Информационный материал с методическими указаниями

Как известно, педагогическая деятельность является одной из древнейших форм общественной занятости, в которую люди включились задолго до появления письменности и школ. Еще в первобытном обществе наиболее умелые и уважаемые его представители передавали свой опыт и знания подрастающему поколению. Непрерывный процесс накопления и передачи социально-исторического опыта постепенно приобретал формы устоявшихся народно-педагогических традиций, закладывая основы нравственного, умственного, эстетического, физического воспитания. Наиболее концентрированное выражение народная педагогическая мысль и воспитательный опыт многих поколений нашли в различных жанрах фольклора, и в первую очередь в произведениях устного народного творчества.

При подготовке к семинарскому занятию желательно познакомиться и выявить воспитательные возможности старинных колыбельных песен, пестушек, потешек, сказок, загадок, игр, обрядов и т.п. Особое внимание следует уделить педагогическому анализу русских пословиц, поговорок и былин.
Отличительной чертой пословиц и поговорок является объективность содержащейся в них информации. В отличие от других жанров устного народного творчества они не покрыты налетом ирреальности, а отражают действительные явления общественной жизни и дают ясные представления о педагогических воззрениях народа в течение многих веков. Историю возникновения этих кратких и метких изречений традиционно связывают с язычеством. В ходе историко-культурного процесса одни из них сохранялись в первозданном виде, другие изменялись под влиянием новых условий жизни, третьи забывались, но на смену им всегда приходили новые. В систематизированном виде пословицы и поговорки представляют собой настоящую народную программу воспитания, охватывая все сферы педагогической деятельности, включая обучение.
Былины, так же как и пословицы с поговорками, отражают реалии конкретных исторических процессов в генезисе народной жизни, но, в отличие от последних, имеют большие художественно-эпические формы и им присуща явно выраженная гиперболизация происходивших событий. Уже в ранних русских былинах, относящихся к X-XI вв., сказители поднимались до осмысления вечных философских и педагогических проблем: о смысле человеческой жизни, об идеале человека, о соответствии его внешнего облика внутреннему миру, о добре и зле, справедливости, взаимоотношениях детей с родителями. Образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других былинных героев стали примерами бескорыстного служения отечеству и своеобразными воспитательными идеалами для русских людей. Характерной чертой воспетых народом богатырей была их грамотность, без которой, видимо, идеальный облик героя не мог быть полным. Это выгодно отличает русских исполинов от рыцарей средневековой Европы, для которых умение читать и писать не входило в семь обязательных рыцарских добродетелей. К тому же наши былинные богатыри не принадлежали к привилегированному сословию, а были простыми людьми, по чему можно судить, что стремление к книжным знаниям являлось характерной чертой населения Киевской Руси.

Новый период расцвета "былевого" эпоса приходится на XII-XIV вв. и связан прежде всего с новгородскими былинами, такими как "Василий Буслаев" и "Садко". В них впервые явно просматривается осмысленная народом гуманистическая педагогическая идея о самоценности человека как личности, о его праве на свободное развитие и проявление своих способностей. Василий Буслаев пробивает себе дорогу в жизни природной силой, храбростью, лидерскими качествами. Садко побеждает власть денег и морского царя силой собственного музыкального таланта и смекалки. Кроме того, здесь хорошо видна роль православной церкви в нравственном наставлении героев. Таким образом, можно констатировать, что в новгородском былинном эпосе был представлен педагогический идеал свободной, сильной, смелой, почитающей православную церковь и ее святых, образованной и эстетически развитой личности.
Результатом творческого преломления в душах русских людей основных идей христианской веры стала духовная поэзия "калик перехожих", давшая новое религиозное наполнение народной педагогической мысли. Воспитательные идеи, содержащиеся в духовных стихах, близки по сути поучительным наставлениям писателей-богословов. Ведя сюжетную линию от сотворения мира и до конца мироздания, эти поэтические произведения отстаивают превосходство духовного начала человека над его телесным естеством и, приводя пример Христа и других святых мучеников, требуют от людей соблюдения всех божественных заповедей и аскетического образа жизни.

