методов, связанных с нормированием и управлением нагрузкой в процессе выполнения упражнения
Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренирующий эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагруз-
Теория и методика физической культуры
ки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в хоккее в течение каждого периода.
Тренирующее воздействие на организм занимающихся при использовании переменного метода обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма регулируется за счет изменения режима работы и формы движений.
Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специальной), расширение диапазона двигательного навыка, повышение координации движений, приобретение определенных тактических умений, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание волевых качеств.
Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях. В циклических упражнениях нагрузки, главным образом, регулируются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. От варьирования скорости и длительности выполнения упражнения зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, в свою очередь, ведет либо к развитию аэробных или аэробно-анаэробных возможностей.
В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений. Выделяют несколько вариантов переменного метода:
1)с ритмичным колебанием интенсивности - одинаковые периоды работы с повышенной интенсивностью чередуются с такими же периодами работы пониженной интенсивности). Например, в беге на дистанцию 3000 м: 500м в 1/2 силы+ 200 в 3/4 силы + 300 свободно и т.д.;
2)с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышечной работы. Примером этого варианта, является "фартлек", что в переводе со шведского означает "игра скоростей, "беговая игра". Содержание его - это бег на местности в течение длительного времени (от 30 мин. до 2 час с разной скоростью). Скорость передвижения и продолжительность ее сохранения при этом заранее не планируется. Желательно проводить его в лесу, парке, поле. Каждый участник бега в зависимости от самочувствия, поочередно может лидировать в группе с ускорениями на отрезках различной произвольной длины, пробегаемых с различной скоростью. В процессе фартлека занимающиеся могут заменить часть ускорений беговыми или прыжковыми упражнениями.
3) с неритмичными колебаниями интенсивности, зависящими от решения определенных технико-тактических задач (например, при отработке тактики "рваного бега" в легкой атлетике).
Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые, более высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений в циклических упражнениях дает возможность совершенствовать двигательные качества и технику движения. Одни и те же движения, выполняемые с большой, а затем с малой скоростью, сопоставляются по принципу контраста. Это дает возможность четко различать мышечные ощущения, связанные с правильным, свободным выполнением движения, и неправильным вы-
Лекция 5 Методы формирования физической культуры личности
полнением движения.
Недостатком переменного метода является то, что он в какой-то степени "неточен", так как все основные компоненты (длина ускорения, скорость, продолжительность снижения скорости и т.п.) нагрузки в переменном методе планируются приблизительно, как правило, "по самочувствию", на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы также ведется.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, а также благодаря суммации утомления организма человека от каждого повторения задания.
Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скорост-но-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.
Данный метод используется как в циклических, так и ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75-95 %. от максимальной в данном упражнении, либо около-предельной и предельной. - 95-100 %. Длительность упражнения может быть самой разнообразной. Например, в беге, гребле, плавании и т.д. применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т. д. (.Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.
В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных качеств. На средних и длинных - скоростной выносливости.
Передвижение с высокой интенсивностью - в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках, содействует развитию «чувства соревновательного темпа», совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом повторно-темповой тренировки.
Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основном анаэробный, а на средних и длинных - смешанный, т.е. аэробно-анаэробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, метание) наряду с закреплением и совершенствованием техники движений, данный метод используется, главным образом, для развития силы и скоростно-силовых качеств.
В практике повторный метод применяется в нескольких вариантах. Чаще всего встречаются следующие:
1)повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (90-95% от максимальной) для выработки необходимого соревновательного темпа и ритма, для стабилизации техники на высокой скорости и пр.
2)повторная работа с равномерной предельной интенсивностью. При применении коротких отрезков развиваются преимущественно скоростные способности. Более длинные отрезки включаются в занятия сравнительно редко и лишь небольшими сериями для максимального развития скоростной выносливости и максималь-
73 Теории и методика физической культуры
ного воздействия на волевые качества.
Преимущества повторного метода состоят прежде всего в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если все предыдущие методы, главным образом, действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, и, меньше на обмен веществ в мышцах, то повторный метод, в первую очередь, совершенствует мышечный обмен.
Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы. При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, вызвать нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.
Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.
Интервальный метод в настоящее время используется в большинстве физических упражнений (бег, гребля, лыжные гонки, плавание, фигурное катание, спортивные игры, единоборства и др.).