Словарь по педагогике 4 8 страница

Идея— мысль, получившая концептуальное оформление

.

Идиотия — см. Олигофрения.

Иерархия — «служебная лестница»; система элементов, находящихся в

последовательном подчинении.

Изоляция, отчуждение — см. Защита психологическая.

Иллюзия(от лат. illusio — ошибка заблуждение, illudo — обманы­ваю, насмехаюсь,

разыгрываю) — 1. неадекватное отражение воспринимаемого объекта и его свойств; 2. ложные, несбыточ­ные надежды, мечты.

Имаготерапия— см. Психотерапия.

Имбецильность— см. Олигофрения.

Имидж учителя(от англ. image — образ) — эмоционально окра­шенный стереотип

восприятия образа учителя в сознании вос­питанников, коллег, соц. окружения, в массовом сознании. В основе И.у. — формальная система ролей, к-рые учитель игра­ет в своей жизни и деятельности, дополняющаяся чертами ха­рактера, интеллектуальными особенностями, внешними данны­ми, одеждой и т. п. При формировании И.у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружа­ющими.

Имиджмейкер—специалист по формированию имиджа.

Имманентный(от лат. immanentis — свойственный чему-либо, пребывающий в чем-

либо) — внутренне присущий к.-л. явле­нию, проистекающий из его природы, сущности.

Императив(от лат. imperativus — повелительный) — приказ, кате­горическое

требование, должествование.

Имплицитный— не проявляющийся явно, открыто, не обнаружи­вающийся при

поверхностном наблюдении. Противоположное понятие — эксплицитный.

Имплицитная концепция воспитания— подразумеваемые, но не

сформированные теории воспитания, присущие определенному этносу и выступающие как центральная ценностная ориентация взрослых в сфере соц. поведения по отношению к подрастающе­му поколению.

Имплицитные концепции личности— подразумеваемые, но не сформированные

теории личности, присущие каждому этносу; совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на вопросы: какова природа и каковы возможности человека? Чем он является, может и д.б.? Понятие разрабатывается И. Коном.

Импритинг(англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — спе­цифическая форма

научения у новорожденных высших позво­ночных, при к-ром в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступа­ющих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных-жертв, и др.). И. возможен в течение весьма ограниченного («сенсибильного», «критического») периода. Процесс И. совер­шается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и ре­зультат его, как правило, необратим. И. обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых парт­неров, признаков местности и др. В искусственных, эксперимен­тальных условиях у нек-рых видов животных и птиц И. м. б. выз­ван любым живым или неживым движущимся объектом.

Импровизация педагогическая— нахождение учителем неожи­данного пед.

решения в ходе урока или общения и практичес­ки мгновенное его воплощение. Процесс И.п. состоит из четы­рех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап — пед. озарение (ин-сайт). В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового мате­риала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап — мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Рождение идеи возникает интуитивно, а путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап — публичное воплощение, или реализация, пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И.п. Четвертый этап: осмысление, т. е. мгновенный анализ про­цесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И.п. позво­ляет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на воз­никающие задачи.

Инвариантность(от фр. invariant — неизменяющийся) — свойство объекта

неизменяться при изменении условий, в к-рых он су­ществует.

Инварианты педагогические— пед. истины, не подлежащие пере­смотру. Термин

введен в педагогику фр. педагогом С. Френе. Он разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистичес­кой педагогики. Напр.: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психол. скла­да и состояния здоровья; никто —- и ребенок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стремится к успе­ху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.

Ингибиция социальная(от лат. inhibere — сдерживать, останав­ливать) —

ухудшение продуктивности выполняемой деятельно­сти, ее скорости и качества в присутствии посторонных лиц, как реальных, так и воображаемых. Ребенок часто хуже выполняет задание, если учитель или родители находятся в непосредствен­ной близости во время его выполнения.

Индетерминизм(от лат. in — приставка со значением отрицания, defermino —

определяю) — теория воли, базирующаяся на при­знании возможности индивида действовать или выбирать спо­соб действия независимо от воздействующих на него внешних факторов, стимулов. В психол. синоним «свобода воли».

Индивид(от лат. individuum — неделимое) — 1. человек как еди­ничное природное

существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивиду­ально своеобразных черт, отличающих его от др. людей; 2. от­дельный представитель человеческой общности.

Индивидуализация—1. процесс самореализации, в результате к-рого личность

стремится обрести индивидуальность; 2. учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Индивидуализация обучения— организация учебного процесса с учетом

индивидуальных особенностей учащихся; И. о. осуще­ствляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. И.о. осуществляется через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.

Индивидуализм— черта личности, одновременно тип мировоз­зрения,

выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам об­щества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.

