Экономическое воспитание детей

Модуль № 2

«ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ»

Тема № 1: Сущность процесса воспитания, его особенности,

Принципы воспитания.

Воспитание – это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества.

Общей целью процесса воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, которая в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими и культуронациональными ценностями.

Конечная цель процесса воспитания –переход воспитания к самовоспитанию.

Сущностью процесса воспитания является организация жизни воспитанника, формирование у него постоянных форм поведения в обществе через навыки и привычки.

Особенности процесса воспитания:

- многофакторность;

- непрерывный процесс в течении всей жизни;

- процесс многоступенчатый:

1. формирование понятий, суждений, стиля поведения;

2. отношение к нормам и правилам поведения, сначала чужого,

а потом собственного;

3. формирование определённых взглядов и убеждений;

4. формирование навыков и привычек верного поведения.

- результат проявляется не сразу;

- воспитание имеет комплексный характер (все качества

личности формируются одновременно);

- воспитанник и объект, и субъект воспитательного процесса;

- результаты воспитания не одинаковы.

Воспитание должно готовить человека к выполнению главных социальных ролей:

1. гражданин;

2. трудящийся;

3. семьянин.

Принципы воспитания – это совокупность руководящий идеи, которые определяют основные направления, содержание, методику и организацию воспитания с целью формирования личности.

- принцип народности;

- принцип культуросообразности;

- принцип природосообразности (учёт возрастных, половых,

индивидуальных, психических, анотомо-психологических

особенностей человека;

- принцип гуманизма;

- принцип демократизации;

- принцип непрерывности и последовательности;

- принцип воспитания в коллективе;

- принцип воспитания в труде;

- принцип связи воспитания с жизнью;

- принцип интегрированости и комплексности.

Тема № 2: Методы воспитания.

Воспитание личности в коллективе.

Методы воспитания –это научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организация и самоорганизация их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и самовоспитания.

Классификация методов воспитания:

1. методы формирования самосознания:

- рассказ;

- объяснение;

- лекция;

- доклад;

- инструктаж;

- внушение;

- диспут;

- этическая беседа;

- личный пример;

- авторитет.

2. методы организации деятельности и формирования опыта

поведения:

- упражнение;

- приучение;

- поручение;

- общественное мнение;

- воспитательная ситуация;

- деловые игры.

3. методы стимулирования деятельности и поведения:

- соревнование;

- поощрение;

- наказание;

- одобрение;

- награждение;

- благодарность.

4. методы контроля, самоконтроля, самооценки деятельности и

поведения:

- наблюдение;

- самоанализ;

- самокритика;

- тестирование;

- анкетирование;

- индивидуальная беседа;

- самоубеждение.

Коллектив– это высокоорганизованная группа людей, признаками которой являются:

- общая социально значимая цель;

- общая совместная деятельность;

- общий выборный руководящий орган;

- сплочённость, взаимопомощь;

- взаимопонимание;

- защищенность;

- доброжелательность;

- бескорыстие;

- здоровая критика;

- самокритика;

- соревнование.

Стадии развития коллектива:

1. диффузная группа

- группа случайно собранных вместе людей

2. ассоциация

- в процессе общения устанавливаются контакты, взаимоотношения, появляются ситуативные лидеры

3. кооперация

- группа людей, объединенных общей полезной целью и деятельностью, в которой есть лидеры, актив и пассив.

4. коллектив

Тема № 3: Моральное воспитание и самовоспитание детей.

Экономическое воспитание детей.

Моралькак форма общественного сознания рождается в системе конкретно исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира.

Нравственность конкретного человека есть освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающееся на мировоззренческие убеждения и чувства совести.

Нравственное воспитание– это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств соответствующих требованиям общественной морали.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств

(сопереживание, милосердие, жалость, сострадание и т.п.);

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает:

1. формирование у человека осознание связи с обществом, зависимость от него, необходимость согласовывать своё поведение с интересами общества, ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

2. превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

3. формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к морали;

4. формирование нравственных привычек.

Понимание сущности, норм и принципов морали приводят воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оцениваю свои поступки и поступки других людей.

На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые определяют поведение и поступки человека.

Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном обществе, продуманы и практически переработаны воспитанниками.

Чтобы вызвать нравственные поступки нужно создать соответствующие условия, однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности, так как важны побудительные мотивы.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных поступков в личности – это усвоение и переработка моральных норм и принципов в системы индивидуального сознания.

Система поступков ведёт к формированию нравственной привычке – устойчивой потребности совершать нравственные поступки.

Наши рекомендации