Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста
Эк.в. д-ков- новая проблема, (заним. пед-ги Архипова, Манцевич, Никонова Л,Е,), возник. в связи с переходом к рыноч. эк-ке, эк. в. становится п –том изучения многих исследов.:появ. статьи «Азбука зкономики»( Е,С,Буртова, ж-л «Нач. ш-ла»., Э,Бубнова«А мой папа говорит», А,Быкова «Почему дети воруют», Появл. интерес детей к выбору профессий банкиров, бизнесменов. Эк.в. в 90-е г. исслед. п-ги Шатова ст.«Нужно и зачем эк. в. дош-кам»(Да, т.к. у детей формир. негатив. черты в поведении: небрежность. Основы эк-ки заклад. в семье, но в одних превалир. матер. ценности, в др. – им не придается знач. В рез-те дискуссии –определить содержание эк. в. , выделить средства эк. в. , подгот. кадры. Цель эк. в. – формир-ние разумн. потреб, береж. отнош., к окр. природе, к вещам. Понятия-« экономика»( искусство дом.хоз-ва), «эк.кул-ра»-развитое эк. мышление, владен. эк. понятиями и категориями(в «Пралеске» осн. эк. понятие это «семейн. бюджет.»). Эк. понятия- деньги, необходим. и необязат. покупки, дорого-дешево по средствам, зарплата, пенсия, стипендия, банк, цена, доход-расход, купля-продажа, возможности, потребности, бизнесмен, банкир, реклама.
З-чи: 1-представления,2-фор-е береж. отношения к природе,3-выработка привычек эк. поведения, фор-е эк. умений(беречь вещи, игрушки, продукты пит., природ. ресурсы,),4-умение планир. свою д-сть и сверстников, уметь эк. время, рац. использ. мат-л. Условия эк.в. д.:1- основа-нрав. и труд. воспит.; 2- эк.в. д. осущ. во всех видах д-сти, 3-четко опред. содержание эк. понятий, умений.4- осщ. диагностики эк. в. д. 5- взаимосвязь д/с и семьи.5- создание развив. среды
Формы орган-ции эк. в.: учебн. д-сть(з-тия «трудовой день города» «город-завод», о профес.), з-тия изо( «Свой город» «нарисуй ту вещь кот. необх. дома» «реклама»), экс-сии в магаз, банк, рынок), игров. д-сть(д/и «кем быть», «обмен», словесные- «кому что нужно», «необитаемый остров»), познават-практ.( пошив игрушки), трудов.(ручн., в прир.), общение с родит., сам-худ. д-сть( изгот. подарков св руками), муз. д-сть, речевая, театрализ. д-сть(Дед Мороз –папа)
Средства эк. в.развлеч., вечера досугов, КВН, «ярмарка», «аукцион», бизнесклуб, чт. худ. произв « муха-цикотуха», Маршак «откуда стол пришел», Баруздин «кто построил дом», Ушинск «как рубашка выросла», ск. «3 поросенка», «морозко» - без труда денег не добудешь»; пословицы и поговорки: каков работник – такова и плата, «без труда и отдых не станет. Эк.. в. в семье: доход- пенсия, зарплата, расход- оплата кв, питания, транспорт, одежда, развлеч.; « дорого-дешево», «потребности- возможности», «деньги», «карман. деньги», «хороший хозяин», «обязат. и необязат. покупки». Эк. умения в семье: заготовка продуктов, ручн. труд, тех. труд, труд в природе, совм. покупки.
Совмест.работа в-лей и семьи: Понятия «сем. бюджет»: доход-расход, дорого-дешево, потребн-возможности, деньги, карман. деньги, хорош. хоз-ин, обязат-необязат. покупки. инф-просвет. з-чи, создание разв. среды дома, орг-ция труда, формир. представ. о труде, экономике, участие род. в эк. в.д.- посадка деревьев, субботники, уч. в ярмарках
Сюжетно-ролевая игра дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра
-Игры, кот придум. сами д., отраж. знания, впечатлен, представл. об окр, условно воссозд. соц. отнош-я м/у людьми. Эльконин, Менджерицкая, Саморуков, Михайленко.
