Ноотропные препараты, рекомендуемые при лечении алалий у детей
В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов.
24.Тифлопедагогика, их цели и задачи. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
Тифлопедагогика (от греческого тифлос - слепой) –это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.
Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.
К детям с нарушением зрения относятся:
1. Незрячиес полным отсутствием зрения, а также дети с остаточным зрением при котором его острота (vis) равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу.
2. Слабовидящиеvis (острота зрения) от 0,04 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией.
3. Дети с косоглазиемиамблиопией.
Тифлопедагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин, а именно общая педагогика, дефектологи, тифлопсихология, патофизиология, офтальмология, гигиеной, педиатрией.
Дошкольная тифлопедагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей имеющих нарушение зрения.
Исследования в области дошкольной тифлопедагогики доказали, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционная педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка. Формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации.
Таким образом, дошкольная тифлопедагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации, процессы специального дошкольного образования детей с нарушением зрения.
Объектомдошкольной тифлопедагогики является специальное дошкольное образование детей с нарушением зрения.
Предметом– является теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями развития.
Субъектомна который направлены изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь является личность ребенка дошкольного возраста имеющего какое-либо нарушение зрения.
Задачамидошкольной тифлопедагогики являются:
1. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушением зрения.
2. Определение путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при различных нарушения зрения.
3. Изучение и создание условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.
4. Разработка педагогических технологий, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
5. Создание необходимой учебно-методической базы подготовки специалистов к коррекционно-педагогической работе с детьми данной категории.
Основной цельюдошкольной тифлопедагогики является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей ребенка с нарушением зрения и его ранняя социализация средствами специального образования.
Спецификаобучения и воспитаниядетей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей, специфических особенностей развития детей данной категории.
К специальным средствамобучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.
Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмами и условиями компенсации нарушенных функций, формами, содержанием и методами дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.
В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.
Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух, в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.