По теории и методике воспитания

Интегрированный экзамен по педагогике: теория обучения, теория и методика воспитания,

Вопросы к экзамену по теории обучения

для студентов III курса факультета истории и права, биолого-химического факультета.

2011/2012 учебный год.

Преподаватель – Еналеева Н.И.

  1. Образование. Типы образования. Национальная идея в образовании.
  2. Методологические основы образовательного процесса.

3. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

4. Проблемы целостного учебно-воспитательного процесса.

5. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и обучения.

6. Связь обучения и развития. Развивающее обучение. Связь обучения и воспитания.

7. Проблемное обучение: сущность, достоинства и проблемы использования в учебном процессе.

8. Эвристическое обучение. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

9. Программированное обучение: сущность, достоинства и проблемы использования в учебном процессе. Компьютеризация обучения.

10. Сущность образовательного процесса: движущие силы, противоречия, логика.

11. Законы и закономерности обучения.

12. Принципы обучения.

13. Инновации в образовательном процессе. Авторские школы.

14. Понятие содержания образования. Уровни представления содержания образования.

15. Структура содержания образования. Характеристика основных структурных компонентов содержания образования.

16. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

17. Основные исторические и современные теории содержания образования.

18. Учебное задание: социальная и педагогическая сущность, типы, структура.

19. Государственные образовательные стандарты.

20. Базисный учебный план.

21. Образовательная программа, ее конструирование.

22. Учебники и учебные пособия. Электронный учебник. Перспективы развития учебника.

23. Цели обучения. Таксономия целей обучения.

24. Личностно-ориентированное обучение.

25. Классификация форм обучения.

26. Классно-урочная система и ее альтернативы.

27. Групповые формы обучения.

28. Профилизация общеобразовательной школы.

29. Классификация средств обучения.

30. Формы и виды контроля в обучении.

31. Диагностика процесса и результатов обучения: проверка, контроль, учет, оценка, выставление отметок.

32. Личностный характер обучения. Основные идеи теории личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская).

33. Компьютерные технологии обучения.

34. Современные образовательные (обучающие) технологии: сущностные черты технологий, признаки обучающих технологий и показатель их реализации.

35. Обучение как средство реализации целей образования. Цели и содержание обучения современных школьников.

36. Категории учебных целей в когнитивной области (П. Блум): знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

37. Программа учебной дисциплины: определение, структура, содержание.

38. Модульное обучение: сущность, достоинства, проблемы использования в учебном процессе.

39. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения.

40. Многообразие уроков. Классификация уроков. Типы и структура уроков по классификации В.А. Онищука. Анализ урока.

41. Урок как основная форма организации обучения. Кризис урока. Связь урока с другими формами организации обучения.

42. Классификация методов обучения по источнику получения информации. Характеристика словесных, наглядных, практических методов обучения.

43. Обученность и обучаемость учащихся. Диагностика обучаемости. Неуспеваемость учащихся: виды, проявления устойчивой неуспеваемости.

44. Поисково-исследовательская (задачная) технология обучения.

45. Развивающее обучение: дидактическая концепция Л.В. Занкова, В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина (по выбору преподавателя).

46. Обучение в целостном образовательном процессе.

47. Учебный процесс и его структура.

48. Критериально-ориентированное обучение.

49. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

50. Принцип научности и доступности в обучении.

51. Принцип систематичности и последовательности в обучении.

52. Принцип наглядности и прочности в обучении. Реализация принципа в системе В.Ф. Шаталова.

53. Принцип сознательности и активности в обучении.

54. Связь обучения с практикой, с жизнью как дидактический принцип. Метод проектов.

55. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

56. Информатизация образования. Информационные технологии в образовании. Дистанционное обучение. Интернет-образование.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по теории и методике воспитания

для студентов III курса факультета истории и права, биолого-химического факультета.

2011/2012 учебный год.

Преподаватель – Еналеева Н.И.