Начиная с XI в., педагогическая мысль концентрируется не только в народном творчестве, но и в произведениях древнерусской литературы. Сильное содействие развитию книжности на Руси оказала христианская религия, открывшая дорогу русским мыслителям к богатейшему культурному, научному и педагогическому наследию Византии, а через нее и античного мира, что выразилось в большом наплыве переводных и оригинальных произведений "отцов церкви", а также отдельных трудов и изречений древнегреческих и древнеримских писателей и философов.

Однако сильное влияние византийской культуры на развитие педагогической мысли и образование в древнерусском государстве не лишило их своих самобытных черт. Восходящие от язычества народно-педагогические воззрения постоянно переплетались с идеями христианской педагогики и, то противореча, то дополняя друг друга, совместно торили путь к пониманию смысла и накоплению опыта воспитания растущего человека.

Так, уже начиная с первых Изборников, отечественные книжники подвергали содержание переводных сочинений стилистической и языковой правке, вводили в текст слова и выражения, характеризующие русский быт, народно-педагогические традиции, приближая тем самым иностранные источники к особенностям мировосприятия и реалиям жизни русских людей. В течение нескольких веков большую популярность на Руси имели такие переводные сборники, как "Златоструй", "Пчела", "Златая цепь", "Измаград", "Пролог", "Физиолог", "Шестодневы" и др., бывшие по своей педагогической сути, не только специфическими учебными пособиями, но и своеобразными хрестоматиями по истории зарубежной педагогики.

Дидактическое начало присуще практически всем старинным сочинениям отечественных мыслителей. Несмотря на своеобразие стилей, жанров ("Поучения", "Жития", "Послания", "Вопрошания" и др.) и субъективных авторских позиций, все они объединены центральной педагогической идеей нравственного совершенствования личности, чувством высокого патриотизма к своей Родине, заботой об умственном, физическом, эстетическом развитии растущего человека, его правильном трудовом и семейном воспитании.
Лучшими достижениями педагогической мысли на Руси в XI-XIII вв. традиционно считают "Поучение" князя киевского Владимира Мономаха, "Поучение" епископа Кирилла Туровского, "Слово" и близкое ему по тексту "Моление" некоего Даниила Заточника, а также "Послание" уроженца Смоленской земли, а впоследствии киевского митрополита Климента Смолятича. При изучении данных произведений следует обратить внимание на их гуманистическую направленность в русле христианской этики и интегрирование внутри себя авторского жизненного опыта с опытом предков и взглядами византийских богословов.

Ростки гуманистических педагогических идей, имевшие место в народной педагогике и первых произведениях русских мыслителей получили на Руси новое сильное развитие в XIV-XV вв. В эти сложные для нашей страны времена важные культурные изменения происходили в основном на тех территориях, которые не были сильно разорены или вовсе не подвергались нашествию монголо-татар. Это в первую очередь Новгородская земля, а также Тверское, Владимирское и постепенно набиравшее силу Московское княжества. Все они в большей или меньшей степени включились в XIV в. в общеевропейский процесс предренессанса, в ходе которого произошло новое усиление культурных связей Древней Руси как с Византией, так и с другими европейскими странами. Эти активные сношения наполнили русскую культуру реанимированными гуманистическими идеями Античности, которые особенно быстро и легко прижились на имевшей устоявшиеся демократические традиции Новгородской земле.
Наиболее радикальные проявления гуманистических педагогических идей были видны в еретических движениях того периода (стригольники, жидовствующие), рассадником которых стал Великий Новгород. Известно, что еретики выступали за светское образование мирскими учителями из народной среды и как гуманисты и деятели Реформации на Западе ратовали за общедоступность образования, призывая открыть двери к книжному знанию людям любого пола, социального положения и материального достатка. Почти все сочинения еретиков были уничтожены. Из дошедших до нас произведений наибольший интерес вызывает "Написание о грамоте", принадлежащее перу руководителя еретического кружка, посольскому дьяку Ивана III, писателю Федору Курицыну. В нем автор выступает против навязываемых средневековой школой схоластических знаний, видя в них прямой путь к невежеству. Истинное знание, по его мнению, можно получить только путем "умнаго, вольнаго, разумения", т.е. свободного и сознательного усвоения учебного материала. Здесь он вторит западноевропейским педагогам-гуманистам эпохи Возрождения и вместе с ними более чем на век (а для русской школы и еще больше) опережает официальную педагогическую мысль, провозглашая в качестве главного принципа обучения принцип сознательности.
Падение монголо-татарского ига и объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы актуализировали задачу создания единого культурно-образовательного пространства на территории вновь создаваемого государства. Свой вклад в это дело внесли такие памятники древнерусской литературы, как "Послание" архиепископа Геннадия, Великие Минеи Четии, Судебник 1550 года, "Стоглав", "Степенная книга", Летописный свод Лицевой и Сильвестровская редакция "Домостроя".
Особую роль в культурной жизни страны, а также в развитии отечест-венной педагогической теории и практики сыграл "Домострой". Именно этому произведению и следует уделить первостепенное внимание на занятии. Необходимо выявить его отличительные особенности по сравнению с подобными зарубежными произведениями, а также осуществить педагогический анализ соответствующих глав текста (гл. 1, 6, 17-20).
"Домострой" традиционно связывают с авторитарным, антигуманным воспитанием. Но это не совсем так. Ростки гуманизма, встречавшиеся в ранних произведениях отечественных мыслителей и народных сказителей, присутствуют и в нем. Особо в этом плане выделяется появившаяся в Сильвестровской редакции глава "Послание и наказание от отца к сыну", в которой прослеживаются в том числе и педагогические идеи, характерные для гуманистов Западной Европы. Что же касается употребления в различных сочетаниях в тексте "Домостроя" слова "наказание" ("уча и наказуя", "воспитать во всяком наказании" и т.д.), то здесь нужно иметь в виду, что в то время оно несло в себе иной, более гуманный содержательный смысл, чем сейчас, и было равнозначно таким современным понятиям, как "учить" или "наставлять".

