Проблема цели и целеполагания в педагогике

Цель– это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Функции: побудительную; направляющую и регулирующую.

Целеполагание– процесс определения целей.

ЦЕЛЬ и характер воспитания определяются: экономическим развитием общества; научно-техническим и социальным уровнем развития; развитием педагогической теории и практики; возможностями учебно-воспитательных учреждений; уровнем подготовки педагогических кадров; развитием детей и их возможностями

Уровни целеполагания:

Первый уровень (Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества, социальный воспитательный заказ)

Второй уровень(Образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, Реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах)

Третий уровень (Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации)

Педагогическая цель –предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, с которыми в последствии соотносятся все остальные компоненты педпроцесса. (научить учащихся целеполаганию, совпадение целей учителя и учащегося)

Классификация целей:

По масштабу:государственные, цели образовательной систем, изучения отдельных предметов, темы и раздела, урока

По времени:стратегические, тактические

Универсальная классификация:общественные, инициативные, организационные, методические, формальные

Цель воспитания конкретизируется в задачах (эстетическое..). проблема целей вос­питания является дискуссионной. Ни одно из существующих определе­ний цели воспитания не является исчерпывающим. Современная отечественная педагогика предполагает наличие как иде­альной, так и реальной цели воспитания.

Идеальная цель воспитанияотражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность. Философы древности представляли себе человека средоточением функ­циональных добродетелей. В дальнейшем проблема всесторонне разви­той личности была сформулирована К. Марксом. Идеальная цель воспитания является ориентиром на воз­можности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Цель педагогической д-ти является учебно-воспитательной. ТДЗ

5. Содержание образования в педагогике. Нормативные док-ты определяющие содержание образования.

Содержание образования- это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Существуют следующие общие принципы формирования CO:

1) гуманистичность,обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности; 2) научность,3) последовательность,4) историзм,означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых; 5) систематичность,6) связьс жизнью; 7) соответствие возрастным возможностям8) доступность,

Содержание образование представлено:

Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, в котором определен образовательный минимум (что должен знать и уметь выпускник) для каждой ступени образования.

Учебный план - сертификат учебного заведения, в котором определяется перечень учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебного времени.

Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание и логику изложения учебного материала по каждому предмету, объем времени на его изучение в целом.

Учебники и учебные пособия - средства обучения, основные источники информации и организации самостоятельной работы обучаемых по каждому учебному предмету.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах, аудиокассетах).

Учебный план- это сертификат учебного заведения, определяющий:

1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета; 6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.

На основе учебного плана составляются учебные программыпо всем предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.


Наши рекомендации