Словарь по педагогике 4 10 страница

Классный воспитатель— пед. работник, в чьи должностные обя­занности входит:

содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребен­ка; внесение необходимых коррективов в систему его воспита­ния; помощь в решение проблем, возникающих у детей при об­щении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

Классы компенсирующего обучения(выравнивания, коррекционные) — классы

для детей с психическими и соц. отклонени­ями, затрудняющими освоение общеобразовательных программ и общение со сверстниками и воспитателями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации, дифферен­циации и индивидуализации обучения и воспитания. Цель — предупреждение дезадаптации у таких детей. Изучаемый мате­риал, формы и методы обучения приспособлены к потребнос­тям и возможностям ученика, что помогает ему быстрее усваивать знания, адаптироваться в соц. среде. Такие классы, как правило, меньше по численности (12—18 человек). Ученик, достигший здесь высоких результатов в обучении, может возвратиться в нормальный класс для продолжения учебы.

Классы гибкого состава— формы внешней дифференциации (вне основного

класса), создаваемые на основе однородных групп учащихся по способностям и интересам для изучения оп­ределенных учебных дисциплин (биологии, математики и др.), занимающихся по специальному расписанию 1—2 раза в неде­лю. Изучение остальных предметов осуществляется в основном классе.

Классы профильные— форма внешней дифференциации по ин­тересам учеников,

предполагающая углубленное изучение ряда взаимосвязанных предметов, интересующих учащихся, в клас­сах постоянного состава.

Клептомания— непреодолимая страсть к воровству, к-рую кор­ректируют лечебными

средствами.

Клерикальный— процерковнонастроенный, стремящийся уси­лить влияние церкви и

духовенства.

Климат социально-психологический— совокупность сложив­шихся соц.-психол.

условий, способствующих или препятству­ющих продуктивной совместной деятельности и всесторонне­му развитию личности в группе (коллективе). Признаки благо­приятного К.с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, сво­бодное выражение собственного мнения при обсуждении об­щих вопросов, отсутствие давления руководителей на подчи­ненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов кол­лектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удов­летворенность принадлежностью к коллективу и т. п.

Ключевский Василий Осипович(1841-1911) — русский историк и педагог. Был

историком-социологом и придавал большое зна­чение практической стороне любой науки. Считал, что история была бы ненужным балластом, обременяющим память, если бы не имела прикладного значения. Изучению отечественной ис­тории он придавал огромное воспитательное значение. К. выс­казал ряд интересных мыслей о школе, учителе, педагогике, вза­имодействии семьи и общественного воспитания.

Когнитивная сфера— сфера психологии человека, связанная с его познавательными

процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивное развитие— процесс формирования и развития ког­нитивно-

познавательной сферы человека, в частности его вос­приятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Когнитивный— имеющий отношение к познанию, мышлению.

Когнитивный диссонанс— переживание индивидом противоре­чия в своих знаниях.

Кодекс — совокупность правил, норм, убеждений.

Кокетство— комплексная непроизвольная реакция, в основе к-рой лежит побуждение

привлечь к себе внимание.

Коллегиальность— совместное выполнение управленческих функ­ций

коллегиальным органом.

Коллегия(лат. collegium) — официальная группа лиц, образующих административный,

совещательный или распорядительный орган, предназначенный для совместного решения вопросов, относящихся к его компетенции.

Колледж (англ. college) — учебное заведение в США, Великобри­тании и нек-рых др.

странах. Различают три основных типаК.: соответствующие уровню высшей школы; занимающие промежу­точное положение между средними и высшими учебными заведени­ями; соответствующие уровню средней школы и предназначенные для учащихся старше 16 лет. Наиболее распространены К. при крупных университетах — высшие учебные заведения, не вхо­дящие в университет и пользующиеся его правами (правом присуждения степеней и выдачи дипломов). Окончившие К. держат экзамен по университетской программе. Напр., в США большинство К. за 4 г. обучения готовят учащихся к степени ба­калавра, а за 2 г. — к степени адъюнкта- бакалавра. По традиции в Англии К. называют и отдельные привилегированные средние школы (Итон, Уинчестер). В РФ к ним относят нек-рые вновь образуемые и реорганизуемые учебные заведения, дающие, как правило, среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы.

