Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста

Диагностика ( от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (И. П. Подласый).

Основные задачи диагностики:

· выяснение состояния развитости соответствующего свойства;

· определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

· установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных образовательных воздействий со стороны педагога;

· определение перспектив развития свойства (качества);

· разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы для достижения результатов развития;

· выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей)

Диагностическая деятельность педагога предполагает:

· разрешение заведующей на проведение диагностики

· изучение;

· сбор данных;

· сравнение;

· интерпретация;

· анализ;

· прогнозирование;

· доведение до сведения руководителя результатов диагностической деятельности

Изучение детей должно быть направлено на вскрытие причин, а не только констатацию фактов. Изучение детей проводится на начальном этапе изучаемого свойства (качества) и после проведенной с детьми работы по совершенствованию изучаемого свойства (качества).

Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил описать наиболее удачный пример диагностики трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Пример.

Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Воспитатель на первом этапе разработал критерии для определения уровня

сформированности трудовых умений, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1

высокий уровень средний уровень уровень, требующий особого руководства со стороны воспитателя
  1.   Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности   Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности   Не знает как и в какой последовательности одеться
  2.   Ребенок без помощи взрослого моет руки   При напоминании взрослого моет руки   Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой
  3.   Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду (расставляет посуду по поручению взрослого)   По поручению взрослого убирает игрушки после игры   Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему
  4.   При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями. Знает название многих комнатных растений.   С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет   Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается


На втором этапе воспитатель заготавливает диагностическую карту трудовых умений детей возрастной группы, которая представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Имя ребенка одевание умывание помощь взрослому уборка уход за растен. Уровень
             
             
             
             

На третьем этапе воспитатель выясняет причины несформированности у отдельных детей трудовых навыков и умений и составляет перспективный план ( на один месяц или три ) дифференцированной работы с детьми имеющими низкие показатели сформированности трудовых навыков и умений.

Третий этап работы представлен в Таблице 3.

Таблица 3

Первая половина дня Имя ребенка Вторая половина дня Имя ребенка
1. Помочь товарищу расстегнуть пуговицу; Привести в порядок одежду в шкафчике   Помочь сверстнику надеть колготки; Развязать шнурки; Поставить в шкаф забытую обувь  
2. Вытереть полочку от пыли; Раздать карандаши для рисования; Помочь взрослому расставить игрушки на полках   Собрать игрушки после прогулки; собрать бумагу с пола; Вынести на участок игрушки  
3. Покормить рыбок   Полить комнатные растения; Вынести на участок корм птицам  

После проведенной работы воспитатель на четвертом этапе проводит повторную (сравнительную) диагностику с целью изучения результативности проведенной работы. Воспитатель подготавливает рекомендации для дальней работы с детьми по формированию трудовых умений и навыков (пятый этап).

Для диагностики трудового воспитания хорошо использовать

дидактические игры: «Угадай, что делаю?», «Что сначала, что потом?», «Кому без них не обойтись?» и т.д.

Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста - student2.ru

Наши рекомендации