Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста
Диагностика ( от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (И. П. Подласый).
Основные задачи диагностики:
· выяснение состояния развитости соответствующего свойства;
· определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;
· установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных образовательных воздействий со стороны педагога;
· определение перспектив развития свойства (качества);
· разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы для достижения результатов развития;
· выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей)
Диагностическая деятельность педагога предполагает:
· разрешение заведующей на проведение диагностики
· изучение;
· сбор данных;
· сравнение;
· интерпретация;
· анализ;
· прогнозирование;
· доведение до сведения руководителя результатов диагностической деятельности
Изучение детей должно быть направлено на вскрытие причин, а не только констатацию фактов. Изучение детей проводится на начальном этапе изучаемого свойства (качества) и после проведенной с детьми работы по совершенствованию изучаемого свойства (качества).
Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил описать наиболее удачный пример диагностики трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.
Пример.
Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.
Воспитатель на первом этапе разработал критерии для определения уровня
сформированности трудовых умений, которые представлены в Таблице 1.
Таблица 1
№ | высокий уровень | средний уровень | уровень, требующий особого руководства со стороны воспитателя |
1. | Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности | Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности | Не знает как и в какой последовательности одеться |
2. | Ребенок без помощи взрослого моет руки | При напоминании взрослого моет руки | Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой |
3. | Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду (расставляет посуду по поручению взрослого) | По поручению взрослого убирает игрушки после игры | Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему |
4. | При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями. Знает название многих комнатных растений. | С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет | Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается |
На втором этапе воспитатель заготавливает диагностическую карту трудовых умений детей возрастной группы, которая представлена в Таблице 2.
Таблица 2
Имя ребенка | одевание | умывание | помощь взрослому | уборка | уход за растен. | Уровень |
На третьем этапе воспитатель выясняет причины несформированности у отдельных детей трудовых навыков и умений и составляет перспективный план ( на один месяц или три ) дифференцированной работы с детьми имеющими низкие показатели сформированности трудовых навыков и умений.
Третий этап работы представлен в Таблице 3.
Таблица 3
№ | Первая половина дня | Имя ребенка | Вторая половина дня | Имя ребенка |
1. | Помочь товарищу расстегнуть пуговицу; Привести в порядок одежду в шкафчике | Помочь сверстнику надеть колготки; Развязать шнурки; Поставить в шкаф забытую обувь | ||
2. | Вытереть полочку от пыли; Раздать карандаши для рисования; Помочь взрослому расставить игрушки на полках | Собрать игрушки после прогулки; собрать бумагу с пола; Вынести на участок игрушки | ||
3. | Покормить рыбок | Полить комнатные растения; Вынести на участок корм птицам |
После проведенной работы воспитатель на четвертом этапе проводит повторную (сравнительную) диагностику с целью изучения результативности проведенной работы. Воспитатель подготавливает рекомендации для дальней работы с детьми по формированию трудовых умений и навыков (пятый этап).
Для диагностики трудового воспитания хорошо использовать
дидактические игры: «Угадай, что делаю?», «Что сначала, что потом?», «Кому без них не обойтись?» и т.д.