Индивидуализм нравственный— внутренняя духовная со­средоточенность личности на собственных проблемах со­вершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, творческом самовыражении, проявлении интеллектуально-нравственной свободы, развитии спо­собностей и дарований.

Индивидуальность— интегральное свойство личности, совокуп­ность

индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. И. проявляется в чертах темпера­мента, характера, в специфике интересов, качеств интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой форми­рования человеческой И. служат анатомо-физиологические за­датки, к-рые преобразуются в процессе воспитания.

Индивидуальный подход в воспитании— осуществление педа­гогического

процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склоннос­тей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое ис­пользование педагогом различных форм и методов воспитатель­ного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности— сово­купность

характерных и устойчивых для данного учителя задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также бо­лее частных особенностей таких, как ритм работы. Поскольку И. с. п. д. определяется соотношением задач и способов дея­тельности, то он может меняться. Виды И.с. п. д.:эмоциональ­но-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.

Индифферентность(от лат. indifferens — безразличный) — нейт­ральность,

равнодушие, безучастность.

Индоктринация— пропаганда определенной идеи, доктрины, целенаправленное

распространение теории или учения в об­ществе для формирования определенного общественного со­знания.

Индукция (от лат. Inductio — наведение, побуждение) — 1. В фи­зиологии:

динамическое взаимодействие возбуждения и тормо­жения, выражающееся в том, что возбуждение одних нервных клеток может вызвать торможение в др. и наоборот. 2. В логи­ке, психол.: вид умозаключения, логический метод исследова­ний, основанный на построении логической цепочки от еди­ничного утверждения к более общему. Психология изучает раз­витие и нарушения индуктивных рассуждений. Различают И.: научную, популярную, полную, неполную, математическую и др.

Инертность— низкая активность, бездеятельность, неподвиж­ность.

Инициатива(от лат. initiare — начинать) — внутреннее побужде­ние к

самостоятельным, активным новым формам деятельнос­ти или руководящая роль в к.-л. действиях.

Инициация(от лат. initio — начинать, посвящать в таинство; initiatio — совершение

таинств) — комплекс действий (в основ­ном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса индиви­да, происходит включение его в к.-л. замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полно­мочий. Примером могут служить обряды, сопровождающие пе­реход из одного возрастного класса в др. у первобытных наро­дов, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении И. — ха­рактерное главным образом для первобытной культуры посвя­щение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл.

Инкультурация— освоение людьми элементов их социокультур­ного пространства,

религии, мифов, традиционных способов мышления и действий, составляющие культуру и отличающие его общество от др. человеческих групп. В процессе социализа­ции интеграция в человеческое общество может происходить как в своей, так и в др. культуре, а может ребенок, социализи­руясь, и не вводиться в культуру (беспризорники, безнадзорные дети и т. п.).

Инновация педагогическая (нововведение)— I. целенаправлен­ное изменение,

вносящее в образовательную среду новые ста­бильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. Виды нововведения: по видам деятельности — пед., обеспечивающие, управлен­ческие; по объекту изменений — ресурсные, технологические и продуктные; по характеру вносимых изменений — радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), ком­бинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифи­цирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений: локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанная и взаимосогласо­ванная группа нескольких локальных Н.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования: единичные и диффузные; по источнику возникновения — внеш­ними (за пределами образовательной системы) и внутренними (разрабатываются внутри образовательной системы); 2. процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, техно­логии, программы и т. п.); 3. поиск идеальных методик и про­грамм, их внедрение в образовательный процесс и их творчес­кое переосмысление.

Инновационный прогностический характеруправления образовательным учреждением — реализация в управлен­ческом цикле последовательности шагов, приводящей к обновлению управляемой образовательной системы: ди­агностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проекти­рования, программирование деятельности, моделирова­ние и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов.

Инновационные процессыв системе образования — управля­емые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед. новшеств.

Инсайт(от лат. insight — постижение, озарение) — внезапное, ло­гически выводимое

понимание сущности явления, ситуации в целом. Термин ввел В. Келлер, активно использовал в психоло­гии Дж. Морено. Выступает одним из элементов пед. импрови­зации и любого творческого процесса.

Инсинуировать—1. намекать, внушать, тайно подстрекать; 2. рас­пространять

злостные вымыслы, клеветать на к.-л.

Инсталляция(от англ. installation — установка, монтаж, сборка) — 1. установка

программного изделия на компьютер; 2. объем­но-пространственная композиция, конструкция, составлен­ная из различных предметов, как правило, бывших в употреб­лении, выражающая художественно-эстетические представ­ления автора.

