Методические рекомендации

1. Не забудьте, что воспитательное мероприятие должно быть увлекательным.

2. Помните о направленности мероприятия.

3. Не забывайте, что интерес всегда проявляется через деятельность, пусть ваши студенты будут активны во время мероприятия.

4. По окончании воспитательного мероприятия выясните мнение студентов о нем.

5. При планировании воспитательного мероприятия придерживайтесь структуры, представленной в таблице.

Вид мероприятия Форма поведения Оборудование Содержание и ход мероприятия Цель мероприятия
         

Литература:

1. Данилъченко В.М., Шумейко А.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в системе педагогического образования / Под ред. А.А.Шумейко.— Комсомольск-на-Амуре, 1995.

2. Каптерев П. Ф. Нравственно-волевыесвойства учителя // Избр- пед. соч.— М., 1982.

3. Радианов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование.—СПб., 1996.

4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя,— М., 1995.

5. Чепляева Л.А. Формирование гностической профессиональной деятельности учителя: Автореф. докт. дис. — М-, 1997.

ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: Технологическое обеспечение коллективной творческой деятельности учащихся.

ЦЕЛЬ: отработка умения проведения коллективных творческих дел.

ФОРМА: семинар – игра.

План:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Изучите литературу из списка, составьте конспект по следующим вопросам:

- педагогические принципы, положенные в основу технологии КТД;

- цель и сущность КТД;

- основные условия, которые необходимо соблюдать при проведении КТД;

- структура КТД, возможности рассмотрения ее как «педагогического конструктора».

2. Каковы особенности применения технологии КТД в современных условиях?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Разделитесь на микрогруппы до 5 человек и разработайте коллективное творческое дело.

2. Деловая игра

Первый этап:

Предварительная беседа (Какое КТД Вас заинтересовало? В каком КТД Вы с удовольствием участвовали бы сами?).

Второй этап:

Презентация своих проектов.

Третий этап:

Подведение итогов, коллективный анализ и оценка работы студентов во время игры.

Литература:

1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990.

2. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1987.

5. С. Соловейчик. Воспитание по Иванову. – М., 1989.

6. Караковский В.А. Теория и практика воспитания: коммунарская методика // Педагогика. – 1988. - № 5-6, 9, 12. - 1989.- №4.

7. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. – 1994. - №1.

ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА:Творческое решение педагогических задач.

ЦЕЛЬ: Отработка методики анализа учебно-воспитательных ситуаций и творческого решения педагогических задач.

ФОРМА: практикум

План:

1. Повторение из курса «Педагогика» методики анализа учебно-воспитательных ситуаций, методики решения педагогической задачи и формулировка правил творческого подхода к решению педагогических задач.

2. Подбор педагогических ситуаций для анализа и решения педагогических задач.

3. Моделирование педагогических ситуаций: методы (анализ педагогических ситуаций, педагогическое проектирование, педагогические игры); типы ситуаций (стандартные, критические, экстремальные); модификация анализа конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение и др.), особенности их анализа.

Эвристическая обучающая программа анализа педагогической ситуации:

1. Характеристика общественно-воспитательной среды.

· Где происходит действие?

· Дайте оценку воспитательной направленности среды.

· Дайте оценку уровня воспитанности группы и отдельного учащегося.

2. Выявление объектов и субъектов воспитания (ОВ и СВ).

· Назовите ОВ и СВ.

· Дайте характеристику ОВ и СВ (их качества и мотивы поведения).

3. Характеристика воспитательных отношений (ОВ и СВ) в данной педагогической ситуации.

Дайте характеристику взаимоотношениям:

· коллектива и его членов,

· воспитателя и коллектива,

· членов коллектива.

4. Конкретизация воспитательных целей.

· Сформулируйте конкретные задачи воспитания.

5. Анализ методов и приемов педагогического воздействия.

· Укажите комплект используемых методов и приемов педагогического воздействия и целесообразность их применения.

6. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач.

7. Решение педагогических задач

· Какие методы и приемы выбрал СВ?

· Какие виды деятельности и средства использовал?

· Какие организационные формы?

· Какие решения выбрал СВ по отношению к действиям ОВ?

· Какое решение принял СВ по отношению к своим действиям?

8. Анализ организаторской деятельности воспитателя.

9. Общие оценки результатов педагогического воздействия.

· Достигло ли цели педагогическое воздействие и в какой мере?

· Какая методика была удачно использована воспитателем?

· Какие были допущены ошибки?

· Каких знаний и умений, навыков не хватает воспитателю?

· Какой опыт следует учесть в дальнейшей работе?

Литература:

1. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. – М., 1991.

ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: Технология педагогического воздействия.

ЦЕЛЬ: уяснить сущность методов педагогического воздействия, их взаимосвязь и взаимодействие с методами воспитания, усвоить требования к применению методов и приемов педагогического воздействия.

ФОРМА: круглый стол

План:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Ознакомившись с теорией вопроса, проанализируйте сущность, взаимосвязь и взаимодействие в системе работы педагога методов воспитания и методов педагогического воздействия в гуманистической парадигме педагогики.

2. Кратко охарактеризуйте роль и место методов и приемов педагогического воздействия в воспитательном процессе.

3. В чем сущность условий эффективности применения методов и приемов педагогического воздействия?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Объединившись в микрогруппы, подготовьте сообщение по одному из нижеуказанных вопросов, раскрыв сущность соответствующей педагогической технологии и предложите всей группе по 1-2 тренинга-задания, которые могут развить соответствующее профессиональное умение педагогов.

