Словарь по педагогике 4 23 страница
Самосознание— высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании
и переживании системы представлений личности о себе, присущих ей соц. отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие С. активно развивается в рамках Я-концепции.
Самосознание половое — осознание принадлежности к полу, т. е. способность осознавать себя представителем пола, а также регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам.
Самосознание учителя профессиональное — комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Оно включает: I. Осознание учителем норм, правил, модели своей профессии (требований к пед. деятельности и общению, к личности) как эталонов для осознания своих качеств. Это определяет основы профессионального мировоззрения. 2. Осознание этих качеств у др. людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и в образе своего коллеги по профессии. 3. Учёт оценки себя как профессионала со стороны др. людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др. 4. Самооценивание учителем своих отдельных сторон. Постепенно у учителя на основе представлений о себе в отдельных пед. ситуациях, на основе мнений учеников и коллег складывается устойчивая Я-концепция, придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. 5. Положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции. У учителя, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Особенно важно то, что положительная Я-концепция учителя способствует и развитию положительной Я-концепции учеников (Р. Берне). Чувствуя себя спокойно и уверенно, учитель благожелателен и ровен к ученикам. Понимание слабых сторон своего труда, намерения их исправить не разрушают общей положительной самооценки. Учитель с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психол. самозащиты.
Самостоятельная учебная работа— такой вид учебной деятельности, при к-ром предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах: от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей функции пед. управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с постепенной передачей всех функций обучаемому. С. у. р. — средство формирования метакогнитивных способностей обучаемых, их готовности к непрерывному самообразованию.
Самостоятельность— способность личности к деятельности, совершаемой без
вмешательства со стороны.
Самостоятельность мышления — способность человека, к-рая включает в себя знания, умения и навыки самостоятельно анализировать явления и факты общественной жизни и природы и давать им правильную оценку, разбираться в причинно-следственных связях, самостоятельно ориентироваться в потоке научной и иной информации, защищать собственное мнение.
Самость (или представление о себе) — взгляд человека на себя, основанный на
прошлом опыте, данных настоящего и ожидания будущего; выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга — архетип.
Самоуправление школьное— управление субъектами школы (школьными
работниками, учащимися, их родителями), жизнедеятельностью своего школьного коллектива. У учащихсяк органам С. относятся:общее собрание учащихся школы, школьная ученическая конференция, совет учащихся, ученический комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образования, классные собрания и классные советы учащихся и т. п.. У педагогов:педсовет, методсовет, методобъединения и комиссии учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, аттестационная, правовая и др. комиссии. У родителей:родительские комитеты разных уровней, комиссии. Совместные органы С. решают вопросы, к-рые касаются интересов всех субъектов школы. Принципы их деятельности:равноправие, открытость и гласность, демократия, законность, целесообразность, представительство, коллегиальность и персональная ответственность, подотчетность, свобода и самодеятельность, критика и самокритика, распределение полномочий.
Советы школьные— новый орган в структуре школьного самоуправления, имеющий свою эксклюзивную деятельность, т. е. деятельность, к-рую в школе не могут вести др. органы самоуправления: законотворческая деятельность (устав, положения, инструкции); разработка, утверждение и реализация организационно-правовых параметров школьного процесса (режим работы, порядок приема учеников, меры поощрения, наказания, форма одежды, порядок дополнительной оплаты труда и т. п.); организация соуправленческой деятельности со стороны школьных работников, учащихся и их родителей; координирующая деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и др. подразделений; согласительная деятельность по снятию противоречий и предупреждению конфликтов; разработка мер стимулирования различных видов деятельности учащихся в образовательном процессе; деятельность по представлению и защите интересов школы, членов школьного коллектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды (рассмотрение жалоб и заявлений и т. п.).
Самоутверждение — достижение субъективной удовлетворенности результатом
и/или процессом самореализации.
Сангвиник — см. Темперамент.
Свободоспособность— способность к автономному, нонконформистскому
существованию; способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и соц. заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Термин введен в оборот О. Газманом.
CD-ROM — оптические диски для хранения данных в компьютерных системах.
Секуляризация (от ср. лат. saecularis — светский) — процесс ослабления влияния
религии как способа мышления и жизни с одновременной утратой церковными организациями прежней соц. значимости.
Селективный— избирательный, основанный на свойстве производить отбор.
