Организация самостоятельной работы студентов

Рекомендации по правильному конспектированию лекции:

1. Записывайте отдельные смысловые единицы лекции в виде сжатых и обобщенных формулировок.

2. Фиксируйте в записи приводимые преподавателем факты и примеры.

3. Используйте приемы сокращенной фиксации содержания лекции: элементы стенографической записи, недописывание окончания слов, использование общепринятых профессиональных сокращений.

4. При конспектировании нужно фиксировать те вопросы, которые у Вас возникают по ходу лекции, и которые Вы можете задать преподавателю в конце лекции.

Во время работы над конспектом лекции помните мудрые слова К.А. Тимирязева: «Цель лекции — возбуждение умственного аппетита».

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составьте консультацию для однокурсников по одной из нижеприведенных проблем:

· Человек как предмет воспитания.

· Способы воспитательного воздействия на человека.

· Воспитательные система: зарубежный и отечественный опыт.

· Основные характеристики педагогического общения.

· Теоретические основы социальной педагогики.

· Развитие и социализация личности в семье.

· Научные основы коррекционной педагогики.

· Основные особенности работы с социально-педагогически запущенными детьми.

Методические рекомендации по составлению консультации:

1. Определите количественный состав слушателей, вид консультации.

2. Дифференцируйте тему консультации в рамках предложенной проблемы.

3. Вычлените опорные моменты в содержании материала. Составьте план консультации.

4. Отберите соответствующую литературу.

5. Наметьте вопросы для активизации слушателей во время консультации.

6. Подготовьтесь к ответам на предлагаемые вопросы со стороны слушателей. Для этого хорошо выучите текст консультации, постарайтесь выделить в содержании спорные позиции разных исследователей, выберите для себя определенную точку зрения, подберите факты, примеры ее аргументации, подбе­рите дополнительную литературу, в которой можно найти ответ на поставленный слушателем вопрос.

7. Настройте себя психологически на предстоящую консультацию: продумайте этикетные обращения к аудитории, отрегулируйте язык жестов, не забудьте об интонационной выразительности.

8. Продумайте и защитите свою форму ведения педагогического глоссария с основными категориями и понятиями педагогики.

9. Разработайте два-три теста для безмашинного контроля по ключевым понятиям данного курса.

Методические рекомендации по составлению тестовых заданий:

1. Во время работы над заданиями безмашинного программированного контроля помните:

o расчленение учебного материала должно быть осуществлено на небольшие составные части;

o нужно обязательно продумать вариант инструкции-предписания для выполнения вашей программы;

o помнить о системе заданий по проверке усвоения каждой части программы;

o дать информацию о правильности ответов.

2. По материалам журналов «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и др. сделайте представление оригинального опыта работы школы в области воспитания по следующей схеме:

· библиографические данные изданных материалов (автор, название, статьи, журнал, год, номер, страницы);

· сведения о носителе опыта (регион, край, область, город, где расположена школа);

· проблема, выдвинутая образовательным учреждением в качестве предлагаемого опыта;

· выводы автора, представление о распространении и использовании опыта работы образовательными учреждениями.

3. Разработайте лекцию для родителей учащихся конкретного возраста (20 мин.) на актуальную тему. В лекции необходимо четко сформулировать цель, вопросы, составить список литературы для родителей.

Требования к лекции:актуальность, научная глубина, практическая направленность темы лекции; образность, наличие яркого иллюстративного материала.

4. Составьте опорный конспект по теме «Проблемы педагогики межнационального общения». Подготовьте небольшое сообщение (до 5 минут) для выступления на конференции по данной проблеме.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ (2 ЭТАП)

1. Раскройте сущность процесса воспитания.

2. Раскройте содержание воспитания в современных условиях. Аргументируйте Вашу позицию.

3. Каковы основные закономерности и принципы организации воспитательного процесса.

4. В чем заключается педагогическая обусловленность самовоспитания школьников.

5. Раскройте основные положения теории воспитательных систем. В чем выражается особенность воспитательной системы школы?

6. Обоснуйте специфику методов и приемов воспитания и условия их оптимального выбора в современных условиях. Дайте характеристику основным группам методов воспитания.

7. Раскройте основные положения теории коллектива. Обоснуйте свое отношение к ним.

8. Охарактеризуйте основные формы организации воспитательного процесса.

9. В чем заключаются основные функции и направления деятельности классного руководителя?

10. Методика коллективно-творческого воспитания.

11. В чем особенность современных воспитательных технологий?

12. Каковы основные подходы в организации педагогического общения?

13. Теоретические основы социальной педагогики.

14. Социальное воспитание и социализация личности.

15. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка.

16. Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения.

17. Средства народной педагогики.

18. Норма и отклонение в физическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.

19. Профилактика, диагностика, педагогическая коррекция.

20. Система консультативного диагностирования и коррекционно-педагогической реабилитационной работы.

Наши рекомендации