Коллектив(от лат. colletctius — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих

друг на друга и связанных между собой общ­ностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельно­стью, общностью средств деятельности, единством воли, выра­жаемой руководством К., в силу этого достигающего более вы­сокого уровня развития, чем простая группа. К числу призна­ков К. относятсятакже сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность органи­зационной структуры, наличие органов координации деятельнос­ти. К. бываютпервичные и вторичные. К первичным принято относить К., в к-рых наблюдается непосредственный межлич­ностный контакт между его членами. Вторичный К. — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных К. Функции К.:регулятивная, организационная, консолидационная (объединяющая), стимулирующая, воспитательная.

Идентификация коллективистская — форма гуманных от­ношений, возникающая в совместной деятельности, при к-рой переживания одного из группы даны др. как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление группо­вой цели и на устранение фрустрирующих (создающих барьеры) воздействий.

Интеграция групповая(от лат. integer — целый) — процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отно­шений единства, общих ценностей, оптимизации взаимо­отношений. В процессе формирования детского коллек­тива И.г. возникает на третьем этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения.

Климат коллектива социально-психологический— содер­жательная характеристика межличностных отношений в группах, коллективах. Функции:консолидирующая, стиму­лирующая, стабилизирующая, регулирующая. Показатели сформированности:удовлетворенность пребыванием в коллективе, процессом и результатом; признание автори­тета руководителя, сочетающего признаки формального и неформального лидера; мажорное настроение; сплочен­ность; сознательная дисциплина; продуктивность работы.

Коллектив детский воспитательный — I. созданная систе­ма коллективистически, высоконраственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формирова­нию личности и развитию индивидуальности; 2. детская группа высокого уровня развития, где межличностные от­ношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Коллективизм — 1. способность индивида активно откли­каться на нужды человека, жить общественными интере­сами, продуктивно общаться и взаимодействовать в удов­летворении потребностей коллектива, общества и соб­ственно личности; принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями ин­дивида. Способствует воспитанию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.

Коллективное мнение(общественное мнение) — совокуп­ное оценочное суждение, выражающее отношение кол­лектива (или его значительной части) к различным собы­тиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление в детском коллективе способности к формиро­ванию К.м. свидетельствует о высоком уровне развития внутриколлективных отношений и о превращении груп­пы в коллектив.

Коллективистское самоопределение — психический меха­низм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения, точки зрения так не нивелируются механизмами подражания, конформности, внушения и т. п., как в простой группе, а получают воз­можность относительно свободного существования.

Сплоченность коллектива— степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Формиро­вание С.к. осуществляется в совместной деятельности.

Коллективное бессознательное— термин, введенный К. Юнгом для обозначения

бессознательных психических явлений (архети­пов), в к-рых запечатлен исторический опыт человечества.

Коллективное творческое дело(КТД) — основополагающий эле­мент

макаренковской коммунарской методики, к-рую адапти­ровал к условиям работы в обычных школах и внешкольных уч­реждениях педагог из Санкт-Петербурга И.П.Иванов. Органи­зуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная; орга­низуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, др. кол­лективов и др. людей — имела гуманистическую и альтруист-скую цель; чтобы на добровольных началах, с интересом и же­ланием могли включаться в его реализацию все члены коллек­тива и раскрывать свои творческие возможности. Предполагает следующие этапы:принятие идеи, выделение совета дела, творчес­кое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, при­нятие идеи нового дела.

Коллоквиум — промежуточная форма контроля, цель к-рой выяс­нение степени

усвоения материала по к.-л. крупной теме всем классом (группой), снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование обучаемых к систематическим занятиям. Про­ходит в виде фронтального опроса, но более длительное время и с большей глубиной получаемых от учащихся ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опро­са и коррекции хода усвоения материала и выработки необхо­димых умений и навыков.

Команда(в информатике) (англ. instruction, command) — управля­ющий сигнал,

инициирующий выполнение определенной опе­рации в исполнительном устройстве; описание операции, к-рую должен выполнить компьютер.

Командав учебном заведении (управленческое значение) — груп­па членов пед.

коллектива, работающих вместе с целью обеспе­чить максимально эффективный процесс преподавания и образования в учебном заведении. Оптимальный состав К. 8 человек: председатель, организатор, контролер, эксперт, идеолог, инфор­матор, оппозиционер, фасилитатор, специалист. В К. подбира­ются люди творческие, самостоятельные, заинтересованные в реформировании учебного заведения и здраво воспринимаю­щие нововведения.