Семинар— активная форма учебного процесса, построенная на основе знаний,
приобретаемых обучаемыми самостоятельно по заданию руководителя и передаваемых путем непосредственного их взаимодействия с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы. Подготовленные к С. материалы, как правило, оформляются в виде сообщений, докладов, рефератов.
«Семь свободных искусств» — учебные предметы (науки) средневековой средней
школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали2 цикла:тривиум (трехпутие) — грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (четырехпутие) — арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Впериод средневековья из этих предметов было выхолощено разнообразное и богатое в античное время содержание, замененное ограниченным кругом элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях.
Семья— особая интимная группа, соц. объединение, общность, члены к-рой связаны
брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность. ФункцииС.: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, соц., психотерапевтическая: рекреативная (восстановительная), регулятивная (регулирование отношений внутри С, с др. людьми, со всем обществом), коммуникативная, фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена С).
Семья нуклеарная— семья, состоящая из двух взрослых разного пола и находящимися на их иждивении детьми. В последние годы такая форма семьи рассматривается как базовый, универсальный тип структуры семьи.
Семья фостеровская(замещающая) — временная семья, принимающая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, на договорных началах с местными органами опеки и попечительства и под их контролем. Ребенок находится в условиях семьи, жизнедеятельность к-рой контролируется государственными органами, но в случае неблагополучных условий для ребенка в такой семье, он вновь подвергается стрессу — вторичному лишению родительской заботы.
Сенека Луций Аней(4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — римский философ, проповедовавший
стоическое отношение к жизни, критиковавший школу за формализм и пренебрежение нравственным воспитанием. Указывал на необходимость воспитания самостоятельности мышления — полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям.
Сенз(с)итивность(от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая
особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.
Сенз(с)итивностъ к потребностям ребенка— открытость и восприимчивость к потребностям ребенка.
Сенз(с)итивные периоды развития— наиболее благоприятные возрастные периоды для развития тех или иных психических качеств и состояний.
Сенсорная депривация(от лат. sensus — чувствительный) — повышение
чувствительности анализаторов в результате действия раздражителя.
Сепарация естественная— инициируемое и поддерживаемое взрослым
постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6—7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.
Сервер файловый(англ. server; лат. servire — обслуживать) — мощный компьютер,
выполняющий в сетях определенные функции обслуживания пользователей: слежение за разделяемыми ресурсами, содержание и обслуживание общих баз данных, электронная почта, электронные доски объявлений и др.
Сертификат— документ, удостоверяющий тот или иной факт, квалификацию, уровень
подготовки, качество товара и его соответствие условиям контракта.
Сеть информационная(англ. information network) — сеть, по к-рой осуществляется
доступ к удаленным базам данных и связь между пользователями по космическим и наземным (кабельным) каналам. Все С. и. работают в двух режимах — диалоговом (on-line) и автономном (off-line). В первом случае создается эффект присутствия клиента при выполнении его заказа; как правило, так работают базы данных. Все остальные услуги — электронная почта, службы телекса, факса, файловый обмен и обмен деловыми документами — осуществляются во втором режиме. В режиме off-line также обеспечивается проведение телеконференций — общение различных групп людей «по интересам». С. и., как и банк данных, м. б. специализированной (банковская, торговая, научная, военная), а некоторые сети даже могут ограничивать тематику (напр., в сетях INTERNET и BITNET запрещена передача коммерческой, политической, религиозной и военной информации, они специализируются на науке, технике и потребительском рынке). Большинство сетей могут обмениваться данными между собой.
Сеть информационная в системе образования(ERIC — The Educational
Resources Information Center) — имеет широкое распространение в Северной Америке (США, Канада). Способствует эффективному и быстрому распространению информации о новейших исследованиях в сфере образования. Действует под эгидой Департамента образования США.
Сеть телексная(англ. tel(egraf) — телеграф и exchange — коммутатор; англ. telex) —
единая международная автоматизированная система телеграфной абонентской сети, служащая для быстрой передачи символьной информации и использующая лат. алфавит, цифры и специальные знаки. Работа телеграфной сети обеспечивается телексными аппаратами (телексами).
Сеть телетайпная(англ. teletype) — аналог телексной сети. Наряду с лат, допускает
использование и русского алфавита. Телетайпные аппараты (телетайпы) отличаются от телексных наличием двух режимов набора: русского и лат.