В целом педагогическая мысль, сконцентрированная в "Домострое", вобрала в себя как идеи христианского, так и идеи народного воспитания. Благодаря этому, а также в связи с медленным изменением сложившегося в XVI в. традиционного уклада жизни русских людей, "Домострой" еще в течение трех веков оставался для них своеобразным методическим пособием как по семейному, так и по общественному воспитанию.

При рассмотрении вопроса о становлении и развитии школьного образования на Руси следует обратить внимание на роль государственных и религиозных деятелей в этом процессе, на использование зарубежного опыта и собственных традиций умственного воспитания, на организационные и методические особенности обучения.

Толчок к развитию школьного дела в древнерусском государстве дало установление тесных контактов с Византией, пережившей в X-XI вв. свой расцвет. Как и в Византии, первые школы на Руси подчинялись руководителю светской власти. Уже в год крещения (988 г.) князь Владимир открыл в Киеве школу "учения книжного", после чего подобные учебные заведения появились в Великом Новгороде и некоторых других древнерусских городах. Главной отличительной особенностью этих школ стало то, что языком обучения в них был не греческий, как в Византии, и не латинский, как в Западной Европе, а славянский. Это связано прежде всего со сложившимися в веках народно-педагогическими традициями умственного воспитания и наличием собственной славянской письменности, созданной в IX в. византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита с учетом фонетической специфики славянских диалектов.

Археологические находки многочисленных берестяных грамот и граффити показывают, что грамотность на Руси в XI-XII вв. охватывала все слои населения, а потому можно вполне объективно считать, что по этому критерию образованности древнерусское государство приближалось к Византии и опережало Западную Европу.
Обучение грамоте на Руси осуществлялось модифицированным Кириллом и Мефодием буквослагательным методом, широко применяемым в византийских школах и уходящим своими корнями в античную образовательную практику. Универсальной учебной книгой долгое время была Псалтирь, служившая первоосновой для толкования библейских текстов. Кроме того, по ней изучались грамматика, риторика и философия. В качестве учебных пособий так же использовались вышеупомянутые переводные сборники, в которых содержались сведения по истории, географии, астрономии, минералогии и др.

