Качественный анализ полученных ответов


Анкета для опроса обучающихся 2-4 классов

(материалы приложений разработаны Широких А.Н., Сокур О.О., Символоковой Н.С.)

Образовательная организация______________________

Имя__________________________ Класс____________

1. Что такое Родина _____________________________

____________

2. Что значит «любить Родину»?__________________

____________

3. Как называется твоя Родина? ___________________

____________

4. Что ты можешь сейчас делать хорошее для Родины? ______________________________

____________

5. Какие люди, по твоему мнению, нуждаются в помощи, в каких ситуациях?

____________

6. Встречаешься ли ты в своей жизни с несправедливостью по отношению к другим людям? (нужное обвести):

а) Да б) Нет

7. Принимаешь ли ты участие в семейных хозяйственных делах? (нужное обвести)

а) Да б) Нет

8. Есть ли у вас дома семейный фотоальбом? (нужное обвести):

а) Да б) Нет

9. сть ли у вас семейные праздники? (нужное обвести):

а) Да б) Нет

10. Если есть семейные праздники, с чем они связаны?

_________________________

11. Напиши имена родственников, которых ты знаешь, и укажи, кем они тебе приходятся (например: бабушка Надя, тетя Зина, двоюродный брат Коля) ____________

____________

12. Рассказывали ли тебе твои родители о каких-либо значимых и памятных событиях вашей семьи? (нужное обвести):

а) Да б) Нет

13. Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом? (нужное обвести):

а) Да б) Нет

14. Готов ли ты помочь окружающим, оказавшимся в несправедливых ситуациях? (нужное обвести):

а) Да б) Нет в) Не знаю

15. Что нужно делать, чтобы сохранять память об истории своей семьи

___________

___________

Рекомендации по проведению социологического опроса

(для классных руководителей и социальных педагогов)

Социологический опрос учащихся общеобразовательных организаций проводится с целью диагностики состояния патриотического воспитания обучающихся и определения уровня их общей осведомленности о проявлениях патриотизма.

1. Классные руководители первых классов не проводят социологическое исследование со своими учащимися. Они используют вопросы анкеты для учащихся 2-4-х классов как основу для бесед по патриотическому воспитанию (формулируя вопросы в соответствии с возрастной нормой учащихся 1-х классов). Анкеты прилагаются.

2. Классные руководители 2-11-х классов проводят анкетирование с использованием опросных листов.

3. Опросные листыподготовить в электронном варианте без перечисления вопросов, с указанием только их нумерации, для удобства по два на одной странице. Обучающиеся вписывают свои ответы на вопросы напротив номера вопроса либо обводят правильный вариант ответа.

4.При подсчете ответов на открытые вопросы, выбирайте и вносите в графу «ответ» наиболее часто встречающиеся варианты. «Одиночные» варианты ответов внесите в строку «прочее»:

№ вопроса Вариант ответа Количество % Примечания
1 Дом 5 20
Семья 5 20
Донецк 5 20
Донбасс 5 20
Прочее 5 20

Таблицы обработки результатов прилагаются.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ

Образовательная организация________

Имя___________________ Класс_____________

Вопрос Ответ
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6. Да Нет  
7. Да Нет  
8. Да Нет  
9. Да Нет  
10.  
11.  
12. Да Нет  
13. Да Нет  
14. Да Нет Не знаю  
15.  
           

Таблица обработки результатов социологического опроса учащихся 2-4 классов

Образовательная организация____ Класс_____ Количество опрошенных______

№ вопроса Вариант ответа Количество % Примечания
1
2
3
4
5
6 Да
Нет
7 Да
Нет
8 Да
Нет
9 Да
Нет
10  
 
 
 
 
11 Бабушки, дедушки
Прабабушки, прадедушки
Тети, дяди
Родные сестры и братья
Двоюродные сестры и братья
12 Да
Нет
13 Да
Нет
14 Да
Нет
Не знаю
15

Анкеты для педагогов

Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию

Уважаемые коллеги!

Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет выстроить работу по нравственно - патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд присущи нравственно - патриотическому воспитанию

1) Национальное самосознание, гордость за семью и свой народ;

2) Непримиримость к представителям других народов;

3) Интернационализм;

4) Духовность – удел ограниченных людей;

5) Бескорыстная любовь и уважение к Родине;

6) Любовь к родной станице, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

7) Стремление трудиться для процветания Родины.

2. Почему вы участвуете в работе нравственно - патриотического воспитания?

1) Интересно общаться с коллегами;

2) Волнует будущее страны;

3) Больше нечем заняться.

3. На сколько баллов вы оцениваете свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию (до 5 баллов) ___

4. Я считаю, что нравственно - патриотическое воспитание

1) Необходимо молодым людям для общего развития

2) Для становления их личности

3) Нужно Родине

4) Не нужно никому.

5. Я живу в Донецкой Народной Республике и не уезжаю потому, что… .

1) Люблю свою Родину

2) Не могу материально

3) Не люблю перемены

4) Время не пришло

Спасибо за сотрудничество!

Глоссарий

А

Агрессия (политика) — понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства.

Б

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — 1) «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека; 2) как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека; 3) межнаучное направление, в основе которого лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Вера —признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Военно-патриотическое воспитание — формирование у населения готовности и способности самоотверженно защищать свое Отечество.

Военно - патриотическое молодежное (или детское) объединение - является созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее свою деятельность в соответствии с уставом и при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Война— социально-политическое явление, представляющее собой крайнюю форму разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами военного насилия.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле– целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Вооруженные Силы(ВС) — вооруженная организация государства или группы государств; одно из важнейших орудий политической власти.

Г

Героизм — мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига. Особая форма человеческого поведения, заключающаяся в самопожертвовании в интересах других людей или общества в целом. Кульминация, вершина Героизма - подвиг.

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Государственная поддержка молодежных и детских объединений - понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Гражданская активность — деятельность индивидов и социальных групп, направленная на изменение и развитие гражданского общества.

Гражданский долг - осознанное желание приносить пользу своей стране, основанное на уважении к обществу, помощь пожилым людям, прошедшим войну.

Гражданско-патриотическое воспитание– целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота Донецкой Народной Республики.

Гражданственность— нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблю­дение и уважение законов страны.

Гуманизм (от лат. humanitas—«человечность», humanus — человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.

Д

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Дисциплина - (лат. disciplina — учёба, воспитание, школа) поведение направленное на порядок, подчинение приказам (одно из значений).

Духовность— 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения — сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Ж

Жизненная позиция— внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психол. качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Жизненная позиция проявляется в реальном поведении человека, может быть активной (постоянное стремление изменить окружающую действительность) и пассивной (следование установившимся традициям и нормам).

З

Здоровье нравственное– это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

И

Идеал— мысль, получившая концептуальное оформление.

Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо санкционируются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

Интернационали́зм (от лат. inter — «между» и natio — «народ») — идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями.

Информационные компетенции -навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Историческая память - составляет одну из основ осознания человеком своего "Я" в семейной родословной и в истории своего народа, понимания нашего "Мы" в национальной и культурной общности страны, а также в рамках общечеловеческой цивилизации.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία) —область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

К

Компетентность - знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни.

Компетенция – это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать знания/умения в конкретной ситуации. Компетентным является тот, чья деятельность, поведение адекватны появляющимся проблемам.

Коммуникативные компетенции - владение устным и письменным общением, в том числе несколькими иностранными языками.

Компетенции, связанные с возникновением общества информации -владение новыми информационно-коммуникативными технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

Когнитивные компетенции - готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни.

Культу́ра(от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности; человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Л

Личность— человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Личность — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике.

М

Митап — это неформальная встреча людей, которых объединяют общие интересы. На таких встречах люди получают возможность делиться идеями и мнениями, учиться, общаться, задавать вопросы и получать ответы, искать единомышленников.

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Му́жество — 1) морально-психологическое качество человека (мужчины, или женщины), характеризующее его способность устойчиво переносить в опасных ситуациях длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа. Внутреннюю основу мужеству могут составить: идейная убежденность, высокие нравственные принципы, а также тренированность, уверенность и высокая самооценка, умение владеть собой в любой обстановке.

2) одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.

Н

Народность— историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ

На́ция (от лат. natio — племя, народ) – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации, как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

Нравственность— 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Нравственный идеал — представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

О

Общекультурные компетенции - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Общество –1) совокупность людей,объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью, целостностью, саморазвитием и наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение; 2) общество – человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; общество есть продукт взаимодействия людей; 3) общество – целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

Отвага - смелость, бесстрашие, храбрость.

Ответственность - это навык установки причинно-следственной связи между тем, что происходит сейчас и тем, что ты сделал когда-то. навык видеть последствия своих действий

Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

П

Патрио́т — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – 1) нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность своему Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы; 2) гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять её культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа; 3) сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного и государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Патриотизм проявляется в поступках, деятельности человека. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотическое воспитание – 1) систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; 2) многоплановая, масштабная и постоянно осуществляемая деятельность, включающая целевые, функциональные, социальные, организационные и другие аспекты, обладающая высоким уровнем системности, охватывающая своим воздействием практически все поколения, пронизывает в той или иной степени все стороны жизни: духовно-нравственную, социально-экономическую, информационную, правовую, психолого-педагогическую, военно-политическую и др., опирается на образование, культуру, религию, этносы, философию, историю, военное дело и т.д. 3) формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Патриотическое самосознание молодежи –своеобразное чувственно-волевое состояние личности, которая, самореализуясь по индивидуальным и коллективным принципам, продолжает в сфере социокультурной деятельности общества, государства те материальные и духовные процессы, которые не только обеспечивают ее собственную самореализацию, но и укрепляют политическое устройство, экономический строй, социальную и культурную целостность народа.

Пацифист— сторонник политического течения и мировоззрения, осуждающего любые войны.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций— комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования и профилактики возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также на подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

Поликультурность –это способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур.

Присяга— официальное и торжественное обещание.

Прорыв (Прорвать):1.Сломив сопротивление, пробиться сквозь что-нибудь (воен.). Прорвать неприятельский фронт. 2. Внезапный выход из инертного, пассивного или сосредоточенного, спокойного состояния и чрезвычайное проявление какого-нибудь действия.

Р

Равенство -положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковые политические права, равенство перед законом и пр.

Равноправие —равенство перед законом, социальное равенство.

Родина - (происходит от славянского — род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения»), это место рождения гражданина. В этом месте человек проводит свое детство. Это может быть страна, город, деревня, поселение. Понятие Родины включает в себя национальную культуру, традиции семьи, определенной группы общества, в которой вырос и воспитывался собственными родителями определенный человек.

С

Самоопределение личности— процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Самопожертвование — жертвование собой, собственными интересами ради блага, интересов других.

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще.

Самостоятельный, -ая, -ое; -лен, -льна.1. Существующий отдельно от других, независимый. Самостоятельная организация. Жить самостоятельно (наречие). 2. Решительный, обладающий собственной инициативой. Самостоятельный человек. Самостоятельное поведение. 3. Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи. Самостоятельный учёный труд. || существительное самостоятельность, -и, ж.

Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами.

Совесть – 1) способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т.н. "угрызений совести"; 2) это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Социализация — процесс усвоения и активного воспро­изведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, вос­питание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие социализация было введено в социальную психологию в 40—50-е годы. Решающую роль в социализации ребенка играет семья.

Солидарность —это единство (группы или класса), которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание, или же основывается на них. Данное понятие отсылает к таким связям в обществе, которые объединяют людей в единое целое. Оно используется преимущественно в социологии, а также в иных общественных (социальных) науках, в философии или в католическом социальном учении.

Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальная активность - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъекта социальной активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.

Социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Суверените́т (фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — 1) независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах; 2) свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти; 3) понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина.

Т

Терроризм – (лат. terror – страх, ужас) – 1) политика, основанная на систематическом применении террора; 2) идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением населения и/или иным

Наши рекомендации