По курсу «Психология и педагогика»
Примерный перечень вопросов
1. Психология – это наука, изучающая …(несколько вариантов ответа)
1) роль и участие психических образований в регуляции жизнедеятельности человека;
2) процесс обучения и воспитания личности;
3) идеальные психические образования, их взаимное влияние друг на друга;
4) процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению личности.
2. Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором … (один вариант ответа)
1) концепции поэтапного формирования умственных действий;
2) стратометрической концепции;
3) культурно-исторической концепции развития;
4) деятельностной концепции.
3. Восприятие сигналов среды осуществляется нервной системой с помощью …(один вариант ответа)
1) рецепторов; 3) акцепторов;
2) детекторов; 4) анализаторов.
4. Нервные волокна, передающие нервные импульсы в спинной и головной мозг, называют …(один вариант ответа)
1) синаптическими; 3) афферентными;
2) дифферентными; 4) эфферентными.
5. Активность как всеобщая характеристика живого получила в человеческом обществе название …(один вариант ответа)
1) реакция; 3) сознание;
2) рефлекс; 4) деятельность.
6. Процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и увеличения их разнообразия во времени называется … (один вариант ответа)
1) детерминаций; 3) онтогенезом;
2) эволюцией; 4) филогенезом.
7. Высшая форма отражения, которая присуща человеку, обозначается понятием … (один вариант ответа)
1) рефлекс; 3) сознание;
2) душа; 4) реакция.
8. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути достижения цели, определяется как
1) фрустрация; 3) эйфория;
2) печаль; 4) страсть.
9. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является … (один вариант ответа)
1) воображение; 3) мышление;
2) ощущение; 4) потребность.
10. Процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий, означает … (один вариант ответа)
1) идентификация; 3) оценка;
2) ощущения; 4) восприятие.
11. Способ существования психики во времени, удержание прошлого, необходимое условие единства человеческой психики, психологической идентичности – это … (один вариант ответа)
1) интеллект; 3) образ;
2) память; 4) личность.
12. К формам мышления относят …(несколько вариантов ответа)
1) суждение; 3) представление;
2) анализ; 4) понятие.
13. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, называется …(один вариант ответа)
1) воображением; 3) ощущением;
2) медитацией; 4) абстрагированием.
14. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется ____ внимания
1) подвижностью; 3) устойчивостью;
2) концентрацией; 4) распределением.
15. К признакам человека как индивидуальности относятся такие как (несколько вариантов ответа)
1) акции; 3) характер;
2) потребность в самореализации; 4)когниции.
16. Эмоции наиболее тесно связаны с … (один вариант ответа)
1) мотивами; 3) воображением;
2) способностями; 4) воспоминаниями.
17. Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, называются … (один вариант ответа)
1) способностями; 3) темпераментом;
2) чувствами; 4) характером.
18. Понятия, входящие в структуру общения, - … и …
1) регуляции; 3) коммуникации;
2) интеракция; 4) презентация.
19. Объединение взаимодействующих лиц, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и имеющих сходные цели деятельности, называется _________ группой
1) условной; 3) референтной;
2) вторичной; 4) малой.
20. Связь педагогики и психологии наиболее наглядно реализуется при (один вариант ответа)
1) определении факторов социализации личности;
2) установлении закономерностей и принципов педагогического процесса;
3) оценке качества подготовки выпускника школы;
4) разработке государственных образовательных стандартов.
21. Предметом педагогики как науки является … (один вариант ответа)
1) развитие личности;
2) образовательные системы;
3) профессиональная педагогическая деятельность;
4) целенаправленно организуемый педагогический процесс.
22. Основными категориями педагогики являются … (один вариант ответа)
1) знания, умения, навыки;
2) созревание, система, социализация;
3) среда, наследственность, воспитание;
4) воспитание, обучение, образование.
23. Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, направленный на решение педагогических задач, называют …(один вариант ответа)
1) педагогической задачей; 3) педагогической системой;
2) педагогической ситуацией; 4)педагогическим взаимодействием.
24. Содержание образования как общественного явления определяется (один вариант ответа)
1) совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные стандарты образования;
2) уровнем развития общественных наук;
3) уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности;
4) социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического и культурного развития.
25. Установите соответствие между системами образования и их целями:
1) система образования в Древней Спарте;
2) современная система образования в России;
3) система образования Китая и Японии.
Варианты ответов:
а) направлена на воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов;
б) направлена на овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения;
в) направлена на воспитание почтительности к старшим, ориентирована на бесконечное самосовершенствование.
26. Установите соответствие метода педагогического исследования и его характеристики
1) анкетирование; 3) беседа;
2) наблюдение; 4) педагогический консилиум
Варианты ответов:
а) метод получения информации, основанный на письменном опросе людей;
б) метод получения информации на основе словесной коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на предусмотренные программой исследования вопросы;
в) целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем непосредственной регистрации исследователем хода и результатов педагогического процесса;
г) разновидность экспертной оценки, полученной на основе коллективного обсуждения результатов воспитанности и обученности школьников.
27. Цели обучения определяются …(один вариант ответа)
1) мастерством педагога;
2) индивидуальными особенностями учащегося;
3) потребностями и возможностями общества;
4) средствами обучения.
28. Единство и взаимодействие компонентов, составляющих педагогический процесс, определяют его …(один вариант ответа)
1) индивидуальность; 3) управляемость;
2) целостность; 4) целенаправленность.
29. Движущими силами процесса обучения являются …(один вариант ответа)
1) образовательная активность ученика;
2) профессионализм педагога;
3) противоречия, возникающие в ходе обучения;
4) закономерности и принципы его построения.
30. Ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществляемые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий, являются _____ воспитания.
