Профессионально-трудовое обучение во вспомогательной школе
Цель профессионально-трудовой подготовки учащихся вспомогательной школы - дать им профессию для работы на предприятии, в сельском хозяйстве, на стройке, в сфере обслуживания.
Начиная с 5 по 9 класс умственно отсталые учащиеся приобретают рабочие специальности: столяр, слесарь, швея, картонажник-переплетчик, овощевод, садовод, маляр, штукатур, обувщик и т.д.
Овладение специальностями происходят крайне медленно. Причины: нарушение моторики, низкий уровень самостоятельности, непрочное усвоение приемов работы, (важно отработать каждый прием: пиление. строгание, резание, работа с молотком, крепление деталей и т.д.).
В процессе овладения профессионально-трудовой подготовкой сложные операции расчленяются на простые. Встречаются определенные трудности, связанные с ориентировкой в задании, планированием действий, самоконтролем, саморегуляцией.
Коррекционная задача - оказать помощь в осознании задания и способов его выполнения, научить самостоятельно обдумывать способы выполнения задания.
Учить пользоваться инструкцией. Труден переход от речевой инструкции к исполнительному акту. Методика: сначала использовать наглядные инструкции (показ), анализ изделия, работу с технологическими картами (помогают планировать), работу с предметными картами (различные степени готовности изделия, расположенные в порядке изготовления) и операционные карты; затем чертежи, текст - инструкции, схемы.
Важно научить умственно отсталого ребенка при планировании работы пользоваться инструкциями: развернутая - поэтапная - целостная. Помощь учителя постепенно уменьшится, анализ образца делает ученик по технологическому рисунку и чертежу.
Основная форма профессионально-трудовой подготовки - урок. Производственная практика в 7-9 кл. Цель - ознакомление с работой на настоящем производстве (оборудование, механизация, отношения между людьми). Закрепить навыки работы, правила жизни в коллективе.
Выпускной экзамен по профессионально-трудовому обучению состоит из двух частей - теоретической и практической.
Во вспомогательных школах осуществляется общая и специальная трудовая подготовка. Первая - ориентирует умственно отсталого школьника в основных видах труда, которые встречаются в жизни любого человека, вторая - направлена на профподготовку учащихся. Оба эти направления находятся в неразрывной связи, работа по ним осуществляется в едином комплексе. Как сложная система, профессионально-трудовое обучение состоит из многих звеньев: трудовой пропедевтики, профориентации и профессионально-трудового обучения. К концу обучения каждый умственно отсталый должен овладеть одной из рабочих специальностей.
5. Экономическое воспитание во вспомогательной школе.
Трудовое воспитание нельзя отрывать от экономического и подменять им последнее. В современных условиях необходимо, чтобы каждый видел в труде экономическую целесообразность, проявлял экономическую смекалку, расчетливость. Важно, чтобы в процессе трудового обучения и экономического воспитания учащиеся практически включались в производственные отношения, получали жизненные представления о собственности, плане, о трудовой и производственной дисциплине, заработной плате и т.п., учились ценить труд и заработок. Отличительной особенностью экономического воспитания в подготовке подрастающего поколения к труду заключается в том, что трудовое воспитание готовит человека к взаимодействию с природой с целью получения продукта труда для удовлетворения своих потребностей, а экономическая - к эффективной организации взаимодействию человека с природой с целью экономии трудового времени. Экономическое воспитание способствует включению учащейся молодежи не только в сферу производства, но и в отношения распределения, обмена и потребления материальных благ.
Следовательно, определяющим условиям воспитания личности является трудовой образ жизни, формирующий у людей в процессе общественных отношений мотивы и нормы поведения, которые отвечают природе общественных отношений, принципам хозяйствования.
Экономическое воспитание тесно связано с нравственным, в котором, в свою очередь, мотивация поведения непосредственно или опосредованно связано с экономической целесообразностью. Моральные установки исходят из общественно экономических отношении. Экономическое и нравственное воспитание решает общие задачи формирования добросовестного отношения к труду и собственности. В нравственном воспитании используются преимущественно моральные стимулы. Экономическое воспитание предполагает сочетание материального и морального стимулирования, правильное использование которых необходимо в школе.
Вопросы экономического воспитания нельзя рассматривать не сопоставляя их понимание с проблемами формирования личности умственно отсталого ребенка. Ибо, формируя отдельные элементы экономической культуры, экономического мышления, мы продвигаем неукоснительно вперед сложный психологический процесс - формирование личности умственно отсталого ребенка.
В работе по экономическому воспитанию учеников вспомогательной школы имеется ряд недостатков, а именно:
1. Не всегда умственно отсталым школьникам разъясняется смысл одного из важнейших требований, записанных в "Правилах для учащихся" - о необходимости государственного отношения к собственности, не везде предусмотрены разнообразные виды деятельности самих детей, способствующих у них бережливости.
2. Во многих классах идет соревнование за сохранность спален, кабинетов, игровых комнат, имущества, учебников, мягкого инвентаря, мебели и т.д. Вместе с тем, значительная часть умственно отсталых школьников не обращают внимания на случаи небрежного отношения к школьному имуществу, считая это не их обязанностью.
Приведенные факты наших исследований указывают на то, что общественно полезный, производительный труд учащихся не всегда увязывается с требованиями экономического воспитания.
3. В некоторых классах недостаточно организована, если вообще не отсутствует, работа по охране природы - экологическое воспитание.
4. К сожалению, влияние школы на выбор профессии учащимися еще не значительно.
Вызывает тревогу тот факт, что только 30% учащихся выбрали себе конкретную профессию. Профессиональные намерения учащихся не соответствуют профессиям, по которым учащиеся обучаются в интернате.
Около трети оканчивающих вспомогательную школу имеют представление о характере своей будущей профессии. Большинство учеников очень слабо ориентируются в вопросах заработной платы на предприятии, где они собираются работать, о перспективах повышения профессии и совсем поверхностно представляют себе условия труда. Названные цифры свидетельствуют, по нашему убеждению, о недостаточном внимании воспитателей и учителей к проблемам профинформационной работы.
5. Далеко не всем учащимся известен смысл таких понятий, как бережливость, экономность, расчетливость. Видимо, экономические знания, сообщаемые учащимся, даются не систематизировано, не всегда прослеживаются межпредметные связи при изложении. Недостаточно эффективна система для применения знаний в процессе трудового обучения к практической деятельности.
6. Настораживает тот факт, что во многих семьях крайне мало внимания уделяют воспитанию у умственно отсталых детей таких качеств, как умение вести домашнее хозяйство, быть расчетливым, соизмерять доходы с расходами.
В большинстве семей дети или изредка привлекаются к планированию семейных расходов, или совсем не привлекаются.
Большинство детей не могут назвать заработную плату родителей, стоимость продуктов питания, предметов обихода или личного пользования. Очень немногие ребята знают сколько стоит их форма, пальто, практически мало кто знает, сколько семья платит за свет, газ, воду и т.д.
Данные исследования еще раз подчеркивают актуальность проблемы экономического воспитания учащихся вспомогательной школы и необходимость ее разработки.
Схема 39