Принципы сравнения педагогических понятий и категорий
И.А. Рудакова
ИНФЫОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Магистерская подготовка
1 курс
ЗФО
Краснодар 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Семинар 1: Понятийно-терминологический аппарат педагогики: многозначность как проблема Информационный материал прилагается | Из пед. журналов, рекомендованных ВАК, сделать копии двух научных статей, посвященных проблемам педагогики и образования. Пересказ одной статьи. | |
Семинар 2: Развитие фундаментальных исследований в педагогической науке Информационный материал прилагается | ||
Семинар 3: Специфика педагогики как гуманитарной науки Информационный материал прилагается | Написать статью в контексте проблематики своего научного исследования |
РАЗДЕЛ 1. НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ
Семинар 1: Понятийно-терминологический аппарат педагогики: многозначность как проблема
Задания.
1. Прочитайте лекцию.
2. Составьте СЛС содержания лекции для возможного объяснения группе.
3. Если вы нашли интересную научную статью, посвященную проблеме формирования понятийно-терминологического аппарата педагогики, внесите в список литературы и кратко опишите, как предлагается решить проблему. Необязательно!
Текст
План
Значение создания терминологического аппарата науки
Многозначность как проблема создания понятийно-терминологического аппарата
Принципы сравнения педагогических понятий и категорий
1. Значение создания терминологического аппарата науки
Стремление упорядочить терминологию, адекватно осмыслить действительность важно для любой науки, в том числе для педагогики. Состояние понятийно-терминологического аппарата науки позволяет судить о степени развития соответствующей ему теории, высветить различные связи и отношения реальных объектов и многообразие познавательных задач, возникающих в процессе обучения и воспитания, более ясно обозначить предмет исследования и построить концепцию о нём.
Терминология в нашей стране имеет не только научное, но и политическое значение. Неверный термин вводит в заблуждение и приводит к ошибочным оценкам фактического положения дел.
Вопросы терминологии важны и с точки зрения оценки профессиональной компетенции (по оценкам учителя при описании личности, характера и психологии слабо используют психолого-педагогическую лексику). Систематизация терминов позволяет войти в международное образовательное пространство. (15% педагогических понятий не известны России- по данным Германии). Терминологическая проблема характерна и для других стран. Потому следует пользоваться словарями.
Педагогическую науку в России упрекают в произвольной трактовке её предмета, основных категорий, в наличии многозначности и так далее. Например, технология. Если назвать методику технологий, то качество учебного процесса от этого не улучшится.
Терминологический бум коснулся не только отдельных понятий науки, но и составляющих её дисциплин. Однако, если педагогических дисциплин много, то теряется смысл самого термина (Педагогика среды, развития, неопедагогика, моральности).
Вопрос упорядочения терминологии неоднократно обсуждался в педагогической печати. В 1974 году при Президиуме под руководством А.И. Маркушевича был создан совет по педагогической лексикологии. В итоге было создано 400 терминологических понятий для словаря, но работа не окончена и проблема терминологии не решена.
2. Многозначность как проблема создания понятийно-терминологического аппарата
Обогащение и развитие понятийно-терминологического аппарата в 90-х гг. 20в. становится столь интенсивным, что достижение взаимопонимания между учеными не представляется возможным без уточнения в научном контексте значения того или иного педагогического термина. Но выполнить задачу не так-то просто. Основная проблема, касающаяся создания терминологического аппарата науки, сводится в целом к многозначности понятий и терминов, которые в свою очередь отражают более сложные связи всех педагогических объектов.
Например. Есть необходимость сначала структурировать педагогические дисциплины и направления, но для этого следует ответить на главный вопрос: педагогика - единая наука или комплекс относительно независимых составляющих её дисциплин? Далее следует определить источники, из которых предстоит отбирать понятия- термины для включения их в словарь, учитывая весь научный контекст (диссертации, монографии, нормативные документы). При этом возникает сложность: педагогика оперирует понятиями, которые одновременно рассматриваются в самой науке и смежных (далёких) дисциплинах, следовательно, нужно выделить собственно педагогические понятия и смежную/ далекую лексику. Но критериев выделения нет. Потому сохраняется тенденция механического переноса понятий психологии и биологии.
3. Принципы сравнения педагогических понятий и категорий
Для совершенствования научной терминологии, ее упорядочения установлены основные принципы развития понятия. В их числе лингвистический и технологический подходы. С позиций лингвистического подхода предлагается взять за основу отграничения понятий - принципы формирования дидактический терминов (Железовская Г.И., Еремина С.В.).
Дидактические термины должны быть:
1. однозначны
2. системны
3. соответствовать его действительному значению
4. способны к деривации (словообразованию)
5. не должно быть неоправданных иноязычных заимствований.
С позиции данного подхода Кичева И.В. предлагает упорядочить термины, пришедшие из гуманистической психологии. Экспансия психологической терминологии служит основанием для создания психолого-педагогических словарей. Главное, чтобы термины имели центрацию на некоторую стабильность. Например, в научном обороте появляются термины девиантное поведение, деликвентное поведение, депривация, дидактогения, госпитализм, дезаптация и др. Только первый из них является доминантой целого терминологического ряда.
Представители технологического подхода предлагают взять за основу разграничения понятий 4 категории технической терминологии. Так, Д.С.Лотте выделил: предметы, свойства, процессы, категории.
Технические категории | Педагогические категории | |
1. Предметы | субъекты, типы учреждений | |
2. Свойства процесса | научная деятельность | |
3. Величины процесса | педагогический процесс | |
4. Категории | личностно-смысловое развитие | |
Однако, по содержательным характеристикам, такие принципы разделения неприемлемы. Например, главными категориями в педагогике являются «педагогическая деятельность» и её участники. Последние могут быть рассмотрены «субъектами педагогической деятельности». В зависимости от целей и задач классификации они могут быть классифицированы по различным основаниям: возрасту, полу, личным характеристикам, профессиям, склонностям к различным видам деятельности, нормам развития, достижениям в различной сфере деятельности и так далее. Другой пример. Многочисленная категория понятий отражает различного рода процессы и явления. Это «воспитание, образование, развитие, просвещение. Это специально организованные и естественные процессы, в которых существуют логические отношения: процесс, результат, методы, формы организации. Особое место занимает категория «образовательные учреждения» - разнообразные типы и виды учебно-воспитательных учреждений, НИИ, учебные интернаты, центры, ассоциации, центры дополнительного образования, ИПК и так далее. Ещё одна группа понятий обозначает свойства и величины, характеризующие педагогический процесс, его социальную и экономическую эффективность (квалиметрические показатели оценки результатов деятельности, характеристики и показатели развития). Широкий класс понятий связан с научно-исследовательской деятельностью и её методами (исследование, метод, результат, гипотеза, новизна).
Таким образом, широкий класс понятий обуславливает необходимость создания стандарта на термины.
Литература
1. Железовская Г.И., Еремина С.В. О понятиях в педагогике //Педагогика. – 1999. - № 5. –С.18-22.
2. Закирова А.Ф. Понятийная база современной педагогики //Педагогика. -
2001.-№7. -С. 7-12.
3. Кичева И.В. Развитие терминологии теории воспитания во взаимодействии с лексикой других наук //Педагогика. - 2003. - № 9. – С. 24.
4. Липский И.А. Понятный аппарат и парадигма развития социальной
педагогики//Педагогика - 2001. - №10. - С. 13-21.
5. Логвинов И.И. Педагогическая мифология и совершенствование общеобразовательной школы //Педагогика. – 1999. - № 8. – С. 109-117.
6. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления //Педагогика. – 2001. - № 10. – С. 91-101.
СЛС