Инстинкт(от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врож­денных сложных

реакций (актов поведения), предопределяю­щих целесообразное поведение организма во внешней среде. И.П. Павлов рассматривал механизм И. как безусловнорефлекторный; понятие И. и безусловный рефлекс следует считать рядоположенными. Виды (по В.И. Гарбузову): самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, домини­рования, свободы и сохранения достоинства.

Инстинкт жизни — термин психоанализа, обозначающий им­пульс самосохранения и

самовоспроизводства; иногда употреб­ляется как синоним либидо.

Интегральный— целый, единый, неразрывно связанный.

Интеллект(от лат. intellectus — разумение, понимание, постиже­ние) — относительно

устойчивая структура умственных способ­ностей человека. В ряде психол. концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией реше­ния проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когни­тивным стилем и др. В современной западной психологии наи­более распространенным является понимание И. как биопсихи­ческой адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале XX в. фр. психологи А. Бине и Т. Симон пред­ложили определять степень умственной одаренности посред­ством специальных тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматичес­кой трактовки И. как способности справляться с соответствую­щими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается пред­ставление о существовании базовых структур И., независимо от культурных влияний.

Интеллект текучий — способности, с помощью к-рых че­ловек учитсяему-либо новому. К ним относятся: ско­рость и результативность запоминания, индуктивное рас­суждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений.

Интеллекта коэффициент(от англ. Intelligence Quotient, IQ) — количественный показатель уровня интеллектуаль­ного развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула И.к. имеет следующий вид:

И.к. =(умственный возраст/хронологический возраст)х100

Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50— 75% — для дебилов, 25—50% — для имбецилов, ниже 25% — для идиотов.

Интеллектуальная пассивность — сниженный уровень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основ­ном особенностями воспитания. И.п. проявляется в недо­статочной сформированное™ интеллектуальных умений, в негативном отношении к умственному напряжению, в использовании обходных путей при выполнении интел­лектуальных задач.

Интеллигентность(от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, знающий) —

совокупность личностных качеств человека, свиде­тельствующих о высоком уровне развития его интеллекта, обра­зованности и поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет об­щечеловеческих ценностей во всех сферах деятельности обще­ства, на реализацию высших идеалов в своей деятельности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, тер­пим к инакомыслию, принципиален.

Интенсификация управления— совершенствование управления путем лучшей

организации управленческого труда, совершен­ствования методов разработки управленческих решений, раци­онального сокращения количества информации, унификации документов и т. д. И.у. предполагает его совершенствование без относительного увеличения аппарата управления.

Интенция(от лат. intentio — стремление) направленность созна­ния, мышления на к.-л.

предмет.

Интерактивное общение— выработка тактики и стратегии вза­имодействия.

Организация совместной деятельности людей. Основные виды интеракции — кооперация и конкуренция.

Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основных форм организации межличностного взаимодей­ствия, характеризующаяся объединением усилий участни­ков для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. При К. происходит координация единичных сил участни­ков (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) — необходимый элемент совместной деятельно­сти, порожденный ее собственной природой. Показате­лем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Включе­ние в кооперативное взаимодействие стимулирует разви­тие аттракции между членами группы, способствует ока­занию взаимопомощи, усиливает взаимосвязь участни­ков. Виды:коллективно-индивидуальная (все стремятся к одной цели, но каждый сам по себе); последовательно-коллективная (каждый последовательно выполняет одну часть общего дела); кооперация взаимодействия. В насто­ящее время пед. процесс все более организуется на осно­вах К., что способствует его как личностно-ориентированной направленности.

Конкуренция— межличностное взаимодействие, основан­ное на столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Интерактивный диалог— активный обмен сообщениями между пользователем и

информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимодействия. Особенно актуален для дистанционного обучения.

Интерактивный режим— диалоговый режим.

Интеракционизм(от англ. interaction — взаимодействие) — на­правление в западной

соц. психологии (Дж. Г. Мид и др.), ис­следующее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между лично­стями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процес­се к-рого реализуется способность человека «принимать роль другого», и на этой основе осуществляется его вхождение в ре­ферентную микрогруппу. Структура личности с точки зрения И. зависит от характера непосредственного взаимодействия с ок­ружающими, к-рое обеспечивает ее активность и контроль над собственным поведением в соответствии с соц. нормами, роля­ми, ролевыми ожиданиями, соц. установками партнеров по вза­имодействию.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая

направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, оз­накомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно И. обнаружива­ется в эмоциональном тоне, к-рый приобретает процесс позна­ния, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление по­требности в осуществлении деятельности, вызывающей И. Раз­личают непосредственный П., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительно­сти его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости И. свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении дея­тельности, к-рая сама по себе И. не вызывает, но выполнение к-рой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости И. определяется его содержательностью и значимостью для личности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспита­ния всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохра­нение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

Интериоризация(от лат. interior — внутренний, глубинный) — переход извне

вовнутрь; формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней соц. деятельности. В психологию понятие И. введено фр. соци­ологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализаци­ей. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исто­рической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению, всякая человеческая форма психики первоначаль­но складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Пиаже, Ж. Пиаже.

