Общепедагогические принципы
1. Из общепедагогических принципов наиболее значимыми в
коррекционно-педагогической деятельности является принцип
целенаправленности педагогического процесса. Цель как закон оп
ределяет характер и способ действий человека. Исходя из общих
целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекци
онно-педагогической деятельности происходит соотнесение суще
ствующего уровня развития подростка с предполагаемым, проек
тируемым эталоном, что создает основу для формирования про
граммы коррекционной деятельности, определения этапов ее реа
лизации, путей, способов и средств достижения предполагаемого
результата.
2. Следующий принцип - целостности исистемности педагоги
ческого процесса. Если педагогический процесс рассматривать как
систему, т.е. как совокупность элементов, находящихся в опреде
ленных отношениях и связях между собой и образующих соответ
ственную целостность, единство, то коррекционно-педагогичес
кая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, суб-
системой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества иличности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности. В коррекционно-педагогической деятельности важно понимать то, что всякий нормальный ребенок, как в свое время подчеркивал А.С.Макаренко, оказавшийся «на улице» без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы, стал бы вести себя как те дети и подростки, поведение которых мы определяем как отклоняющееся.
4. В тесном единстве с гуманистической направленностью педагогического процесса находится принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную целесообразность, предопределенную потребностями педагогического процесса, направленного на положительное развитие личностных качеств ребенка. Педагогические требования - не самоцель, они должны предъявляться воспитателем с надеждой на успех, с искренней заинтересованностью в судьбе подростка, с пониманием его отношений к предъявляемым требованиям, с глубокой уверенностью в то, что они помогут скорректировать поведение воспитанника, не нанеся ущерба его самолюбию, чувству собственного достоинства.
5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является естественным продолжением предыдущих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ребенку, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт характера и поведения подростка его незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их, нейтрализуя с их помощью отрицательные черты, воспитатель как бы предвосхищает процесс положительного формирования личности подростка. При достижении успеха, овладении новыми формами поведения ребенок переживает радость, испытывает внутреннюю удовлетворенность, начинает верить в собственные силы, у него растет увег ренность в победе, в достижении поставленной задачи.
6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе является важным звеном коррекционного процесса. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению,
желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешности и результативности коррекционно-педагогического процесса, надеяться на успех. Превращение воспитанника из объекта в субъект педагогической деятельности - длительный и сложный процесс, но без него невозможно надеяться на положительный результат.
7. Можно назвать еще один принцип - сочетания прямых ипараллельных педагогических действий. Этот принцип оптимизирует педагогический процесс, мобилизует в нем социально значимые силы, создает поле дополнительного педагогического влияния, подключая воздействие ученического коллектива, силу общественного мнения. А для подростка мнение сверстников - важный фактор развития личности, выбора направленности своего поведения, определения алгоритма жизнедеятельности.
Несомненно, и другие общепедагогические принципы находят свое достойное место в процессе формирования модели коррекционно-педагогической деятельности. Вместе с тем общая направленность коррекционно-педагогического процесса требует углубления, усиления одних и ослабления других аспектов деятельности, более четкой и выверенной тактики воздействия.
Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности.
1. Ведущим в системе специальной коррекционно-педагогической деятельности должен стать принцип системности коррекци-онных, профилактических иразвивающих задач, где системность ивзаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетеро-хронности, развития личности подростка свидельствует о том, что каждый человек находится как бы на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подростка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необ-
2 А. Д. Гонеев
ходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности подростка.
2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обес
печивает цедостность педагогического процесса. Невозможно
вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу,
не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необхо
димые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и
развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о при
чинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.
3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей
ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее
рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития лич
ности как последовательности сменяющих друг друга возрастов,
возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психоло
гический возраст ввел Л.С.Выготский, который видел в этом
«новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и
социальные изменения, которые в самом главном и основном опре
деляют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и
внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
Д.Б.Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.
Первый параметр -это «социальная ситуация развития» (по Л.С.Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Второй параметр - уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, как никакой другой, богат
на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими).
Третий параметр - уровень развития ведущей деятельности подростка как деятельности, играющей решающую роль в его развитии. Здесь возрастает роль общения подростков, оно становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно построить коррекционный процесс.
4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику про
ведения коррекционной работы и способы реализации поставленных
целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении явля
ется организация активной деятельности подростка, создание необ
ходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных
ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
Ведущая деятельность подростка определяет его отношение к миру, позицию и взаимодействие с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источниками развития, задает типичные для данной возрастной стадии формы общения в системе отношений «ребенок - сверстник», «ребенок -взрослый».
При планировании и организации коррекционно-педагогической работы следует выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые подросток в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития.
Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.
5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направления личности, резкому изменению поведения подростка. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.
6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения,
он активный его компонент, составная часть сиЯШы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка - результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы; т.е. сложности в поведении ребенка - следствие егоотношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с подростком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным (Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова).
Таким образом, основополагающие положения системы кор-рекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения подростков.
Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности
Поскольку коррекционно-педагогическая деятельность - составная часть единого педагогического процесса, она должна обладать определенным «рабочим полем», быть очерчена «кругом влияния», сферой своего воздействия, иметь определенную структуру и направления (векторы) воздействия.
Во-первых, в рамках концепции специального образования и воспитания аномальных детей коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в едином педагогическом процессе.
Во-вторых, коррекционная деятельность, являясь составной частью общего образования, в то же время имеет свою специфическую направленность при осуществлении учебно-воспитательного процесса.
В-третьих, по объему и значимости коррекционно-педагоги-ческого процесса в системе специального образования ему отводится довольно заметное место на пересечении составляющих образовательного процесса (обучение, воспитание, развитие).
В-четвертых, и это особенно важно, коррекция как социальная система должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать с социальной средой, поскольку социальная бреда для коррекционно-педагогического процесса является не компонентным элементом, а
окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагогического процесса.
Социальная среда сказывается на всех уровнях педагогического процесса, она определяет социальные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащегося; его социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта; усвоение им социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу. '
Определив рамки коррекционно-педагогической деятельности и его ведущие компоненты, обозначим ведущие направления это- ■ го процесса:
-корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;
- организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
- специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
- психогигиена семейного воспитания.
Эти направления могут быть представлены в виде тактических шагов:
- совершенствование достижений сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие основных мыслительных процессов;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, овладение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В коррекционно-педагогической работе с несовершеннолетними (подростками) с отклоняющимся поведением основные направления коррекционной деятельности следующие:
-нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
- компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиле
ние деятельности в той области, которую он любит, в которой может
добиться хороших результатов (компенсация в области интересного
дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);
|
-восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
-постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
- интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
- усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;
-исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.
В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде деятельности, существуют определенный инструментарий, методы, приемы и средства достижения поставленной цели, реализации конкретных задач, осуществления соответствующих мероприятий по различным аспектам и направлениям деятельности.
В основе специальных методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности лежат общепедагогические подходы, подтверждением чему может быть совокупность методов и приемов коррекционной работы с аномальными детьми, нацеленные на развитие сохранных или восстановление нарушенных функций организма, знаний или умений ребенкй. Это методы упражнения, методы убеждения, методы примера, методы стимулирования поведения и деятельности детей с отклонениями в развитии и поведении.
В коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно-профилактическую направленность, цель которой -разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков, выделяются группа методов переубеждения, принуждения, приучения, поощрения или методы переучивания, переубеждения, «реконструкции» характера, метод «взрыва», методы переключения, поощрения и наказания.
Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия, метод «сократического диалога», методики обучения саногенному мышлению, направленные на
управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию; методики групповой психокоррекции, разыгрывания ролевых ситуаций; методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конфликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии; метод поведенческого тренинга и т.д.
Все эти методы и методики психокоррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.
Поскольку отклонение в развитии и поведении чаще всего существует как сложная интегрированная проблема, то и его коррекция осуществляется комплексно, т.е. на основе глубокой диаг-ностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения, природы и этиологии отклонения в развитии и поведении; в программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по его профилактике, а также действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. Коррек-ционно-педагогическая деятельность должна быть направлена не только на ликвидацию пробелов в познавательной деятельности, но и на формирование мировоззрения, социально значимых знаний, умений и навыков; вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть практически ориентирована и нацелена на высокий уровень результативности; она должна быть пронизана идеей сотрудничества и взаимодействия между объектом и субъектами коррекционно-педагогического процесса, между ученическим и педагогическим коллективами; коррекционно-педагогическая деятельностьпредусматривает координацию усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, формирования у них социально значимых качеств личности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом и объектом коррекционной педагогики?
2. Каковы основные задачи курса коррекционной педагогики?
3. Каково место коррекционной педагогики среди психолого-педагогических наук, как осуществляется их взаимосвязь?
4. Как складывается история становления и развития дефектологической (коррекционно-педагогической) науки в истории развития человеческого общества?
5. Какие направления и ведущие тенденции можно выделить в истории изучения аномального детства?
6. Что такое коррекционно-педагогическая деятельность "и в чем ее психолого-педагогическая суть?
7. Каковы основные элементы коррекционно-педагогической деятельности?
Рекомендуемая литература
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
Власова Т.А.,Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
Воспитание и обучение детей в вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. -М, 1994.
Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. -Т. 5.
Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998.
Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П.Пузанова.-М., 1996.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - Киев, 1985.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. - М., 1995.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М., 1997.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - 2-е изд. - М., 1994.
Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П.Пузанова. -М., 1998.
Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания. - Минск, 1981.
Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М., 1990.
Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. - М., 1984.
Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А.Каирова: В 4 т. - М., 1961.-Т. 2.
Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М., 1997.
Спиваковская Б.К. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. - М., 1988.
Тупоногов А.С. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития детей // Дефектология. - 1994. - № 4.
Шевченко СИ. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. - 1997. -№ 10.
#