Технология разрешения проблем
Системное осознание проблемы | Элементы и связи рассматриваемой системы | ||||||
Элементы процесса осознания | Связи в процессе осознания | ||||||
Осознание потребностей, целей, самоопределение | Самоопределение | ||||||
Проблематизация (сопоставление самоопределения с критериями) | |||||||
Осознание норм, содержания, критериев | |||||||
Депроблематизация (сопоставление критериев со способами действий) | |||||||
Осознание способностей, методов, способов деятельности | |||||||
Рефлексия (осознание новой проблемы) | |||||||
Осознание результата | |||||||
Цикл повторяется |
Данная таблица может служить алгоритмом решения как индивидуальных, так и коллективных проблем. Именно по такой схеме должен готовиться доклад, процедура собрания, если оно имеет своей целью разрешить проблему. Собрание может иметь и другую цель — не целостное решение проблемы, а ее отдельный этап, например: изучение ситуации, ее анализ; или сообщение коллективу содержания важного документа, включающего новую информацию, новую норму деятельности, которую надо принять как критерий собственной деятельности; или обсуждение новых способов деятельности, нового механизма в связи с изменившимися условиями. Это отдельные этапы разрешения растянутых во времени проблем. Иногда ситуация требует решить проблему немедленно, и тогда все этапы должны быть использованы одновременно.
Роль общения в педагогическом процессе. В педагогическом процессе необходимо взаимопонимание между преподавателем и обучающимся, которое достигается в процессе обмена информацией. У обучающихся в педагогическом взаимодействии складывается отношение к информации, ее восприятие — сначала для понимания, затем для усвоения. Информация накапливается, систематизируется для хранения, затем воспроизводится в виде представлений, определений, понятий. Психолого-познавательные процессы либо стимулируются, если понимаются и учитываются преподавателем, либо работают протиЁ эффективности образовательного процесса, если не учитываются, не понимаются субъектами взаимодействия. Преподаватель в педагогическом процессе наряду с другими имеет функцию психодиагностики — постоянного понимания психического состояния обучающихся, динамики его изменения, обеспечения пррблематизации и депроблематизации. Это возможно, если преподаватель «прочитывает» информацию, поступающую через невербальные средства (мимика, поза, жесты и т.п.).
При выявлении потребностей подачи информации и контроле за ее усвоением происходит непосредственное общение, обеспечивающее понимание. Закрытость как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся, — это барьер в коммуникации, который надо почувствовать, понять, преодолеть.
Эффективность педагогического процесса напрямую связана с эффективностью общения, установления понимания.
В педагогическом процессе важно определиться с понятием субъекта образования. Именно этот «материал» преобразуется в данном процессе.
В педагогике давно изучена составляющая субъекта образования «био» — индивид. Он как особый вид в природе является ее частью: рождается, растет, взрослеет, стареет, умирает. Природа наделила его особенностями как физическими, так и психическими, они проявляются в способах действий, поведения, деятельности как его индивидуальность.
Еще более глубоко изучила современная педагогика составляющую субъекта образования «социо» — личность. Она проявляется в социальной жизни как значимость личности в различных социокультурах. Чья-то личностность распространяется только на семью, чья-то — на коллектив, на город, на общность (территориальную, региональную, национальную), на общество, на мировое сообщество.
Социум, организуя свою жизнедеятельность, создает систему производства и распределения средств духовной и материальной жизни людей. Качество жизни общества в значительной степени зависит от качества продуктов труда, от квалификации людей их производящих, а значит от подготовки к профессиональной деятельности, от их образования. Процесс образования (как осознания собственных действий, как осознания окружающего мира и себя в нем) — непрерывный и глубоко индивидуальный.
В процессе образования происходит приобщение к культуре, человек природный становится человеком культурным, который в свою очередь способствует развитию культуры, пополнению ее духовных и материальных ценностей.
Культура духовная результат накопления и оформления идей, которые принято в настоящее время делить на формы общественного сознания, своеобразные отрасли знания. Мысль, оформленная в слово, это идея, оформленная в знание.
Сложнее всего разобраться современному педагогу с духовной составляющей, т.е. с процессом гуманизации, демократизации, разумности, самостоятельности, адаптации к условиям перемен и другими задачами современного воспитания.
Как понять Дух, духовную составляющую как реальность, которую необходимо учесть в педагогическом взаимодействии?
Сегодня эти попытки не прекращаются. Психологи и педагоги, теоретики и практики все ближе к этой разгадке. Уже всеобщее признание получили определения духа как «стержня сознания» (Л.Н. Толстой), как «самосознания» (Гегель). Дух представляется как постоянно работающая система, направление ее активности — подняться над обыденным позитивными или негативными способами. Работой духа объясняется стремление к власти, стремление возвыситься над другими. Дух, работая непрерывно, проявляется в действии, поведении. Так называемое плохое поведение учащихся можно объяснить особенностями работы духа, если вспомнить всем известные характеристики духа: «злой дух», «воинствующий дух», «сильный духом», «дух противоречия». Наиболее типичные модели плохого поведения:
- «стремление к власти» — стремление подняться над обыденным, над теми, с кем общаешься. В основе его мотивов стремление к свободе — «чем выше над другими, тем свободнее», причина в накопившемся подавлении духа, самостоятельности, внутренней свободы в раннем детстве в семье, в дошкольных учебных заведениях. С самого раннего детства дух проявляет себя в проявлении самости. Вспомните, как только ребенок в состоянии держать в руках ложку, он заявляет «Я сам». Как часто любящие мамы и бабушки заглушают эту самость, стараясь оградить ребенка от трудностей, они берут на себя то, что ребенок делать в состоянии сам. Ребенок, подчиняясь, сильнее не становится, его дух слабеет, он лишается упражнения в закаливании духа, а зачастую становится малоразумным, малоактивным;
- «реванш» — часто делая замечания обучающемуся, преподаватель принижает его в глазах окружающих, тогда у духа появляется мотив — взять реванш, одержать победу, и он выжидает, ждет особого момента, особой ситуации, чтоб подняться над обидчиком, опустив его;
- «я — личность» — дух обслуживает стремление быть личностью, быть значимым для того социума, в котором он находится. Это желание выражается в стремлении быть замеченным тем или иным, положительно или отрицательно оцениваемым окружающими способом. Кто-то тянет руку, показывая, что он может ответить на вопрос, кто-то гримасничает, привлекая к себе внимание любым способом. Он внес свой вклад в жизнедеятельность социума, он замечен, он что-то значит;
- «я — индивид» — все живое в природе стремится к самосохранению, старается оградить себя от саморазрушения; как принято говорить «оградить себя от ошибок» — это сдерживающий фактор. Неправильный ответ вызывает целую серию разрушающих реакций — «стрел, вонзающихся в ауру», в виде оценок неодобрения, насмешек, доставляющих боль.