Эстетические воспитание во вспомогательной школе
Неразвитость эмоцитональной сферы | Нарушено соотношение интеллекта и аффекта |
Максимальная наглядность и убедительность эстетического воспитания | Разнообразие форм эстетического воспитания |
Сенсорное развитие учащихся | Комплексный характер эстетического воспитания |
Глава 20. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Коррекция психофизических недостатков учеников вспомогательной школы способами физического воспитания. Учет типологических, возрастных и индивидуальных особенностей в физическом воспитании.
Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей-олигофренов двигательных умений и навыков, является нарушением моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
При проведении физического воспитания школьников должны быть соблюдены следующие условия, позволяющие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы. Необходимо:
учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия учащихся;
следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям умственно отсталых школьников;
добиваться осмысления и выполнения учениками словесной инструкции;
осуществлять физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности;
стремиться совершенствовать познавательную деятельность детей-олигофренов средствами физической культуры;
осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач: сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами физической культуры высших психических процессов.
Характерные особенности развития двигательной сферы умственно отсталых учащихся состоят в следующем:
уровень сформированности двигательной сферы умственно отсталого ребенка находится в непосредственной зависимости от тяжести и характера конкретных двигательных нарушений;
отставание в развитии координаторных схем движения у детей-олигофренов от уровня учащихся массовых школ особенно явственно проявляется в младшем, количественных показателей моторики - в старшем школьном возрасте;
увеличение разницы абсолютных показателей двигательных способностей учащихся вспомогательных и массовых школ отмечено к 17 годам (за исключением показателей статической выносливости);
наибольшее отставание детей-олигофренов 7-17 лет от сверстников из массовых; школ наблюдается в показателях координации движений.
Системное нарушение развития двигательной сферы учащихся вспомогательных школ может быть представлено в следующих классификационных показателях:
- нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела; ожирение; нарушение осанки; деформация стопы; нарушения в развитии грудной клетки; низкие показатели жизненной емкости легких, окружности грудной клетки; деформация черепа; лицевого скелета; дисплазии.
- недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени; неумение выполнять ритмичные движенитя; грубые ошибки при дифференциации мышечных усидий; низкий уровень развития функции равновесия; ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метаниях; отсутствие легкости и плавности в движениях; напряженность, скованность движений.
- нарушения в развитии основных двигательных качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей (на 15-30%), быстроты движений (на 10-25%), выносливости динамического характера (на 20-40%), скоростно-силовых качеств (на 15-30%), гибкости подвижности в суставах (на 10-20%).
Классификация отражает характер отклонений в физическом развитии и двигательные способности учащихся, и позволяет систематизировать физические упражнения, направлять их на коррекцию соответствующих двигательных нарушений.
В физическом развитии, так же как и в умственном развитии, у большинства умственно отсталых детей наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребенка. Несомненно, что ранние нарушения в центральной нервной системе вызывают и нарушения в общем соматическом состоянии и развитии ребенка. Так, известно, что дети-олигофрены, как правило, научаются ходить с большим опозданием. В моторике у многих учащихся вспомогательной школы наблюдаются более или менее выраженные нарушения: в одних случаях нарушается формирование целенаправленных движений, в других - запаздывает автоматизация ряда движений.
У многих учащихся вспомогательной школы отмечаются нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нередки также случаи нарушении в системе пищеварения и обмена веществ.
Таким образом, можно считать, что для большинства умственно отсталых детей характерна общая или частичная атипия физического развития.
Естественно, что состояние здоровья, общего физического развития учащихся является одним из решающих условий для решения вопроса о их будущей трудовой деятельности. Именно поэтому главной задачей физического воспитания во вспомогательной школе является физическое оздоровление учащихся, создание условий для коррекции недостатков физического развития и для закалки организма.
2. Система физического воспитания во вспомогательной школе. Средства физического воспитания: уроки физкультуры, ритмика, ЛФК, спорт, подвижные игры, санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия.
По физическому развитию, согласно одной из действующих классификации, учащиеся вспомогательной школы делятся на четыре группы. К группе среднего гармонического развития относятся дети со средними, выше среднего, ниже среднего и высокими показателями роста, при средних и выше средних показателях веса и окружности грудной клетки, при отсутствии у ребёнка отклонений в телосложении и состоянии здоровья.
Группу чрезмерного негармонического развития составляют дети, у которых при тех же показателях роста, что и в первой группе, высокие показатели веса и грудной клетки, или только один из них.
К группе ниже среднего физического развития относят детей среднего, выше среднего и высокого роста при недостаточном весе и окружности грудной клетки (ниже среднего).
В группу плохого физического развития входят дети:
а) имеющие высокие, выше среднего и средние показатели роста при резком отставании веса и окружности грудной клетки;
б) у которых показатели веса, роста и окружности грудной клетки в пределах ниже среднего;
в) с низкими показателями роста, со средними или пониженными показателями веса и окружности грудной клетки;
г) с нарушениями телосложения.
После обследования - зачисление детей в основную, подготовительную и специальную группы.
Урок физической культуры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть посвящена организации детей, подготовке их к занятиям. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, это часть занимает значительное время (до 10 мин), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеться для занятий физическими упражнениями и построиться.
Подготовительная часть имеет задачей подготовку двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению тех двигательных заданий, которые будут предложены ученикам в основной части урока.
В третьей, основной части разрешаются главные задачи урока. Это могут быть коррекционно-оздоровительиые, общепедагогические и непосредственно задачи физического воспитания. Они реализуются с помощью упражнений основной гимнастики, ритмических, коррекционных, легкоатлетических упражнений и игр. Основная часть урока занимает 20-30 мин.
Занятия физкультурой должны быть правильно завершены. Этому служит последняя, заключительная часть урок. В конце занятия снижается общая нагрузка на организм детей, подводятся итоги урока, оцениваются успехи. Это время используется для строевых упражнений, упражнении на расслабление, общеразвивающих упражнений, легких по нагрузке, противоположных по воздействию тем, которые применялись в конце основной части урока, упражнений на внимание. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.
Чёткая организация начала, хода и окончания занятия, ясное и краткое объяснение, чёткий переход от одного этапа к другому. Обеспечение надёжной подстраховки на снарядах. Это достигается делением на группы: занимается с одной группой учитель, с другой - подготовленный ученик.
Дозировка физической нагрузки на уроке зависит от плотности занятия: степень трудности нарастает на 15-и-20-й мин., более лёгкие упражнения - за 10-15 минут до окончания урока. Методы: показ, объяснение, демонстрация, рассказ, упражнения, команда, подсказка.
Три направления физического воспитания: урок; в режимных моментах: гимнастика (утром), физкультминутки, игры-проулки; во внеклассной работе: кружки, секции, соревнования, турпоходы, лыжные прогулки, физкультурные праздники, лечебная физкультура и лечебный контроль.
Физические соревнования, туристические походы, ритмика, лечебная физкультура.
От школьных секций до Спешиал Олимпикс.
Схема 47