  1. Воспитание как социальное явление.
  2. Ведущие факторы развития личности учащихся.
  3. Цели образования и воспитания: сущность, смыслы, содержание на основе закона РФ «Об образовании», ГОС общего образования.
  4. Социализация, образование, воспитание: соотношение процессов, их взаимосвязь.
  5. Процесс воспитания в целостном педагогическом процессе.
  6. Воспитание, сущность воспитания, воспитательного процесса.
  7. Показатели и критерии воспитанности школьников.
  8. Закономерности воспитания.
  9. Принципы воспитания.
  10. Воспитывающая среда, содержание среды. Приемы перевода социальной ситуации развития в воспитывающую среду.
  11. Деятельность как фактор развития личности. Основные виды деятельности школьника.
  12. Логика воспитательного процесса.
  13. Реальный уровень воспитанности по признакам в сознании учащихся.
  14. Реальный уровень воспитанности по признакам в чувствах учащихся.
  15. Реальный уровень воспитанности по признакам в поведении учащихся.
  16. Реальный уровень воспитанности по признакам в отношениях учащихся.
  17. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
  18. Педагогический мониторинг в деятельности классного руководителя.
  19. Функции и виды педагогической диагностики.
  20. Педагогическое прогнозирование в работе классного руководителя.
  21. Программа педагогического мониторинга.
  22. Диагностико-прогностическая система классного руководителя.
  23. Формы фиксации результатов педагогического мониторинга.
  24. Программа воспитания школьников.
  25. Перспективный план воспитательной работы классного руководителя на год.
  26. Организаторская деятельность классного руководителя: содержание и формы организации.
  27. Ученическое самоуправление в классе.
  28. Работа классного руководителя с родителями учащихся.
  29. Коллектив как объект и субъект воспитания. Основные признаки классного коллектива.
  30. Этапы развития воспитательного коллектива.
  31. Классный час в системе работы классного руководителя.
  32. Взаимосвязь целей и содержания воспитания. Понятие «содержание воспитания».
  33. Современные концепции воспитания (Н.Е. Щурковой, И.П. Иванова, В.А. Караковского).
  34. Концепция гражданского воспитания школьников.
  35. Взаимосвязь методов, средств и форм воспитания. Понятие форма воспитания.
  36. Классификация форм воспитания.
  37. Характеристика форм воспитания на основе решаемых ими воспитательных задач.
  38. Система методов воспитания.
  39. Методы формирования сознания школьников.
  40. Методы организации деятельности учащихся, опыта общественного поведения.
  41. Методы стимулирования поведения и деятельности .
  42. Метод «взрыва». Педагогические условия его применения.
  43. Воспитательная система школы: понятие, этапы развития.
  44. Системообразующий фактор ВСШ. Ведущая деятельность в ВСШ.
  45. Опережающая ситуация в методике развития ВСШ.
  46. Характеристика исторической воспитательной системы.
  47. Характеристика современной ВСШ.
  48. Сущность методики коммунарского воспитания.
  49. Технология коллективно-творческой деятельности: понятие, принципы, цели и задачи, этапы КТД.

50. Виды и формы КТД.

51. Культурологический подход в системе воспитания Н. Е. Щурковой.

52. Функции работы педагога с группой (Н. Е. Щуркова).

53. Методика организации совместной деятельности педагога с детьми.

54. Инновационные формы и методы воспитательной работы классного руководителя.

55. Классические и современные задачи и направления воспитания.

56. Национальная стратегия «Наша новая школа» о роли, целях и задачах воспитания.

Основная литература

Учебники:

Педагогика: учеб. пособ./Л.П. Крившенко, В.В. Волков, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.-М.: Проспект, 2009. – 432 с.

Педагогика : учеб. пособ./под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2009. – 432 с.

Учебные пособия:

1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.

2. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. – Казань, 1998.- 318 с.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.

5. Бордовская Н. В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

6. Гребенюк, О.С. Теория обучения / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М., 2003.

7. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.

8. Дидактика средней школы / Под ред М.А. Данилова, М.Е. Скаткина. – М.: Просвещение, 1975.

9. Загвязинский В. И. Теория обучения : современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

10. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: «Академия», 2006.

11. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: уч. пос. / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 160 с.

12. Кукушкин, В.С. Дидактика (теория обучения) / В.С. Кукушкин. – М., 2003.

13. Леднев В.С. Содержание образования. М.: 1991.

14. Махмутов М. И. Современный урок: вопросы теории. ­ М.: Педагогика, 1981. – 192 с.

15. Оконь В. Введение в общую дидактику, М.: Высшая школа, 1990.

16. Онищук В. А. Урок в современной школе. ­ М., 1989.

17. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студентов высш. уч. заведений. М.: Просвещение, 1996. – 631 с.

18. Российская педагогическая энциклопедия. – Т. 1. – М, 1993. - Т. 2. - сайт кафедры педагогики: http://pedagogika-mgpi/com/

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие. – М., 1998.

20. Ситаров В.А. Дидактика. М.: 2002.

21. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / МПГУ им. В.И. Ленина, ОГУ. – Москва – Орел, 1997.

22. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – Спб., 2001.

23. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4 –изд., перераб. и доп. – М.: Бордовская Н. В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. Гардарики, 2002. ­ 519 с. ­ С. 221 – 290. Харламов И. Ф. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001.

24. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в школе.

Справочники

1. Педагогический словарь / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. М.: 2001.

2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.: науч. Изд-во «БРЭ», 1993.

3. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. – М.: «Советская энциклопедия», 1965 г.

Дополнительная литература

1. Гершунский Б.С.Философия образования для ХХ1 века.- М., 1998.

2. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера.- М., 1983.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1999.

4. Ингекамп К. Педагогическая диагностика – М., 1991.

5. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М., 1986.

Наши рекомендации