Экономическое воспитание детей
Модуль № 2
«ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ»
Тема № 1: Сущность процесса воспитания, его особенности,
Принципы воспитания.
Воспитание – это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества.
Общей целью процесса воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, которая в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими и культуронациональными ценностями.
Конечная цель процесса воспитания –переход воспитания к самовоспитанию.
Сущностью процесса воспитания является организация жизни воспитанника, формирование у него постоянных форм поведения в обществе через навыки и привычки.
Особенности процесса воспитания:
- многофакторность;
- непрерывный процесс в течении всей жизни;
- процесс многоступенчатый:
1. формирование понятий, суждений, стиля поведения;
2. отношение к нормам и правилам поведения, сначала чужого,
а потом собственного;
3. формирование определённых взглядов и убеждений;
4. формирование навыков и привычек верного поведения.
- результат проявляется не сразу;
- воспитание имеет комплексный характер (все качества
личности формируются одновременно);
- воспитанник и объект, и субъект воспитательного процесса;
- результаты воспитания не одинаковы.
Воспитание должно готовить человека к выполнению главных социальных ролей:
1. гражданин;
2. трудящийся;
3. семьянин.
Принципы воспитания – это совокупность руководящий идеи, которые определяют основные направления, содержание, методику и организацию воспитания с целью формирования личности.
- принцип народности;
- принцип культуросообразности;
- принцип природосообразности (учёт возрастных, половых,
индивидуальных, психических, анотомо-психологических
особенностей человека;
- принцип гуманизма;
- принцип демократизации;
- принцип непрерывности и последовательности;
- принцип воспитания в коллективе;
- принцип воспитания в труде;
- принцип связи воспитания с жизнью;
- принцип интегрированости и комплексности.
Тема № 2: Методы воспитания.
Воспитание личности в коллективе.
Методы воспитания –это научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организация и самоорганизация их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и самовоспитания.
Классификация методов воспитания:
1. методы формирования самосознания:
- рассказ;
- объяснение;
- лекция;
- доклад;
- инструктаж;
- внушение;
- диспут;
- этическая беседа;
- личный пример;
- авторитет.
2. методы организации деятельности и формирования опыта
поведения:
- упражнение;
- приучение;
- поручение;
- общественное мнение;
- воспитательная ситуация;
- деловые игры.
3. методы стимулирования деятельности и поведения:
- соревнование;
- поощрение;
- наказание;
- одобрение;
- награждение;
- благодарность.
4. методы контроля, самоконтроля, самооценки деятельности и
поведения:
- наблюдение;
- самоанализ;
- самокритика;
- тестирование;
- анкетирование;
- индивидуальная беседа;
- самоубеждение.
Коллектив– это высокоорганизованная группа людей, признаками которой являются:
- общая социально значимая цель;
- общая совместная деятельность;
- общий выборный руководящий орган;
- сплочённость, взаимопомощь;
- взаимопонимание;
- защищенность;
- доброжелательность;
- бескорыстие;
- здоровая критика;
- самокритика;
- соревнование.
Стадии развития коллектива:
1. диффузная группа
- группа случайно собранных вместе людей
2. ассоциация
- в процессе общения устанавливаются контакты, взаимоотношения, появляются ситуативные лидеры
3. кооперация
- группа людей, объединенных общей полезной целью и деятельностью, в которой есть лидеры, актив и пассив.
4. коллектив
Тема № 3: Моральное воспитание и самовоспитание детей.
Экономическое воспитание детей.
Моралькак форма общественного сознания рождается в системе конкретно исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира.
Нравственность конкретного человека есть освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающееся на мировоззренческие убеждения и чувства совести.
Нравственное воспитание– это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств
(сопереживание, милосердие, жалость, сострадание и т.п.);
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает:
1. формирование у человека осознание связи с обществом, зависимость от него, необходимость согласовывать своё поведение с интересами общества, ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
2. превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
3. формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к морали;
4. формирование нравственных привычек.
Понимание сущности, норм и принципов морали приводят воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оцениваю свои поступки и поступки других людей.
На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые определяют поведение и поступки человека.
Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном обществе, продуманы и практически переработаны воспитанниками.
Чтобы вызвать нравственные поступки нужно создать соответствующие условия, однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности, так как важны побудительные мотивы.
Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных поступков в личности – это усвоение и переработка моральных норм и принципов в системы индивидуального сознания.
Система поступков ведёт к формированию нравственной привычке – устойчивой потребности совершать нравственные поступки.