Хозяйственно-бытовой труд в разных возрастных группах

Хозяйственно – бытовой труд необходим в повседневной жизни. Он направлен на поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, оказание помощи взрослым и обслуживание всего коллектива.

В младшей группе – накрывать на стол, приводить в порядок игровой уголок, производить уборку участка. Взрослым оценивается участие детей, желание подражать взрослым и сверстникам.

Примерное содержание труда:

  • расставлять игрушки, расставлять книжки;
  • расставлять на столы раздаточный материал для занятия и собирать его после занятия;
  • раскладывать в коробки отточенные карандаши;
  • убирать и протирать влажной губкой строительный материал;
  • переодевать кукол, менять кукольное постельное белье;
  • мыть игрушки;
  • собирать игрушки перед уходом с прогулки;
  • поливать песок из леек;
  • подметать в домиках и прочих постройках;
  • протирать на веранде скамейки, полки;
  • собирать мусор;
  • сметать снег со скамеек, построек, сгребать снег в кучу;
  • расчищать дорожки от снега и т.д.

В средней группе – расширяется содержание: сервируют стол, стирают, моют, подметают. Педагог приучает детей прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.

Примерное содержание труда:

  • убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование для занятий;
  • поддерживать внешний вид кукол (приводить в порядок одежду, волосы);
  • стирать кукольное белье;
  • протирать, мыть легко моющие игрушки;
  • отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки, игрушки;
  • подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем;
  • расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте;
  • готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям и т.д.

В старшей группе труд обогащается по содержанию, становится систематическим, переходит в обязанности дежурных. Дети могут самостоятельно его организовывать, подбирать инвентарь, убирать после работы. Проявляют старательность, доброжелательность к сверстникам, достигают результата, умеют замечать непорядок и устранять его без напоминаний.

Примерное содержание труда в старшей группе:

  • содержать в порядке общие игрушки, настольные игры, пособия для занятий;
  • протирать мебель;
  • стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы;
  • мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака или полдника;
  • подметать пол, дорожку во дворе;
  • помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать пирожки, печенье и т.д.;
  • оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: помочь принести продукты, принести вещи и разложить их в шкафу на полочках ит.д.;
  • проявить заботу о младших детях (помочь одеться на прогулку, поиграть, рассмотреть вместе с малышом книжку и т.д.);
  • оказывать внимание и помощь взрослым и пожилым людям.

Труд детей в природе

Труд в природе – участие в уходе за растениями, животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, цветнике. Труд в природе важен для развития навыков, воспитания нравственных чувств, экологического образования.

В младшей группе Воспитатель привлекает внимание детей, поддерживает их интерес, организует наблюдения, организует труд с участием детей. Называет части растений, трудовые действия; расширяет и активизирует словарь детей. Объясняет необходимость ухода за растениями и животными.

Примерное содержание труда детей под руководством воспитателя:

  • поливать растения; протирать крупные листья;
  • сажать лук, крупные семена овощей; сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов;
  • кормить рыбок;
  • собирать урожай лука, редиса, фасоли;
  • убирать с клумбы или грядки высохшие растения;
  • подкармливать птиц;
  • собирать природный материал и т.д.

В средней группе – труд усложняется. Дети сами под контролем взрослого выполняют работу: поливают, выращивают зелень, собирают урожай и др. Дети осознают зависимость роста растений, поведения животных от качества ухода и ответственности за них. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность.

Примерное содержание труда детей:

  • поливать растения, протирать крупные листья, опрыскивать мелкие и хрупкие листья из пульверизатора;
  • рыхлить землю в вазонах специальными палочками;
  • кормить рыб, подкармливать птиц, других животных;
  • мыть кормушки, ракушки, камушки из аквариума;
  • высаживать лук в ящики;
  • поливать грядку, клумбу;
  • сеять крупные семена растений;
  • собирать природный материал;
  • собирать семена дикорастущих трав, ягоды;
  • убирать высохшие листья растений с грядки;
  • собирать урожай лука, редиса, моркови, фасоли, огурцов и т.д.

В старшей группе появляются объекты с более сложным уходом. Труд становится систематический, увеличен его объем. Дети опрыскивают комнатные растения, сметают пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю, подкармливают; высаживают рассаду; перезаряжают аквариум и др. Наблюдают, отмечают происходящие изменения, различают по характерным признакам, обнаруживают закономерности и связи между отдельными явлениями.

Примерное содержание труда детей:

Наши рекомендации