значение: явл. ср-вом умств. в.(формир. символич. действий, применение пр-заместит., взятие на себя роли, отображ. окр. явл); нравств. в.( настойчив, ответств, доброта, честн, самост, умение согласов. действия, сопережив, пережив); эстетич. в., прояв. твор-ва; физич. в.- совершенств. разнообразн. движ.
Компоненты с-р. игры: 1-воображ. ситуация( складыв. из сюжета и ролей, кот. принимают на себя д. в игре), 2-сюжет(с 1 персонажем,1 действием в 1 пред. ситуации; неск. персонажей, с одинаков. видами действий в 1 предм. ситуации; 2 взаимодополнит. персонажа в одной предм. ситуации; взаимодейств персонажей +отношения м/у ними),3) роли( чаще роль взр, роль отраж. в действиях: речь, мимика).
Сюжеты: бытовые игры, семья д/с, на тему труда, с обществ. Тематикой
Этапы развития Эльконин, с-р. игра возн. На 3г.ж. 1эт- действия с п-тами, в определ. последоват, но часто наруш, действия однообраз, и часто повтор, роли не обозначены, цепочка действий носит сюж. х-р, на бытов. темы, по форме- это игра рядом, или одиночн, охотно со взр, кратковрем, стимулом явл. игрушк,п-т. 2эт- действия с пр-тами, но б полн и последоват-но в соответст с ролью-обозначена словом., осн. сюжет- бытов темы, в игре объед 2-3 чел., игрушки заран. не подбир, взаимодействие д. на основе использ общ. игрушки; 3эт- действия с п-тами, , но появл. контакты с партнерами по игре, роли четко обознач и распредел, действия определ ролью,игрушки и пр-ты подбир. по ходу игры, игра - совместн., увелич. ее продолжит-сть, сюжеты разнообр- быт, труд, общ. явления. 4эт- в игре отраж. отношения и взаимодейств взр. др. с др., тема разнообразн, носит. совместн, коллект. х-р, объединения устойчивы, строятся на интересе, длительные, развив.
Рук-во:приемы; косвенные( без вмешат-ва, внесение игрушк, создание игр. обстанов) и прямые( ролев участие в- ля в сговоре, в игре, разъяснен, помощь, совет по ходу, предл. тему) В мл.гр- работа на развит и обогащ. сюжета, умен играть рядом, затем вместе; совмест игра с в-лем, кот. обогащ. замысел, игров. действ, в-ль д. обучать д. игров. действиям(показыв образец игров. действия, включать пред-ты-заместит) В ср.гр-з-чи обогащ. содержания игры, организов. играть неб. гр-пами, сговар-ся, поддерж. друж. отношения, в-ль исп. косвен.приемы, ?, приуч. обдумыв. тему, распред. роли, подб. игруш., помог. объединится 2 и более детям для общ. игры,в-ль- второстепен. роль, чтобы направить, оказ. помощь)для разв. сюжета: показ действий игры, напоминан, совет, совм. обсужден. В ст.гр.-з-чи: обогащ. содержание, формир. взаимоотн, разв. самост, умение договар, распред. роли, наметить сюжет, подготов. игр. обстановку; правила: во что будем играть?, с кем будешь играть, доводить игру до конца, играть дружно; в-ль для заинтерес-сти(чт. худ.л., р-зы, как сам играл, совм. придумыв, эк-сии в общ. места, совм. изгот. атриб) Приемы: косвен, в-ль в игре участник-товарищ, но не руков., прям рук-во, вмешат-во в игру, советы, напомин, рекоменд., но не ущемлять д, давать д. инициат, сам.воображ,