Задания для самостоятельной работы

ИНВАРИАНТНЫЕ

1. Продумайте и защитите свою форму ведения педагогического глоссария с основными категориями и понятиями педагогики.

2. Разработайте пакет тестов для без машинного контроля по базовым понятиям одной из тем данного курса.

Методические рекомендации по составлению тестовых заданий:

Во время работы над заданиями безмашинного программированного контроля помните:

· расчленение учебного материала должно быть осуществлено на небольшие составные части;

· нужно обязательно продумать вариант инструкции-предписания для выполнения вашей программы;

· помнить о системе заданий по проверке усвоения каждой части программы;

· дать информацию о правильности ответов.

3. Составьте консультацию для однокурсников по одной из нижеприведенных проблем:

q Общая характеристика педагогической профессии.

q Общекультурное значение педагогики как науки.

q Развитие личности как педагогическая проблема.

q Методология педагогической науки.

q Особенности педагогического исследования.

q Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.

q Основные характеристики процесса обучения.

q Государственный образовательный стандарт.

q Педагогические технологии и мастерство учителя.

q Педагогическое проектирование

Методические рекомендации по составлению консультации:

· Определите количественный состав слушателей, вид консультации.

· Дифференцируйте тему консультации в рамках предложенной проблемы.

· Вычлените опорные моменты в содержании материала. Составьте план консультации.

· Отберите соответствующую литературу.

· Наметьте вопросы для активизации слушателей во время консультации.

· Подготовьтесь к ответам на предлагаемые вопросы со стороны слушателей. Для этого хорошо выучите текст консультации, постарайтесь выделить в содержании спорные позиции разных исследователей, выберите для себя определенную точку зрения, подберите факты, примеры ее аргументации, подберите дополнительную литературу, в которой можно найти ответ на поставленный слушателем вопрос.

· Настройте себя психологически на предстоящую консультацию: продумайте этикетные обращения к аудитории, отрегулируйте язык жестов, не забудьте об интонационной выразительности.

ВАРИАТИВНЫЕ

(студент выбирает еще два задания в соответствии со своими склонностями и интересами)

1. Объединившись в микрогруппы до 5 человек, разработайте фрагмент занятия по одному из блоков (см. структурные схемы), построенного с использованием активных методов обучения и новейших средств обучения.

2. Индивидуально или объединившись в микрогруппы до 5 человек, разработайте комплект дидактических материалов для ТСО (диапроектор, кодоскоп, видео, компьютер) по одной из тем данного курса.

3. Ознакомившись с требованиями к средствам визуализации на уроке, составьте видеоролик (до 10 мин), который бы содержал интервью с разными учителями о плюсах и минусах педагогической профессии. Подготовьтесь к презентации Вашего видеоролика на одном из лекционно-семинарских занятий.

4. Ознакомившись с требованиями к средствам визуализации на уроке, составьте видеоролик (до 10 мин) об отношении учащихся и их родителей к современному образованию, его видам, уровню, путях совершенствования.

5. Сделайте анализ пояснительной записки к программе любого учебного предмета школьной или вузовской программы. Оформите его на листах формата А4. Объем работы – не менее 5 страниц.

6. По материалам журналов «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и др. сделайте представление оригинального опыта работы школы в области современных технологий обучения по следующей схеме:

· библиографические данные изданных материалов (автор, название, статьи, журнал, год, номер, страницы);

· сведения о носителе опыта (регион, край, область, город, где расположена школа);

· проблема, выдвинутая образовательным учреждением в качестве предлагаемого опыта;

· выводы автора, представление о распространении и использовании опыта работы образовательными учреждениями.

Объем работы – до 5 страниц машинописного текста (формат А4).

7. Посетите один урок в школе и составьте его письменный анализ по следующей схеме:

· Тема урока.

· Место урока в целостном педагогическом процессе.

· Основные этапы урока.

· Была ли достигнута цель урока? Обоснование.

· Достаточно ли оптимально протекал учебный процесс и насколько целенаправленно осуществлялся процесс воспитания и развития учащихся?

· Осуществлялось ли на уроке формирование познавательного интереса учащихся?

· Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда: экономилось ли время, четко ли было организовано рабочее место учащихся, без каких элементов урока можно было обойтись?

· Как работали учащиеся на уроке, какова была их активность, работоспособность, мера их занятости на уроке, уровень их внимания, отношение к сообщаемому материалу, успешность и качество самостоятельной работы школьников?

· Оцените уровень владения учителем технологией общения. Благоприятен ли был психологический климат на уроке? Каков стиль общения учителя с учащимися и т. п.

· Что бы Вы исправили, дополнили, изменили в этом уроке?

ИЛИ ПРЕДОСТАВЬТЕ ВИДЕОЗАПИСЬ УРОКА (ЛЮБОГО) С КОММЕНТАРИЯМИ НА 1 СТРАНИЦЕ.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ

(1 ЭТАП)

1. Общая характеристика педагогической профессии.

2. Общая и профессиональная культура педагога.

3. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

4. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.

5. Педагогика, как наука. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Структура педагогической науки.

6. Понятийно-категориальный аппарат педагогики.

7. Личность как педагогическая категория. Источники и факторы развития личности.

8. Методология и методика педагогического исследования. Основные характеристики педагогического исследования.

9. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.

10. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

11. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

12. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

13. Двусторонний характер обучения. Место обучения в целостной структуре образовательного процесса.

14. Закономерности и принципы обучения.

15. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора метода обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения.

16. Средства обучения. Классификация средств обучения.

17. Формы организации учебного процесса в школе. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.

18. Современные дидактические концепции обучения.

19. Организация самостоятельной работы на уроке.

20. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

21. Понятие педагогической технологии, их обусловленность характером педагогических задач.

22. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.

23. Проектирование как процесс решения педагогических задач.

24. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса.

25. Технологии контроля за образовательным процессом.

26. Зарубежный и отечественный опыт педагогических технологий.

Наши рекомендации