Что касается математики, то, начиная с XII в., ее изучали по произведению Кирика Новгородца "Учение им же ведати человеку числа всех лет" (1136 г.). Благодаря этому научно-методическому трактату российские и зарубежные ученые впоследствии называли Кирика и первым русским математиком, ни в чем не уступавшим лучшим византийским и западноевропейским ученым средневековья, и основоположником русской научной теории календаря и хронологии, и древнерусским астрономом, и талантливым литератором. С полным правом его можно назвать и замечательным педагогом, задолго до В.Ратке и Я.А.Коменского предугадавшим основные принципы современной дидактики: системность, последовательность, наглядность и прочность. Это явно прослеживается в структуре и содержании "Учения о числах", имеющего четкую, дидактически выверенную логику построения и обучающую направленность изложения, ориентированную на практическое применение полученных знаний в реальной жизни.

Как и в средневековой Европе, большое влияние на развитие педагогической теории и практики в древнерусском государстве оказывала церковь. При подготовке к занятию желательно познакомиться с опытом монастырского образования на Руси и взглядами видных его представителей (Сергей Радонежский, Нил Сорский).

С упадком Византийской империи русская культура, а с ней и образование все больше и больше открывались для диалога с Западной Европой. На русский язык переводились популярные там научные и учебные труды Везалия, Гевелиуса, Майера, Меркатора и др. Наряду с теоретическими знаниями приходили сведения и о западноевропейской практике обучения и воспитания.
К середине XVII в. начинается постепенная "латинизация" отечественного образования на западный манер, с внедрением соответствующих схоластических методов. Примером этому могут служить Киево-Могилянская (основатель П.Могила, 1632 г.) и Московская славяно-греко-латинская академии (основатель С.Полоцкий, 1687 г.).

В противовес этому в стране поднимается движение старообрядцев, ратующих за чистоту русского православия. Их лидер протопоп Аввакум требует отказаться от изучения "внешних наук" и мертвых (греческого и латинского) языков и следовать традициям старинного "учения книжного".

Среднее положение между этими крайними позициями занимали сто-ронники так называемого греко-фильского направления (Е.Славинецкий, К.Истомин, Ф.Ртищев, И. и С.Лихуды), опиравшиеся на византийский педагогический опыт и призывавшие сочетать европейское школьное образование со сложившимися в веках на Руси образовательными традициями. В конечном итоге на рубеже XVII-XVIII вв. приоритетной для России окончательно становится ориентация на культуру и образование Западной Европы.

В заключительной части семинарского занятия предлагается акцентировать внимание на роли Великого Новгорода в истории отечественного образования. Это особенно важно для студентов Новгородского государственного университета, носящего имя великого русского князя-просветителя Ярослава Мудрого, открывшего в древнем городе в 1030 году первую школу "учения книжного".

Зарождение педагогической мысли на земле Новгородской восходит к языческой культуре восточных славян и некоторых прибалтийско-финских народов, тесно переплетается с пришедшей из Античности через Византию христианской культурой и отражает исторические реалии общественно-политической, религиозной и хозяйственной жизни новгородцев.
Общая культура древнего Новгорода весьма демократична и педагогична. Педагогические идеи и воспитательный опыт многих поколений присутствуют в новгородском фольклоре, поучениях, посланиях и трактатах видных религиозных деятелей (Лука Жидята, Иоанн, Кирик Новгородец, Геннадий, Макарий), а также в житиях и других литературных памятниках (Великие Минеи Четии, "Домострой"). В них представлены общепедагогические и определена основная структура дидактических принципов, не потерявших своей актуальности и в наши дни.

Великий Новгород всегда был открыт миру и жил в режиме постоянного диалога культур как с другими древнерусскими территориями, так и со многими народами ближнего и дальнего зарубежья, активно перенимая и адаптируя лучшие образцы их педагогического наследия и делясь при этом своими достижениями в этой области.

Совпадающая по времени с европейским предренессансом эпоха расцвета новгородского искусства стимулирует повышение внимания к человеческой индивидуальности, психологическим переживаниям личности, наполняя реальной жизнью религиозные сюжеты и сея тем самым в душах людей зерна гуманизма и вольнодумства. Ростки этих зерен вскоре проявляются в движении новгородских еретиков, ставших первыми на Руси носителями нового гуманистического мировоззрения и предвестниками зарождения гуманистической традиции в отечественном образовании.

