Игра «дополни картинку»
В набор входят 4 карточки. Каждая карточка разделена на две части, в левой части изображен предмет, состоящий из двух элементов, например: кружка -прямоугольник и ручка (дуга), шарик-кружок и ниточка, флажок-треугольник и палочка, жук - овал и шесть ножек; на правой изображен только один элемент: ручка, ниточка, палочка и т.д. Кроме этого в наборе предлагаются геометрические фигурки, соответствующие изображенным элементам (овал, круг, прямоугольник и треугольник). (Лист 32)
Ребенку предлагается выбрать необходимую фигурку из предложенных, чтобы на правой части карточки получился такой же предмет, как и на левой.
Игра позволяет исследовать аналитическое мышление ребенка.
33. Игра «Разрезные картинки». (Лист 33)
Знакомые ребенку изображения предметов разрезаны на четыре части. Ребенку предлагается составить картинку. В качестве помощи можно расположить части четырехсоставной картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить их. В случае ошибочного выполнения задания малышу можно предложить двухсоставные картинки (одна картинка разрезана по горизонтали, другая - по вертикали).
Используется для проверки у ребенка пространственного восприятия (отношения «целое» - «часть», «верх» - «низ»).
34. Картинки, на которых представлены пространственно-временные отношения и логические связи. (Листы 34, 35, 36, 37)
Для проверки умения дифференцировать время суток используются две карточки с изображением дня и ночи. Ребенку предлагается показать, на какой картинке - день, а на какой - ночь (картинки предъявляются одновременно), и назвать, что изображено на них («Это день или ночь?»).
С 3 с половиной лет ребенка просят показать на двух картинках, связанных единым сюжетом, что делается сначала, а что потом («Что сначала мальчик (девочка) делает: моет руки или вытирает? Надевает куртку или гуляет?»).
Для проверки сформированности пространственных представлений малышу предлагается картинка с тремя бабочками, изображенными на разной высоте. Ребенка просят показать бабочку, которая «летает выше (ниже) всех»; поднять (опустить) руки вверх (вниз). Показ взрослым этих движений в данном случае исключается.
Для исследования мышления ребенка просят выбрать из двух предложенных картинок одну к заданному вопросу («Чем чистят зубы?» - зубная щетка и расческа), назвать, что делают оставшимся предметом. Таким образом рассматривают четыре пары картинок («Чем пишем?» - ручка и утюг, «Чем режем?» - ложка и нож, «Чем открываем дверь?» - ключ и молоток; «Что делаем утюгом, ложкой, молотком, расческой?»). Кроме вышеперечисленного, ребенку предлагают выбрать: «Что ест корова? » (траву или торт), «Что несет курочка?» (яичко или молоко), «Кто ест рыбу?» (белка или кошка).