Что должен таить в себе материал?

Философские и педагогические взгляды Ф.Фребеля.

Основой его мировоззрения стали положения классического немецкого идеализма. Исходя из основных его положений, педагог выстроил свою кон­цепцию цели жизни - осознание человеком божественного в самом себе и про­явление себя разумным, думающим, деятельным существом, благотворно влияющим на самого себя, окружающие вещи и людей, общество. Он кладет в основу своей педагогической системы философию тождества, в основании которой лежит гармония и поэтический взгляд на природу и человека, единство объекта и субъекта как единство бытия и должного, природы и культуры.

Принцип единства исходный пункт педагогической системы Фребеля. Культура есть продолжение природы: то, что должно сделать человеку, заложено в его природе в виде изначальных инстинктов.

Воспитание человека по Фребелю сводится к развитию в ребенке присущих ему от рождения инстинктов.

а/ инстинкт труда

б/знания

в/ художественный

г/ религиозный

Он говорит, что ребенок от природы деятелен и любознателен, он природы чувствует красоту и стремится к Богу, как к своему отцу.

Задача воспитания: Культивировать эти заложенные в ребенке инстинкты особым образом, подобранным материалом для игр и занятий.

Культура по Фребелю это и продолжение природы, и ее раскрытие, т.е. то, что, может явиться в творчестве, все это предсуществовало в природе, но в смутном образе еще нерасчлененного единства.

Воспитание - есть переход от нерасчлененного единства к расчлененному единству многообразия. Но чтобы от нерасчлененного единства возвыситься до синтетического единства многообразного необходимо пройти посредствующую стадию / детство/ дифференциации или расчленения. Воспитание, будучи раскрытием природы человека и представляет этот процесс расчленения и дифференциации.

Человеческая жизнь в своем развитии проходит несколько этапов, каждый из которых решает присущие ему задачи и существует в неразрывной связи с другими. Фребель выделяет младенчество, детство, отрочество, юность.

Необходимо, "чтобы каждое мощное и совершенное развитие каждой последующей ступени основывалось на мощном, совершенном и своеобразном развитии всех вместе и каждой в отдельности предшествующих ступеней

жизни".

Фребель подходит к обоснованию необходимой предметной среды, которая будет вызывать ребенка к жизни, к познанию этой жизни,-разрабатывает систему ДАРОВ.

ДАРЫ - образ мира, норма, как говорит Фребель, эталоны, как говорит современная наука.

Где, в какой деятельности ребенка может быть проявлено стремление к труду, знанию, красоте и Богу?

В какой деятельности они действуют сразу вместе?

В игре и только в игре! Она целостный акт души. "Во всяком знании есть истина, во всякой пылинке организация" /Шеллинг/

Играблагоприятствует всем инстинктам, которые позднее в школе, будут развиваться каждый своим отдельным путем.

Фребель разрабатывает специальный материал, который отвечает его требованиям:

· прост и одновременно имеет возможность непрерывного
усложнения

· многосторонен, т.е. затрагивает все струны детской души

Что должен таить в себе материал?

природу, число, геометрический образ, слово и речь, искусство и Бога.

Каждая игра должна быть:

• изучением природы,

• в ней должна развиваться арифметическая и геометрическая
интуиция,

• развивать речь,

• раскрывать красоту в природе

• и Бога в мире.

Фребель подчеркивает, что в игре ребенок развивается и отражает ступень своего развития. Она выступает как средство воспитания и как форма воспитания.

Весь подбор материалов, включая "ДАРЫ" /мяч, шар, цилиндр, куб, кубики, кирпичики/, а также геометрические фигуры, цветная бумага, плетение, линии в прутиках и точки в семенах подчеркивают наклонность Фребеля к символизму, к пребыванию в мире воображаемого.

В детском саду Фребеля все пронизано игрой, песней, в нем нет разделения труда как в школе. Садовница - старшая в доме, она если не мать, то тетя, старшая сестра. Детский сад по мысли Фребеля не должен заменять семьи, он должен служить для примера матери - как организовывать воспитание дома. С другой стороны детский сад - как бы стекло, через которое просвечивает школа, она в детском саду предчувствуется. Он говорит, что здесь нет еще совместной работы, совокупно выполняемой классом, но есть ее задатки в виде совместно разыгрываемого действия. Д\С объединяется образом, в котором дети совместно переживают опыт. Этот Д\С носит отпечаток миротворчества.

Заслугой Фребеля является обоснование педагогических условий, средств и методов воспитания и образования самых маленьких детей.

Он стремился построить свое учение на прочной методологической основе, сделать его научно обоснованным. В этом он видел залог того, что каждый педагог, уяснив основную цель воспитания и образования, сможет подобрать наиболее эффективные методы руководства развитием детей. Как человек Фребель достоин удивления и глубокого уважения.

Наши рекомендации