Сила нервной системы— свойство нервной системы, характеризующее ее
функциональную выносливость, работоспособность.
Симпатия(от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — устойчивое
положительное эмоциональное восприятие человека человеком, одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или соц. явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении помочь, оказать внимание и т. д.
Синдром дискоммуникации — невозможность или затрудненность в общении;
проявляется следующим образом: невозможность найти собеседника в окружении; собеседник есть, но нет коммуникативных умений; конфликтное общение (разрядить агрессию); угашение стремления к контактам (усталость, непереносимость).
Синергетика (от греч. synerqeia) — наука, исследующая процессы перехода сложных
систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы. Одной из центральных идей является идея целевой детерминации процесса развития. Одним из основных понятий является понятие аттрактор цели, с помощью к-рого обозначается конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития. Структура системы определяется не только прошлым, но и будущим. «Настоящее считается определенным посредством будущего, а прошлое — посредством настоящего ... при этом еще неосуществленное будущее уже как-то «содержится» или действенно представлено в настоящем; более позднее предвосхищает более раннее ...» (Хартман Н.). Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х гг. XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе наблюдаются эффекты, изучаемые С.
Синкретизм(психол.) (от греч. synkretismus — соединение, объединение) —
нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных оснований. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.
Система образования— совокупность взаимодействующих преемственных
образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется: соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
Система образования региона — относительно обособленная совокупность связанных между собой образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих образовательных структур на территории одного из субъектов РФ.
Система педагогическая— совокупность взаимосвязанных средств, методов и
процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы С. п.: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения. М. б. в масштабах страны, отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, деятельности отдельного преподавателя. Широко известны авторские С. п.: А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, С. Френе, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского и др.
Ситуация педагогическая—1. совокупность условий и обстоятельств специально
задаваемых учителем, или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания:формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2. кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.
Скаутизм — одна из самых распространенных форм детского и молодежного движения
за рубежом, объединяющая детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 21 года. Главная цель С. — воспитывать у подрастающего поколения преданность своей стране, религии, формирование определенных нравственных качеств, таких как: правдивость, смелость, вежливость, «быть другом всех людей и братом каждому скауту», «подчиняться бесприкословно своим руководителям». У скаутов есть закон и клятва. Девиз скаутов: «Хороший поступок — каждый день». Одним из основных принципов воспитания в скаутских организациях является учет возрастных особенностей детей, преемственность в работе. Выделяются 3 возрастные группы: 1-я — мальчики 7-10 лет — кабскауты («волчата»), девочки — браунискауты («птенчики»); 2-я группа — 11—12 лет — разведчики; 3-я группа — «искатели» и «гиды» — скауты в возрасте от 15 до 21 года. Каждая ступень роста скаутов предполагает овладение определенными знаниями, умениями и навыками, (см. Баден-Пауэл Р.). В России скауты возникли в 1909 г. и просуществовали до возникновения пионерской организации как массовой. В 90-е гг. XX в. С. вновь возродился в России как одно из многообразных детско-молодежных объединений. Сильные стороны С: пристальное изучение психологии, интересов и запросов воспитанников; использование детской инициативы, красочность и привлекательность ритуалов, формы, церемоний; конкретность и понятность общих и частных целей, заданий, лозунгов, правил поведения; овладение различными практическими навыками; четкость организационной структуры; умелое использование склонностей детей к коллективизму, к путешествиям, героическим подвигам и приключениям, применение живых форм работы, особенно игр.
Склонность— устойчивая направленность к определенной деятельности,
выражающаяся в эмоциональном ее предпочтении др. видам деятельности. Раннее выявление С. у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательно-воспитательного учреждения.
Сковорода Григорий Саввич(1722-1794) — украинский философ, поэт,
просветитель-гуманист. Был странствующим философом. Выступил против официальной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.
Скопофилия(визионизм, вуайеризм) — влечение к подглядыванию за половым актом
или обнаженными представителями избранного пола.
Славянофильство(в пед.) — идеология, не принимавшая рационализм и
индивидуализм западной педагогики, ставила вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание, как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозного чувства. Человеческая индивидуальность рассматривалась прежде всего с позиций соборности.
Слайд(англ. slide — скользить) — отдельный диапозитив, помещаемый обычно в
стандартную пластмассовую рамку 50 х. 50 мм. С. — прозрачное фотографическое (или рисованное) изображение на пленке или стекле, предназначенное для проецирования на экран.