1) закономерностями; 3) целями;
2) принципами; 4) методами.
31. Синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем …(один вариант ответа)
1) целостность; 3) комплексность;
2) оптимальность; 4) системность.
32. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …(один вариант ответа)
1) образованностью; 3) системой образования;
2) непрерывным образованием; 4) образованием.
33. Установите соответствие понятий и их определений:
1) целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся;
2) усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу;
3) процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы;
4) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека
Варианты ответов:
а) обучение; б) воспитание;
в) социализация; г) развитие.
34. Сущность принципа доступности обучения заключается в том, что (один вариант ответа)
1) изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни;
2) содержание изучаемого материала, методов его изучения должны соответствовать уровню развития учащихся;
3) процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством;
4) преподавание и усвоение знаний происходит в определенном логическом порядке.
35. Установите соответствие понятий и их определений:
1) процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества;
2) содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя, учащегося), которое конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения;
3) процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы;
4) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека.
Варианты ответов:
а) содержание образования; б) воспитание;
в) развитие; г) образование.
36. Методами учебной деятельности, которые подразделяются по доминирующим средствам обучения, являются …(несколько вариантов ответа)
1) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
2) наглядные методы; 4) словесные методы;
3) практические методы; 5) научные методы.
37. Установите соответствие между принципами воспитания и их характеристиками:
1) предполагается последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития;
2) воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека;
3) воспитание должно приобщать человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом, приспосабливать человека к изменениям в нем самом и в окружающем его мире.
Варианты ответов:
а) принцип культуросообразности воспитания;
б) принцип гуманистической направленности воспитания;
в) принцип природосообразности воспитания.
38. Установите соответствие понятий и их определений:
1) развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры;
2) педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения и гармоничного развития личности;
3) данный подход требует отношения к учащемуся как уникальному явлению, а также того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей;
4) саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса
Варианты ответов:
а) гуманистический подход в воспитании;
б) культурологический подход в воспитании;
в) личностный подход в воспитании;
г) индивидуально-творческий подход в воспитании.
39. Основными признаками коллектива являются …(несколько вариантов ответа)
1) наличие общей цели и совместной деятельности;
2) разнообразие социальных ролей;
3) традиции;
4) общность ценностных ориентаций.
40. Особый интимный коллектив, малая социальная группа, объединенная общим бюджетом, родственными связями, жильем – это …(один вариант ответа)
1) супруги; 3) близкие и дальние родственники;
2) братья и сестры; 4) семья.
41. Установите соответствие между понятиями и определениями типов семей
1) семьи, состоящие из матери (отца) с детьми;
2) семьи, состоящие и взрослых родителей и детей, которые от них зависят;
3) семьи, имеющие трое и более детей.
Варианты ответов:
а) многодетные семьи; б) неполные семьи;
в) нуклеарные семьи.
42. Условия, которые обеспечивает государство в целях осуществления права на образование (несколько вариантов ответа) :
1) бесплатное образование только для избранных;
2) одинаковая доступность для всех на конкурсной основе высшего образования;
3) обязательное бесплатное образование для всех;
4) открытость и доступность среднего образования;
5) обязательность религиозного образования.
43. В Древней Греции педагогами называли …(один вариант ответа)
1) преподавателей ораторского искусства;
2) рабов, сопровождающих детей своего господина в школу;
3) старейшин, возглавлявших школу в Афинах;
4) учителей Спарты.
44. В системе общего среднего образования действуют следующие образовательные учреждения …(несколько вариантов ответа)
1) техникумы;
2) средняя общеобразовательная школа различных типов и видов;
3) образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы;
4) профессионально-технические учреждения.
45. Основные принципы управления образовательными системами, существующие в РФ (несколько вариантов ответа):
1) принцип самостоятельности; 3) принцип саморазвития;
2) принцип разнообразия; 4) принцип невмешательства.
46. Управление образованием реализуется посредством таких процессов, как …(несколько вариантов ответа)
1) лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности;
2) регистрация образовательных учреждений по фактическому адресу;
3) обеспечение учреждений образования методической литературой;
4) аттестация образовательных учреждений для установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников, требования государственных образовательных стандартов.
47. Тифлопедагогика …(несколько вариантов ответа)
1) изучает детей с нарушениями зрения;
2) разрабатывает специальные системы и методики обучения, включая обучение произношению и развитию слухового восприятия;
3) определяет принципы, содержание и методы обучения умственно отсталых детей;
4) осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении.
48. Отметьте основные компоненты профессиограммы учителя (несколько вариантов ответа)
1) общегражданские качества;
2) специальные знания и умения по предмету;
3) физические данные;
4) качества, определяющие специфику профессии;
5) темперамент.
49. Современному педагогу для реализации своих функций необходимы такие личностные свойства, как …(несколько вариантов ответа)
1) умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение;
2) религиозность;
3) способность к изучению иностранных языков;
4) знание особенностей психического развития детей с проблемами, и стремление вместе с ними создавать условия для их саморазвития;
5) потребность и способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности.
50. Коммуникативные умения современного педагога представляют собой …(несколько вариантов ответа)
1) умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
2) наблюдательность и переключаемость внимания;
3) социальную перцепцию, т.е. понимание психологического состояния учащегося по внешним признакам;
4) способность переключать все внимание на собственные проблемы;
5) умение выплескивать свои эмоции.
51. Единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности составляет его …(один вариант ответа)
1) педагогическое мастерство;
2) квалификацию;
3) профессиональную компетентность;
4) специализацию.
52. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика, называется …(один вариант ответа)
1) демократическим; 3) попустительским;
2) игнорирующим; 4) авторитарным.