Основные педагогические понятия по теме
ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ.
НАЗНАЧЕНИЕ МДК 03.01 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек.К.Д. Ушинский (русский педагог) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.Д.С. Лихачев (русский ученый) Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. Иоганн Вольфганг Гёте |
Что общего в этих трех высказываниях? Как они соотносятся с понятием классный руководитель? ________________________ |
Классный руководитель-педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.
Ознакомьтесь с программой МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»
Ознакомление с программой МДК и выяснение ее основных положений включает в себя:
ü цели и задачи МДК «Классное руководство»;
ü формы междисциплинарного курса;
ü этапов изучения и его содержания;
ü учебных мероприятий в процессе изучения МДК;
ü правил оценки учебных мероприятий;
ü условий получения зачета.
Ваша задача – сформировать четкое представление об организации и содержания учебного процесса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Каково назначение МДК 03.01 ? ____________________________
____________
2. Какие представления должны быть сформированы у вас после обучения МДК 03.01 ? ________
__
3. Какие практические умения (компетенции) и навыки вы сможете приобрести в МДК 03.01? _______________________________
________________________
4. Где пригодятся вам представления, умения и навыки, полученные при изучении МДК 03.01 ? _____________________________
________________________
5. Можно ли пропускать или менять местами этапы МДК 03.01 ? ______________________
6. Что является итогам учебной работы на втором курсе МДК 03.01 ? ______________________
______________________
7. Проводится ли в курсе проверка усвоения учебных тем? Каким образом это происходит? ____________
8. В какой форме проводится зачет (экзамен) по междисциплинарному курсу? ______________________
______________________
Цель учебной работы в курсе МДК 03.01 | Способ учебной деятельности— это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. |
- самостоятельная работа в рабочей тетради по дисциплине; - - |
Этапы изучения МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» | III семестр ( зачет) |
IVсеместр (квалификационный экзамен) |
Учебная работа МДК 03.01 состоит из | - подготовка портфолио; - подготовка и проведения внеклассного занятия (классного часа); - составление технологической карты внеклассного занятия; - - |
Условия получения зачета |
Делай сегодня то, что другие не хотят, завтра будешь жить так, как другие не могут |
Баланс – это когда ваша жизнь находится в равновесии, и ваше развитие идет равномерно. Этот круг символизирует собой «пирог» реализации Вашей жизни. |
«ПИРОГ МОЕЙ ЖИЗНИ»
Сфера жизни | Примерный % от всего « пирога жизни» | Какие шаги Вам нужно сделать, чтобы достичь этой |
Главный вывод сегодняшнего поста – для того, чтобы чувствовать себя счастливым человеком, большое внимание нужно уделить гармоничному развитию в важных для Вас сферах жизни и стараться соблюдать баланс в жизни.Это даст большой прилив энергии, и мощный стимул к саморазвитию.
ЗАНЯТИЕ № 1.1
ТЕМА: КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОСОВ
1. Статус классного руководителя в современной школе.
2. Задачи и направления в работе классного руководителя.
3. Функциональные обязанности классного руководителя.
4. Документы, определяющие деятельность классного руководителя.
5. Работа с документацией класса.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Ø 1.Ознакомиться с основными педагогическими понятиями темы.
Ø 2. Из истории вопроса.
Ø 3. Определение целей и задач воспитания и обучения класса.
Ø 4. Права и обязанности классного руководителя.
Основные педагогические понятия по теме.
Задание №1.Запишите определение понятий:
Классный руководитель – это _
Воспитатель – это ____________________
2. Из истории вопроса.Прочитайте текст и выполните задание.
Каждому классу, исключая начальные классы, приказом по школе назначается классный руководитель.
Обратимся к истории, истокам этой должности в российских учебных заведениях. До 1917года в мужских гимназиях функции классного руководителя выполняли классные наставники, а в женских – классные дамы (должность введена Уставом 1871года). В их обязанности входило следить за поведением учащихся.
1918год. Воспитательная работа возлагается на всех учителей школы. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодежи политического сознания. Для внеурочной воспитательной работы с каждой учебной группой выделялись отдельные учителя - групповоды. Но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, различной отчетностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу. Это и послужило причиной ликвидации института классного наставничества.
Однако с середины 20 годов прошлого столетия кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи. А в 1931году утверждена Наркомпросом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входило работа с отдельными учащимися или с группой, с родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательной работы.
1934 год, групповоды переименовываются в классные руководители.
И с этого времени до начало 1960 года никаких кардинальных изменений в работе классного руководителя не происходило.
Начиная с 60-х. годов велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта работы классных руководителей. Продолжался поиск новых форм, методов и приемов в воспитании учащихся.
Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в конце 80-х, вновь привлекло внимание к проблеме воспитания детей и роли классного руководителя в ее решении.
С 1989 года в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобожденный классный руководитель», в ходе которого определились приоритетные направления в деятельности классного руководителя. В центре его внимания находилась личность воспитанника, его защита и развитие.
По проблеме содержания воспитания педагогами и учеными было предложено множество программ, из которых классный руководитель выбирал приемлемую для работы с детьми.
На сегодня в школах России работают с детьми не освобожденные классные руководители, кураторы в высших и средних учебных заведениях и воспитатели в группе продленного дня.
( По материалам интернет энциклопедии «Википедия»)
Задание №2. Составьте хронологию развития профессии классного руководителя схематично (таблица, «лесенка», возможно рисунком).
Задание № 3. Допишите, как называлась должность классного руководителя в учебных заведениях России.
а) в мужских гимназиях _______________________;
б) в женских гимназиях ________________________;
в) в школах с 1917 по 1930годы _________________.
Задание № 4. Выберите правильный ответ.
Главные критерии оценки труда классного руководителя это:
а) результат труда классного руководителя;
б) общение классного руководителя с родителями, коллегами, детьми;
в) формы, методы и приемы, используемые классным руководителем в своей работе;
г) правильного ответа нет;
д) все ответы верны,
Ответ ___.