Коменский Ян Амос(1592-1670) — выдающийся чешский педа­гог-гуманист,

философ, священник. Родился в семье, принадле­жавшей к общине «чешских братьев». Рано оставшись сиротой, за счет общины получил среднее и высшее образование, был выборным священником общины и возглавлял школу. К. при­нимал активное участие в борьбе за сохранение национально­го достоинства своего народа против насилия немецкого дво­рянства и католической церкви. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно вос­принимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «За­коны хорошо организованной школы». К. считал, что человек — «совершеннейшее, прекраснейшее создание», «чудесный мик­рокосм», «руководимый природой, может дойти до всего». Фи­лософской основой взглядов К. выступал сенсуализм: познание реального мира на основе чувственного восприятия — «нет ни­чего в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». Цель воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к соединению с Богом (религиозное воспитание). К. требовал создания единой школы, всеобщности и обязательнос­ти школы родного языка для всех детей без различия сословий, имущественного положения, пола, природных способностей. Разработал возрастную периодизацию (детство — до 6 лет, отро­чество — до 12 лет, юность — до 18 лет и возмужалость — до 24 лет) и соответствующую ей систему образования, на принципах единства и преемственности: материнская школа, школа родно­го языка, латинская школа или гимназия и академия. Для каж­дой ступени образования (кроме последней) он разработал под­робно изложенное и обоснованное содержание обучения и пос­ледовательность изучения школьных предметов. «Материнская школа» К. — первое научно обоснованное руководство по дошкольному воспитанию. К. дал теоретическое обоснование складывавшимся в пед. практике дидактическим принципам. В основу воспитания он положил принцип природосообразности, считая, что человек, как часть природы, подчиняется ее глав­нейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Принцип наглядно­сти он сформулировал как золотое правило дидактики: «все, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Полу­чили научное обоснование и принципы: сознательности, систе­матичности, последовательности, посильности обучения, прочно­сти усвоения учебного материала. Большое место в процессе обу­чения, по мысли К., должно занимать упражнение: «Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле». Необходимо в уча­щихся «воспламенять жажду знания и пылкое усердие к уче­нию», поощряя их любознательность и самостоятельность. К. разработал научные основы классно-урочной системы органи­зации учебных занятий, к-рая распространилась по всему миру и до сих пор остается одной из самых адекватных природе обу­чения форм организации при всех имеющихся в ней недостат­ках. Он создал первые в мировой практике образцовые учебни­ки: «Открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», к-рые были переведены на многие языки и использовались не одно столетие. В облас­ти нравственного воспитания К. основными добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Средствами нравственного воспитания: пример родителей, учителей и товарищей; упражнения в нравственном поведе­нии; наставления и беседы; преодоление детской лени, распу­щенности и недисциплинированности. Дисциплине в школе он придавал очень большое значение. К. допускал физические наказания. К. считал, что человек должен учиться в течение всей своей жизни: «каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе». Должность учителя он считал «настолько превосход­ной, как никакая другая под солнцем» и предъявлял к личнос­ти учителя высокие требования. Пед. система взглядов К. выде­лила педагогику из лона философии как самостоятельную науч­ную отрасль.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав(до

1989 г. — комиссия по делам несовершеннолетних) — комиссия образуется органами местного самоуправления и предназначе­на для обеспечения:

— осуществления мер по защите и восстановлению прав и за­конных интересов несовершеннолетних;

— выявления и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, правонарушениям и ан­тиобщественным действиям несовершеннолетних;

— организации контроля за условиями воспитания, обуче­ния, содержания несовершеннолетних, а также за обраще­нием с несовершеннолетними в учреждениях системы про­филактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних;

— осуществления мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, по координации деятель­ности органов и учреждений системы профилактики безнад­зорности несовершеннолетних;

— подготовки совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопро­сам, связанным с содержанием несовершеннолетних в спе­циальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законо­дательством РФ;

— рассмотрения представлений органа управления образова­тельного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образова­тельного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и др. функции.

Коммуникация(от лат. communico — связываю, общаюсь) — со­общение, передача

информации от человека к человеку посред­ством языка, речи или иных знаковых систем в процессе меж­личностного взаимодействия.

Коммуникация массовая — систематическое распростране­ние специально подготовленных сообщений (информа­ции) через печать, радио, телевидение, кино-, аудио- и видеозаписи с целью влияния на духовные ценности на­селения — установки, оценки, мнения и др., и их поведе­ние. Через К.м. воспитание реализуется как социальное явление.