Воссоединившись с Москвой, Великий Новгород передает все свое культурное и педагогическое наследие единому Русскому государству и, постепенно теряя некоторые характерные черты, тем не менее, сохраняет сложившиеся в веках базовые педагогические традиции демократизма, открытости, уважительного отношения к книге, знаниям и образованным людям.
Дальнейшее развитие и содержательное наполнение педагогической теории и практики происходит в масштабе всей страны, однако, по-прежнему, роль новгородского образования, новгородских педагогов и мыслителей в этом процессе остается весьма заметной.

Занятие № 4-5
Тема: Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII-XIX вв.

План
1. Роль философско-педагогических воззрений Ф.Бэкона, Р.Декарта, В.Ратке в развитии зарубежной педагогики Нового времени.
2. Классно-урочная система в педагогических учениях Я.А.Коменского и И.Ф.Гербарта.
3. Идея развивающего обучения в педагогических теориях И.Г.Песталоцци и А.Дистервега.
4. Философско-педагогические теории Дж.Локка и Ж.Ж.Руссо и их роль в развитии образования.

Вопросы для обсуждения 1 группы:

1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского.

2. Я.А. Коменский о значении всеобщего воспитания юношества (идея пансофии).

3. Основы педагогической системы Я.А. Коменского:

1) задачи и принципы воспитания;

2) типы образовательных учреждений;

3) образовательные программы;

4) методы и формы работы.

4. Анализ идей «Материнской школы»: цель, задачи, содержание, сред-ства и методы семейного воспитания.

5. Значение педагогической системы Я.А. Коменского для развития теории и практики воспитания детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения 2 группы:

1. Цель и задачи образования. Идея гармонического развития личности.

2. Сущность педагогической системы И.Г. Песталоцци.

3. Природосообразный и развивающий характер воспитания и обуче-ния.

4. Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци.

5. Проблема трудового воспитания.

6. Роль матери и педагога в развитии и обучении детей.

7. Оценка педагогических идей И.Г. Песталоцци.

Вопросы для обсуждения 3 группы:

1. Цель и задачи образования. Идея гармонического развития личности.

2. Сущность педагогической системы Ж.Ж.Руссо

3. Природосообразный и развивающий характер воспитания и обуче-ния Ж.Ж.Руссо.

4. Педагогическая антропология Ж.-Ж.Руссо – гимн естественному воспитанию и свободному развитию человека.

5. Педагогические идеи Д.Локка о воспитании джентельмена.

Задания и спорные суждения
1. Раскройте основные педагогические принципы, обоснованные В.Ратке и Я.А.Коменским, и покажите их развитие в истории образования и в наши дни.
2. Покажите развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в зарубежной педагогике.

3. Научно-педагогическая система Я.А. Коменского (1592-1670) праведливо ли утверждение, что Я.А.Коменский - "отец" традиционной авторитарной педагогики?
4. В педагогической литературе встречается мнение, что ключом к пониманию теории "естественного воспитания" Руссо являются слова, написанные на флаге Великой французской революции. Так ли это? Обоснуйте свой ответ.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение об этапах педагогической деятельности Я.А. Коменского.

2. Составить словарь педагогических терминов Я.А. Коменского.

3. Проанализировать предложенную Я.А. Коменским программу умственного и нравственного воспитания ребенка в семье («Материнская школа», глава 4), сопоставить с современными программами дошкольного образования.

5. Дать сравнительный анализ идеи природосообразности, представленной в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

6. Подготовить реферативное сообщение об этапах педагогической деятельности И.Г. Песталоцци.

7. Заполнить таблицу «Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци».

Содержание элементарного образования Задачи воспитания Пути и средства
Физическое воспитание
Овладение основными приемами и культурой труда
Любовь к ближнему, доброта к окружающим
Развитие познавательных способностей, умения логически мыслить

Литература


1. Бэкон Ф. Новый Органон. - М., 1967.

2. Гюнтер К.-Х. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1.
3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.
4. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М., 1987.
5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч. - М., 1982. - Т. 1.

7.Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1939.

8.Коменский Я.А. Материнская школа // Там же.

9.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогиче-ское наследие / Сост. В.Н. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989. 14

10.Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // История зару-бежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. М., 1986.

11. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики / Сост. И.Д. Чечель. М., 1996.

12. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избр. пед. соч. - 12., 1981. - Т. 1.
13. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании //Пед. соч. - М., 1981. - Т. 1.
14. 15. Пиаже Ж. Ян Амос Коменский //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1.
15. Хильгенхегер Н. Иоганн Фридрих Гербарт //Перспективы: вопросы оразования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (87-88). - Т. 2.
16 Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. - М., 1991.