Интернет(Internet) — наиболее емкая международная телекомму­никационная сеть

сетей. Сети, входящие в И., базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с др. сетями мира через специальные «шлюзы» — компьютеры, кон­вертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соответствии с системой протоколов, существующих в этих сетях. И. был создан свыше 20 лет назад в США. Сейчас И. распространен по всему миру, и его пользователями стали более 20 млн человек.

Интерполирование — прогнозирование изменений показателей во времени.

Интерпретация (от лат. interpretatio — посредничество) — истол­кование, разъяснение

смысла, значения чего-л.; изложение смысла, решения в иной форме, иными словами, не изменяю­щими его сущность.

Интерфейс— в узком смысле — внешний вид программной сре­ды, служащий для

обеспечения диалога с пользователем; в ши­роком смысле — система условий, договоренностей об обмене сигналами, информацией между техническими устройствами, людьми, программами и т. п., а также устройство или программа, реализующая эту систему; совокупность аппаратных и программ­ных средств, обеспечивающих общение человека с техникой; уни­фицированные системы связи между устройствами вычислитель­ной системы, представляющие собой системы шин, алгоритмов.

Интерференция(от лат. inter — между, ferens (feretis) — несущий) — ухудшение

сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) др. материала, с к-рым оперирует че­ловек. В зависимости от последовательностизаучиваемого и ин­терферирующего материала различают ретроактивную И. и про-активную И. В зависимости от характераинтерферирующего материала выделяют вербальную И., моторно-акустическую И., зрительную И. и т. д. Это явление необходимо учитывать учите­лю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками.

Интонация(от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических

элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсив­ность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организую­щих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических значений, экспрессивной, эмоциональ­ной окраски. Поданным психол. исследований, И. речи содер­жит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникатив­ной культуры учителя.

Интроверсия(от лат. intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) в

аналитической психологии К. Юнга — каче­ство, свойство и особенность личности, характеризующиеся до­минирующей ориентацией на собственный внутренний мир. По критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т. е. преоб­ладающим ориентациям на внешний мир) К. Юнг выделял типы личности интровертов и экстравертов. В психоанализе З.Фрейда понятие И. употреблялось в более ограниченных смыслах, для обозначения: 1. постоянного отклонения либи­до и его направленности на Эго («Я») и 2. отхода либидо от возможного реального удовлетворения и усиленного притока его к безобидным ранее фантазиям. Согласно З.Фрейду, И. яв­ляется постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.

Интроспекция(от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод са­монаблюдения,

изучение психических процессов на основе субъективного наблюдения над явлениями собственного со­знания.

Интуиция(от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — про­цесс постижения

истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся ее непосред­ственным усмотрением, минуя рефлексию. Близка таким состо­яниям, как вдохновение, духовное видение, откровение и име­ет истоки в бессознательном слое психики человека. В акте И. непосредственно «схватывается» сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия; своеобразный тип мышления, при к-ром отдельные звенья процесса мышления проходят бессозна­тельно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли — истина. И. бывает достаточной для достижения истины, но, чтобы убе­дить в ее истинности др. людей, необходимо доказательство.

Интуиция педагогическая— быстрое, одномоментное при­нятие учителем пед. решения с учетом предвидения даль­нейшего развития ситуации без развернутого осознанно­го анализа. Развивается на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И.п. — одно из условий способности учи­теля к пед. импровизации.

Инфантилизм(от лат. infantilis — младенческий, детский) — со­хранение в психике и

поведении взрослого особенностей, при­сущих детскому возрасту. Индивид, к-рому свойствен психичес­кий И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном фи­зическом и умственном развитии, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоя­тельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе др. о себе, в разнообразных компен­саторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три видаИ.: физический (отставание в физическом развитии), психический, (отставание в эмоционально-волевом развитии) и психофизический. Физи­ческий И. вызван инфекционными заболеваниями, интоксика­циями, неполноценным питанием и т. п. Психический И. пред­ставляет собой отставание в личностном развитии. Преимуще­ственно обусловлен недостатками воспитания.

Инфантицида–разрешенное уничтожение детей.

Информатизация— процесс широкого использования информа­ции и знаний как

третьего вида ресурсов (в дополнение к мате­риалам и энергии) и связанного с ним внедрения систем авто­матизированной обработки и использования информации во всех сферах жизни общества.

Наши рекомендации