Коммуникация невербальная— передача информации др. человеку или группе лиц без использования речи. Виды:кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, движения тела, манеры одеваться, приче­сываться и т. п.); проксемика (место и время общения); пара- и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы); визуальное общение (контакт глазами) и такесика (прикосновение). Точный выбор способов К.н. учителем помогает лучшему взаимо­пониманию с воспитанниками, определяет эмоциональ­ную атмосферу пед. взаимодействия и самочувствие его участников.

Коммуникация педагогическая — совокупность идей, средств и способов организации учебно-воспитательного процесса на основе приема, усвоения, использования и передачи информации из различных источников для раз­ностороннего развития учащихся.

Коммуникативное поведение учителя— процесс передачи ин­формации и такая

организация речи и соответствующего ей по­ведения воспитателя, к-рые влияют на создание эмоционально-психол. атмосферы общения воспитателя и воспитанников, на характер отношений между ними, на стиль работы. Успешность К.п. у. во многом зависит от: I.качества речи, к-рое определя­ется качеством и количеством мыслей в ней на единицу занято­го места и времени; 2. осознания пед. задачи учителем; 3. учета характера взаимоотношений с учащимися; 4. авторитета учите­ля; 5. убежденности и аргументированности, новизны, вырази­тельности речи, общеречевой культуры; 6. коммуникативных умений — владения «чтением по лицу», понимания личности ученика, его психического состояния по внешним признакам; умений самопрезентации учителя.

Компендиум(от лат. compendium — сокращение) — сжатое сум­марное изложение

основных положений к.-л. науки, исследова­ния и т. п.; краткое руководство; конспект; резюме.

Компенсация психическая(от лат. compensare — уравновеши­вать, возмещать) —

1.психический эффект возмещения недо­статочно развитых качеств личности др. более развитыми, что способствует формированию индивидуального стиля деятельности, достижению одинаково высоких результатов при различ­ном уровне развития профессионально важных качеств лично­сти; 2. (в психоанализе) механизм, посредством к-рого индивид скрывает, в том числе и от себя, свои слабости, недостатки, де­фекты преувеличенным проявлением, развитием др. качеств.

Компетентность—1. личные возможности должностного лица и его квалификация

(знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных зна­ний, навыков; 2. уровень образованности личности, к-рый оп­ределяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Компетентность коммуникативная— способность устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с др. людь­ми; система внутренних ресурсов, необходимых для пост­роения эффективной коммуникации в определенном кру­ге ситуаций межличностного взаимодействия.

Компетентность общекультурная — уровень образованнос­ти, достаточный для самообразования и самостоятельно­го решения возникающих при этом познавательных про­блем и определения своей позиции.

Компетентность учителя профессиональная — владение учи­телем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя опреде­ленных ценностей, идеалов и пед. сознания; совокупность знаний, опыта, умений гибкого владения пед. технологи­ей, нахождения оптимальных средств воздействия на уче­ника с учетом его потребностей и интересов, прав и сво­бодного выбора способов деятельности и поведения.

Компетенция(от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить) –

1. совокупность полномочий (прав и обязанно­стей) государственных органов или должностных лиц, опреде­ляющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций; 2. круг вопросов, в к-рых данное лицо обла­дает познаниями, опытом. К. органов и должностных лиц ус­танавливается законом, уставом данного органа, а также закреп­ляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах. Границы К. устанавливаются в соответствии с функциями органа управления.

Компетенция социальная— соц. навыки (обязанности), позво­ляющие личности

адекватно выполнять нормы и правила жиз­ни в обществе. Термин соц. педагогики.

Компиляция— работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных выводов и идей.

Комплекс— совокупность мотивов, интересов, установок, объе­диненных единым

аффектом, действующая на бессознательном уровне, но определяющая сознание и поведение человека.

Комплекс Квазимодо(дисморфофобия) — ложное ощуще­ние собственной некрасивости. Очень остро проявляется в подростковом возрасте, особенно под влиянием рекла­мы и глянцевых журналов. Подростки пытаются голодать, готовы сделать любую пластическую операцию, склонны к суициду.

Комплекс Клеопатры — проявляется в боязни попасть в за­висимость от к.-л., стремлении любыми способами сохра­нить свою суверенность. Египетская царица Клеопатра разрешала провести с ней ночь при условии, что на утро мужчина будет казнен.

Комплекс Каина— переживание одним из детей в семье, что он не любим, пренебрегаем.

Комплекс неполноценности — психопатологический синд­ром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, сво­ей неполноценности в системе межличностных отноше­ний, деформирующих естественное развитие его личнос­ти и сопровождаемых соответствующими негативными психол. симптомами: низкой самооценкой, заниженным уровнем притязаний, повышенной тревожностью, моти­вом избегания неудачи. К.н. описан А. Адлером. К.н. по­рождается недостатками в функционировании механизма психической компенсации.