Дополнительная литература

Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993. № 5.

Кратохвил М.В. Жизнь Я.А. Коменского. М., 1991.

Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. М., 1970.

Плеханов А.В. Я.А. Коменский: Материнская школа // Дошкольное воспитание. 1992. № 5-6.

Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5-6.

Степашко Л.А. Человек в педагогической концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6.

Фролова О. Я.А. Коменский о воспитании и обучении детей в семье // Дошкольное воспитание. 1981. № 11.


Информационный материал с методическими указаниями.

В Новое время (XVII-XIX вв.) происходят значительные изменения во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы. Поднимается авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической жизни. Легальным становится религиозный плюрализм, что открывает дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставляет всерьез заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология.

Среди философов того времени, занимавшихся теорией познания, особого внимания заслуживают Ф.Бэкон (1561-1626 гг.) и Р.Декарт (1596-1650 гг.), давшие толчок развитию естественнонаучных знаний и оказавшие существенное влияние на развитие педагогической науки и практики. В ходе семинарского занятия следует показать, какие общепедагогические и дидактические принципы и методы, обоснованные известными учеными-педагогами, базируются на идеях вышеназванных философов.

Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи и их философские системы имели много общего. Они положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Главное, что сближало Бэкона и Декарта, - это разработка проблем методологии научного исследования.

Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание, по Бэкону, является ничем иным как отображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных восприятий, которые, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты (наблюдение и эксперимент) должны осуществляться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция (движение мысли от частного к общему).

Декарт, так же как и Бэкон, подчеркивал важное значение опыта в научном познании, но приоритет отдавал деятельности разума, который направляет эти опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого разума в процессе познания делает методологию Декарта рационалистической. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений вывести на основе дедукции (движение мысли от общего к частному) все необходимые следствия и сделать выводы.
Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода:
1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.
2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.
3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.
Таким образом, дедукция, по Декарту, - это определение неизвестного через ранее познанное и известное (13, с. 122-123).
Наряду с новым философским осмыслением гносеологических проблем в западноевропейском образовании того периода начинают усиленно разрабатываться теоретические основы процесса обучения. Одним из первых ученых, который внес существенный вклад в становление педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, был Вольфганг Ратке (1571-1635 гг.). В своих работах ("Франкфуртский мемориал", "Всеобщее обучение по способу Ратихия" и др.) он изложил реформаторские взгляды по поводу реорганизации школьного дела, отдавая приоритет изучению родного языка и предлагая новую методику обучения чтению и письму.
Из практики использования новых методов Ратке вывел 25 важнейших "указаний к действию", которые носили характер общедидактических принципов и которые можно свести к следующим общим положениям:
- обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не на-рушая его;
- в обучении следует постоянно использовать повторение;
- первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;
- обучение должно вестись без принуждения детей;
- заучивать ученики должны только то, что ими понято;
- в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;
- в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт (14, с. 8).
Решающий вклад в становление педагогики как науки внес Я.А.Коменский (1592-1670 гг.). При изучении его взглядов следует обратить внимание на биографию (раннее сиротство, многочисленные лишения и скитания по Европе в течение жизни, деятельность в качестве теолога и педагога), особенности религиозного (член протестантской общины чешских братьев) и научно-философского (влияние идей Аристотеля, Платона, Х.Л.Вивеса, Ф.Рабле, М.Монтеня, Ф.Бэкона, В.Ратке) мировоззрения и их проецирование в теорию и практику образования.
Заслугой Коменского является то, что он критически осмыслил и систематизировал педагогическое наследие прошлого и, дополнив его собственными убеждениями, центральное место среди которых занимала "пансофическая" идея "обучать всему всех со всех точек зрения", впервые в истории сумел дать стройное научное обоснование сущности, принципам и методам обучения, наиболее полно изложив все это в своем главном труде "Великая дидактика".
Само слово "дидактика" возникло в Древней Греции (didaktikos - по-учающий, относящийся к обучению). В Новое время благодаря В.Ратке, называвшему свой курс лекций "дидактикой" или "искусством преподавания", этот термин вошел в научный оборот и, начиная с Коменского, стал использоваться в качестве понятия, обозначающего теорию обучения.