Слушание— вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с
восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее.
Виды собеседников— разнообразие проявлений личностных характеристик человека в процессе вербального общения, к-рые педагогу полезно учитывать при выборе тактики взаимодействия с воспитанниками. С доминантным собеседником: напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность, целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать, не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать твердо и решительно; недоминантного собеседника: деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно почаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении воспитанника: подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного, необходимо тактично придерживать, возвращая к теме разговора. Ригидного: медлительного, неуспевающего за сменой тем, не стоит торопить, надо давать ему возможность до конца высказаться. Экстраверт — общителен, активен, больше обращен на собеседника. С ним, как правило, общаться легко. Интроверт не очень разговорчив, трудно переходит от темы к теме, если предыдущая не завершена. С ним надо быть терпеливым и вдумчивым слушателем.
Слушание рефлексивное — слушание с анализом, уточнениями, перефразированием.
Слушание эмпатическоев пед. взаимодействии — метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника в сопереживании ему — переживании им тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает воспитанник (родитель, коллега и т. д.) через отождествление с ним.
Смысл— воспринятое личностью значение к.-л. явления, предмета, знака; идеальное
содержание, идея сущности, предназначение, конечная цель, ценность чего-л. (С. жизни, С. истории и т. д.).
Смысл личностный— понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» (Л. Н. Толстой). Осознается как «значение-для-меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, роли, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.
Соборность— качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и
сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофилами (А. С. Хомяковым и др.). В понятии С. акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение национального сознания русского народа, проявляющееся, в частности, в развитии русских школ в современной образовательной системе и в остром интересе к христианско-антропологическому направлению в русской философско-пед. мысли конца XIX — начала XX вв., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения.
Совесть— категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед
самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.
Совместимость межличностная— взаимное принятие партнеров по общению и
совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентации, соц. установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и др. значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психол. характеристик.
Содержание образования и воспитания— система научных знаний, умений и
навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источники С. о. и в. — все многообразие культуры.
Созависимость— устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных
(т. е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения др. людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность. Поведение созависимых — неуправляемо, не поддается контролю сознания, т. е. бессознательно. Это состояние болезненной зависимости, т. е. оно может трактоваться как заболевание, и, как любое заболевание, иметь свою причину (источник), развитие и конечную стадию — выздоровление или полное разрушение личности в соматическом, интеллектуальном или духовном аспектах. С. затрагивает все структуры личности, деформируя ее. Созависимый человек — это человек с деформированным «Я». Он нередко испытывает чувство патологического стыда из-за переживаемой явной или кажущейся человеку, напр., из неблагополучной семьи, отверженности обществом; потерю собственной внутренней реальности и зависимость от реальности внешней; чрезмерную озабоченность чем-то или кем-то и чрезвычайную зависимость — эмоциональную, соц., иногда даже физическую от этого человека, процесса или явления; остановку развития собственного «Я» и чрезмерно сильное реагирование на происходящее вокруг при недостаточности реакций на происходящее внутри самого человека; долговременное подчинение человека жестким правилам, не допускающим открытого выражения чувств, непосредственного обсуждения внутренних и межличностных проблем и др.
Сознание педагогическое— совокупность знаний и ценностных установок
учителя, определяющая характер всей его пед. деятельности и отношений к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции; В-концепции (концепции Воспитанника: как он его понимает, воспринимает, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Деятельности: понимание природы и специфики пед. деятельности, ее структуры, выделение тех или иных доминант).
Созревание половое — сложный процесс сексуального развития, в к-ром
физиологические изменения не только воздействуют на психику, но и сами в известной степени контролируются сознанием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие неосознанные сексуальные ощущения корректируются путем воспитания чувств, воли, нравственных привычек.
Сократ(ок. 469—400 гг. до н. э.) — древнегреч. философ-идеалист. Жил в Афинах, где
его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен и др. Об учении С, к-рый ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. «Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений Сократа. Высшие добродетели по С: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. «Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетель, т. е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы). Идеалистическая этика С. перерастает в теологию. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Сомнение служило С. предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъективному духу, дальнейший путь вел к объективному духу — божественному разуму. Цель воспитания — познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и в создании гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов, видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию «всеобщего» в нравственности как основы истинной морали. Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, явился источником субъективной диалектики, диалектического способа мышления.