Комплекс Эдипов — нежная привязанность мальчика к ма­тери с антогонистическим отношением к отцу.

Комплекс Электры— нежная привязанность девочки к отцу с антагонистическим отношением к матери.

Комплементарный(от лат. complementum — дополнение) — до­полнительный.

Компьютер (лат. computare — вычислять) — согласно Толковому словарю английского

языка, программируемый цифровой обра­ботчик всевозможных данных. В последние десятилетия вмес­то словосочетаний «электронная вычислительная машина», «цифровая вычислительная машина», аббревиатур ЦВМ, ЭВМ широко употребляют термин «компьютер», чтобы подчеркнуть алгоритмическую универсальность ЦВМ по преобразованию и обработке любых данных, возможность использования этого класса вычислительных машин не только для вычислений. Можно считать термин «компьютер» синонимом определения «вычислительная машина общего назначения». В буквальном переводе «компьютер» — вычислитель.

Конвенция(от лат. conventio — соглашение) — международный договор, соглашение

по к.-л. специальному вопросу.

Конвенциональная роль— представление о предписанном образце поведения, к-рое ожидается и требуется от чело­века в данной ситуации.

Конвенциональные нормы— совокупность общеприня­тых в данной общности правил и требований, играю­щих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношений, взаимодей­ствия и общения.

Конгруэнтность(в пед. технологии) — совпадение жестов и рече­вых высказываний

учителя в процессе пед. общения.

Конкуренция — см. Интерактивное общение.

Консенсус— общее согласие по к.-л. вопросу, достигнутое без го­лосования в ходе

переговоров. Один из способов принятия уп­равленческого решения в процессе руководства учебно-образо­вательным учреждением.

Конспектирование(от лат. conspectus — обзор) — сокращенная запись лекции, речи,

к.-л. сочинения (научной работы) свои­ми словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий конспект сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнени­ями, рассуждениями.

Константность— постоянство.

Конституционная теория темперамента— темперамент челове­ка, зависящий от конституции, телосложения человека.

Классификация Э. Кречмера (1888—1964) — 1-й тип. Асте­нический — человек

хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и ху­дыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно разви­той нервной системой, головным мозгом. С детства астеники очень слабые и нежные, они быстро растут, не обнаруживая в течение всей жизни ни малейшей склон­ности к увеличению объема мышц или жировой прослой­ки. С выделенными типами строения тела Кречмер соот­нес определенные типы личности. Астеническое телосло­жение имеют шизотимики, этот тип: замкнуты, склонны к размышлениям, абстракции, с трудом приспосаблива­ются к окружению, чувствительны, ранимы. Среди шизотимиков есть разновидности: «тонко чувствующие люди», идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгои­сты, «сухари» и безвольные. У шизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, меж­ду обостренностью и тупостью чувства («обидит др. и при этом обидится сам»). Типологические черты шизотимической характерологии: настойчивость и систематическая пос­ледовательность, непритязательность, спартанская стро­гость, холодность в отношении к судьбам отдельных людей и утонченные эстетические чувства; неподкупная справед­ливость, пафос по отношению к народным страданиям — и в то же время недостаток доброжелательности, приятно­го естественного человеколюбия, понимания конкретной ситуации и особенностей отдельных личностей. Шизотими­ков можно подразделить на следующие группы: 1. чистые идеалисты и моралисты, 2. деспоты и фанатики, 3. люди хо­лодного расчета. 2-й тип. Пикник отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, основательный, массивный живот. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разно­видности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентимен­тальные тихони, беспечные любители жизни, активные прак­тики. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1. храбрые борцы, народные герои; 2. организаторы крупного масштаба; 3. примиряю­щие политики. 3-й тип. Атлетик обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорцио­нального, крепкого телосложения. Атлетический тип ха­рактеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими пле­чами, уверенной осанкой. Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечат­лительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невы­сокой гибкостью мышления. Кречмер соотносит тип телос­ложения с психическими заболеваниями, причем предпо­лагает, что между нормальным человеком и психически больным нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут пе­рерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения/ 4-й тип. Дипластик — человек с не­правильным телосложением. Система Кречмера предназ­началась в первую очередь для диагностики психических заболеваний, она позволяла предвидеть направление и формы негативных изменений психики индивида.

Наши рекомендации