Для Коменского дидактика была "душой и сердцем" педагогики, и поэтому в своих работах он большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения. Их можно свести к трем базовым принципам:

1. Природосообразность организации и характера обучения ("точный порядок школы надо заимствовать от природы").
2. Воспитывающий характер обучения ("никто не может сделаться образованным без воспитания").
3. Связь обучения с реальной практической жизнью (нужно "чтобы все, что делается, делалось разумно и подготовляло дорогу дальнейшим серьезным трудам").
С учетом названных общепедагогических основ Коменским были разработаны собственно дидактические принципы (сознательности, наглядности, последовательности, систематичности и прочности усвоения знаний), на основе которых была создана классно-урочная система обучения.

При анализе классно-урочной системы Коменского желательно выявить ее положительные и отрицательные черты и актуализировать значение для истории образования и наших дней.

Значительный вклад в развитие классно-урочной системы обучения внес И.Ф.Гербарт (1776-1841 гг.), чье учение и опыт оказали существенное влияние на практику образования во второй половине XIX - начале ХХ вв.
Взгляды Гербарта, нашедшие отражение в его педагогической системе, сформировались под влиянием представителей античной (Парменид, Платон) и немецкой классической (И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг) философии и некоторых педагогических идей И.Г.Песталоцци.

Будучи одновременно и философом и психологом, Гербарт пытался обосновать педагогику с помощью этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, с помощью психологии указывал на пути достижения этих целей.
Видя главную цель воспитания в формировании добродетельного человека, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение, нравственное воспитание и "управление" детьми. Особо важное значение Гербарт отводил воспитывающему обучению, в ходе которого должен развиваться многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный), основанный на возбуждении и поддержании апперцептивного и развитии произвольного внимания.

Широкую известность получила разработанная Гербартом теория ступеней обучения. На первой ступени ("ясность") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом с использованием средств наглядности; на второй ступени ("ассоциация") в ходе свободной беседы происходит установление связей между новыми и уже имевшимися у учеников представлениями; на третьей ступени ("система") учащиеся совместно с учителем на основе нового материала и ранее полученных знаний формулируют выводы, правила, законы, определения; на четвертой ступени ("метод") учащиеся применяют новые знания на практике, выполняя различные упражнения, требующие умения логически мыслить и способствующие приобретению необходимых учебных навыков.

Теория ступеней обучения Гербарта, охватывая все стороны учебного процесса, внесла заметный вклад в развитие классно-урочной системы. К сожалению, многие последователи ученого формально отнеслись к его наследию, используя предложенную им схему ступеней в качестве структуры каждого урока, что недопустимо. (Почему?)

Заметный вклад в педагогическую теорию и практику внесли И.Г.Песталоцци (1746-1827 гг.) и Ф.А.В.Дистервег (1790-1866 гг.). Центральное место в их научной и образовательной деятельности занимала проблема развивающего обучения.
Песталоцци дал новое наполнение идее гуманистической педагогики о гармоническом развитии человека. Он считал, что ребенок от рождения обладает силами и способностями, которым присуще стремление к развитию: "Глаз - хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить". Совокупность средств для развития "ума, сердца и руки" в процессе обучения была представлена Песталоцци в теории "элементарного образования". Назвав так свою теорию, он имел в виду, что развитие ребенка должно начинаться от наипростейших элементов и постепенно двигаться к более сложным. Следуя своей основной идее о гармоническом развитии человека, Песталоцци тесно связывал между собой физическое, трудовое, нравственное и умственное воспитание, выделяя в каждом из данных направлений педагогической деятельности исходный начальный элемент.
Для умственного развития им были выделены простейшие элементы всякого знания, общие всем учебным предметам (число - единица, форма - прямая линия, слово - звук), и показаны пути постепенного движения в усвоении более сложного материала.
Дистервег во многом был последователем Песталоцци в том числе и в разработке основ дидактики развивающего обучения. От так же считал, что человек обладает врожденными задатками, для которых характерно стремление к развитию. А потому высшую цель воспитания видел в обеспечении самостоятельного развития индивида.

Наши рекомендации