Место учебной дисциплины

В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Данная дисциплина является вариативной частью профессионального цикла магистерской программы (М 2).

Дисциплина преподается в первом семестре. Для ее изучения необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриате, а также знание теоретических дисциплин, изученных в рамках базового (профессионального) цикла: философии, истории, естествознания, социологии, теории права. Знания этих наук позволяют правильно определять цели воспитания и обучения, содержание обучения. Понимание форм и методов обучения также невозможно без базовых знаний в указанных сферах. Приобретенные знания являются основой для дальнейшего изучения методики преподавания юридических дисциплин.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематические планы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Форма аттестации – зачет.

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения

№ мо- дуля Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
Лек-ции Прак-тические занятия СРС
Педагогика как наука. Цели и содержание образования         Интерактивные технологии: электронная презентация учебного материала; учебная дискуссия Контрольный опрос
Современное состояние юридического образования в России. Юридическое образование и правовая культура общества Круглые столы, дебаты Научная дискуссия
Понятие и содержание юридической педагогики Цели и задачи юридической педагогики Круглые столы, дебаты Научная дискуссия
Основные понятия дидактики Работа в малых группах Колок- виум
Преподаватель высшей школы и студент как субъекты педагогической деятельности     Работа в малых группах, дебаты, «мозговой штурм» Коллоквиум
Современные тенденции развития юридического образования в России и за рубежом     Защита проектов   Контрольная работа
  Всего  

3.1.2. Тематический план для очно-заочной формы обучения



№ мо-дуля   Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
Лек-ции Прак-тические занятия СРС
Цели и задачи юридического образования       электронная презентация учебного материала; учебная дискуссия (2 часа) Конт-рольные вопросы
Понятие и содержание юридической педагогики    
  Основные понятия дидактики     Учебная дискуссия Колоквиум Колоквиум
  Преподаватель высшей школы и студент как субъекты педагогической деятельности   Защита проектов (2 часа)   Зачет
  Современные тенденции развития юридического образования в России и за рубежом      
Всего    

3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения

№ мо-ду-ля Раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего и итогового контроля
Лек-ции Прак-тические занятия СРС
Цели и задачи юридического образования. Понятие и содержание юридической педагогики Проблемная лекция. Электронная презентация учебного материала Контрольные вопросы
Основные понятия дидактики Учебная дискуссия. Работа в малых группах (2 часа) Колок-виум
Субъекты педагогического процесса    
Современные тенденции развития юридического образования в России и за рубежом      
Зачет 4
Всего

Содержание дисциплины

№ мо-дуля Наименование раздела (темы) дисциплины Содержание раздела (темы) дисциплины
1. Педагогика как наука. Цели и содержание образования. Тема 1. Основные понятия педагогики Воспитание, обучение, образование, развитие личности. Система педагогических наук. Компетентностный подход. Понятие педагогического идеала. Постановка и достижение педагогических целей. Основные модели педагогической деятельности.
Тема 2. Цели и задачи юридического образования.   Понятие цели образования. Цели высшей школы в сфере кадровой политики. Проблемы качества образования. Проблема воспроизводства кадрового потенциала. Принципы построения содержания обучения. Критерии эффективности процесса обучения.
2. Современное состояние юридического образования в России. Тема 1. Становление и развитие юридического образования в России. Становление юридического образования в России (XVIII – XIX вв.). Развитие юридического образования в России (XX – XXI вв.). Современная система юридического образования. Государственная политика в области образования. Юридический университет как педагогическая система и объект управления.
Тема 2. Проблемы юридического образования Реформирование юридического образования и условия его реализации. Структурная перестройка высшего образования. Повышение качества юридического образования. Принципы стратегии и тактики подготовки юристов.
3.   Юридическая педагогика как наука о юридическом образовании человека Тема 1. Понятие и содержание юридической педагогики. Юридическая педагогика как учебная дисциплина. Объект, предмет и задачи юридической педагогики. Основные категории юридической педагогики. Научные принципы юридической педагогики. Аксиологические основы юридической педагогики.
Тема 2. Юридическое образование и правовая культура общества Роль и значение юридического образования в формировании правовой культуры населения. Правовой нигилизм: российские особенности.
4. Дидактика юридического образования Тема 1.Основные понятия дидактики высшей школы Общая дидактика. Частные дидактики. Дидактика высшей школы. Дидактические закономерности. Дидактическая концепция. Обучение. Преподавание. Учение. Содержание обучения.
Тема 2. Дидактические принципы в юридическом образовании. Формы и методы обучения. Общедидактические принципы. Принципы межпредметных связей, связи теории с практикой, дифференциации и индивидуализации обучения. Принципы доступности и последовательности обучения, наглядности. Принципы активности, сознательности и взаимного уважения участников образовательного процесса, прочности усвоения учебного материала. Основные организационные формы и классификация методов обучения. Средства обучения. Эффективность обучения.
5. Субъекты педагогического процесса Тема 1. Преподаватель высшей школы как субъект педагогической деятельности. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Профессионально значимые качества личности педагога. Авторитет педагога. Рост мастерства педагога. Принципы организации профессионального самосовершенствования педагога. Педагогическое исследование
Тема 2. Студент как субъект педагогической деятельности.   Психологические особенности личности студента. Цели и задачи воспитания студентов. Принципы воспитания в высшей школе. Содержание воспитательной работы в высшей школе. Классификация методов воспитания студентов. Деонтологическая подготовка юристов. Профессиональная деформация личности. Управление конфликтами. Причины межличностных конфликтов. Стратегия поведения личности в конфликте.
6. Юридическое образование в современном мире. Тема 1. Юридическое образование в России и за рубежом Сроки подготовки юристов в российских и зарубежных университетах. Сравнительный анализ программ и учебных планов подготовки юристов. Характерные формы обучения студентов в российских и зарубежных университетах
Тема 2. Современные тенденции развития юридического образования. Правовая глобализация как часть процессов глобализации современного мира. Правовая глобализация и универсализация педагогических технологий. Болонский процесс и создание единого образовательного пространства.

Лекции

Наши рекомендации