- технология этико-половой дифференциации детей в педагогическом общении;

- технология создания ситуаций общения;

- технология педагогического требования;

- технология информативно-речевого воздействия.

Литература:

1. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическом технологиям – М., 1998.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогических технологий – М., 1997.

3. Белкин А.С. Ситуации успеха – М., 1991.

4. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия – М., 1972.

5. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна, - М., 1989.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1992.

ЗАНЯТИЕ №6

ТЕМА: Проектирование эвристической игры-беседы у старшеклассников.

ЦЕЛЬ: познакомить с механизмом проведения эвристической игры-беседы, стимулировать когнитивные проявления студентов, способствовать усвоению ими способов организации учебной деятельности средствами педагогической эвристики.

ФОРМА: практикум

План:

1. Ознакомление студентов с методическими рекомендациями по проведению эвристической беседы.

2. Знакомство с темой игры-беседы «В городской больнице».

В больницу, специализирующуюся по трансплантации донор­ского сердца, после длительного перерыва поступает донорское сердце. На очереди по его пересадке находятся 5 человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака и приближающийся к завершению этой работы; 16-летняя беременная девушка с больным сердцем; молодая женщина, пользующаяся исключительной любовью сотрудников больницы; врач той же больницы; учительница, мать двоих детей, только что похоронившая мужа, погибшего в автомобильной катастрофе. У всех ситуация критическая, осталось жить не больше месяца.

Вопрос: кому отдать предпочтение?

Методические рекомендации:

Этапы эвристической деятельности.

1. Подготовительный:

· изучение и анализ научно-методической литературы, отбор фактического материала в периодической печати;

· вычленение вопроса для решения создавшейся проблемы;

· предварительное разделение участников по принципу свободного выбора в «рабочие группы».

2. Информационный:

· целевая установка;

· сообщение проблемной ситуации;

· определение временного ценза в проведении игры;

· конкретизация и отбор версий каждой из рабочих групп;

· определение функциональных обязанностей группы «экспертов»;

· знакомство с правилами иалгоритмом решения эвристической задачи.

3. Аналитический:

· выработка идей, отработка стратегии и тактикиаргументации собственных доводов участниками;

· выбор и ведение переговоров с оппонентами (каждая группа выбирает одного-двух оппонентов).

4. Заключение.

Работа группы экспертов

Первая группа дает анализ и оценку деятельности участников игры.

Вопросы:

1. Кто в малых группах был лидером и почему?

2. Какие из рабочих групп нашли более весомый довод и правильный подход к решению проблемы?

Вторая группа экспертов дает анализ и оценку эвристической игре-беседе как методу обучения.

Вопросы:

1. Какова учебная цель эвристической игры-беседы?

2. В чем особенности методики ее проведения?

3. Выделите методы педагогической эвристики, используемые участниками в ходе игры.

4. На каком уровне учебной деятельности осуществляется эвристический поиск (идентификации, репродукции, трансформации и т.д.)?

5. Какие функции мышления наиболее ярко были выражены у участников в процессе поиска решения (дедукция, индукция)?

6. Какой тип эвристической задачи был положен в основу данной игры-беседы: задачи нестереотипного воспроизведения заученных действий; задачи, требующие модификации за­ученных действий в изменившихся условиях; задачи на поиск новых, еще не известных способов действия?

7. Какие характеристики эвристической деятельности здесь присутствовали (правило предпочтения, редукция, аналогия, обобщение, суперпозиция и др.)?

Алгоритм решения эвристической задачи:

1. Нужноясно понять: Что известно? Что неизвестно? В чем состоит условие?

2. Составитьплан.

3. Собрать данные; подумать,встречалась ли такая задача ранее.

4. Что полезного можно извлечь из полученных данных? Все ли они могут быть использованы для аргументации?

Правила-афоризмы к решению:

1. «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает».

2. «Где есть желание, найдется путь».

3. «Усердие — мать удачи».

4. «Мудрый начинает с конца, глупый кончает в начале».

5. «Делай как можешь, если нельзя сделать как хочешь».

6. «Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему предоставит случай».

Литература:

1. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 576—577 (об эвристическом методе).

2. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. — М., 1995.

3. Троицкий Д. А. Применение современных эвристических методов в учебном процессе // Среднее специальное образование.-1989.-№ 12.

ЗАНЯТИЕ №7

ТЕМА: Технология организации работы с родителями.

ЦЕЛЬ: усвоение методики проведения разнообразных форм работы с родителями, отработка организаторских, коммуникативных умений студентов.

ФОРМА: практикум.

Подготовительная работа:

Подготовить лекцию (20 мин) для родителей учащихся конкретного возраста на актуальную тему (в лекции четко сформулировать цель, вопросы, составить список литературы для родителей) с учетом следующих требований:

- актуальность, научная глубина, практическая направленность темы лекции;

- образность, наличие яркого иллюстративного материала.

План:

1. Обсуждение тем и планов подготовленных лекций.

2. Выбор двух наиболее понравившихся тем и планов лекций.

3. Чтение лекций.

4. Обсуждение, анализ и оценка их в соответствии с вышеуказанными требованиями.

5. Коллективный анализ занятия.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985.

2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями – М., 1980.

3. Макаренко А.С. Книга для родителей / Педагогические сочинения: В 8-ми Т. – М., 1958. Т.5. – С. 237-250.

4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

5. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

6. Арнаутова Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? – М., 1996.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

8. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994.

9. Хоменко И.А. Философско-психологическая модель взаимодействия детей и родителей – СПб., 1995.

10.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика – 1999.-№4.

11.Фридман Л.М. Школа и родители // Классный руководитель. – 1998. - №5.

Наши рекомендации