Для студентов факультета иностранных языков (специальность АН/НА, II курс)

Преподаватель: Сивашинская Е.Ф.

Утверждены на заседании кафедры педагогики УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

(протокол № _____ от ___________ 2013 г.)

1.Образование как социокультурный феномен. Нормативно-правовая база и основные институты системы образования Республики Беларусь. Учреждения общего среднего образования в системе образования Республики Беларусь.

2.Педагогическая профессия: возникновение, сущность, функции, особенности.

3.Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессионально-педагогическая компетентность.

4. Педагогическая деятельность: сущность, структура, виды. Характеристика основных педагогических умений.

5. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Охрана и защита детства. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» об основных правах и обязанностях обучающихся.

6. Педагогика как наука, этапы ее становления. Основные категории педагогики.

7. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

8.Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике.

9. Организация и методы педагогического исследования. Педагогический эксперимент.

10.Развитие личности как педагогическая проблема. Внутренние и внешниефакторы развития личности.

11. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе учреждения общего среднего образования.

12. Активность личности в собственном развитии. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.

13. Образование как целостный педагогический процесс: структура, функции, основные характеристики. Педагогическое взаимодействие.

14. Закономерности педагогического процесса. Принципы педагогического процесса и правила их реализации.

15. Цели образования, их разноуровневый характер. Цели образования в современных учреждениях общего среднего образования. Целеполагание как вид деятельности педагога.

16.Содержание образования: понятие, структура, источники, критерии отбора. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.

17. Понятие о научно-методическом обеспечении образования и его структурных элементах. Образовательные стандарты, учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования, учебные издания: краткая характеристика (с учётом специальности).

18.Предмет и задачи дидактики. Структура, функции, закономерности и принципы процесса обучения.

19. Деятельность учителя в процессе обучения. Виды обучения, их краткая характеристика.

20. Учебно-познавательная деятельность учащихся, технологический подход к ее организации.

21. Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения.

22. Методы организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся: краткая характеристика.

23. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

24. Формы и системы организации обучения: понятие, исторический аспект. Классно-урочная система обучения.

25. Урок как основная форма учебного процесса в учреждении общего среднего образования. Типология и структура уроков. Внеурочные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

26. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.

27. Современные средства обучения, их классификация и характеристика. Технические средства обучения. Компьютерные технологии в обучении.

28. Понятие о дифференциации и индивидуализации обучения. Виды дифференциации. Технологии дифференцированного обучения.

29. Особенности воспитания и обучения одаренных детей.

30. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Технология предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

31. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: теоретические основы, закономерности и принципы. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» о воспитании в системе образования.

32. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности. Воспитывающая деятельность учащихся, педагогические требования к ее организации.

33. Содержание воспитания. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» и «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о содержании и направлениях воспитания. Понятие о программно-планирующей документации воспитания.

34.Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания. Общая характеристика форм воспитательной работы.

35. Методы формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: краткая характеристика.

36. Методы стимулирования деятельности и поведения личности, методы контроля и самоконтроля в воспитании: краткая характеристика. Педагогическая диагностика в воспитании.

37. Сущность мировоззрения, его структура и функции. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.

38. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания. Методы, формы, средства нравственного воспитания учащихся.

39. Воспитание эстетической культуры учащихся.

40. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся.

41.Экономическое воспитание. Понятие об экономической позиции учащихся, пути и методы ее формирования.

42.Сущность профессионального самоопределения учащихся. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

43.Экологическая культура личности: сущность, структура. Технологии формирования экологической культуры учащихся.

44. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности. Основные направления работы учреждений общего среднего образования по формированию у учащихся здорового образа жизни.

45. Понятие воспитательного коллектива. Структура и этапы формирования коллектива.

46.Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. Ученическое самоуправление в учреждении общего среднего образования: сущность, формы, условия и пути развития.

47. Семья как воспитательная среда ребенка. Типы семей, особенности их влияния на ребенка. Взаимодействие семьи и учреждений образования в воспитании учащихся.

48. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации детей и молодежи. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи.

49.Педагогическое общение: понятие, функции, закономерности. Культура и стили педагогического общения. Стили педагогического руководства.

50. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика.

51. Теоретические основы развития педагогических систем и технологий. Классификация педагогических технологий.

52. Личностно ориентированный подход в педагогике. Технологии личностно ориентированного обучения.

53. Развивающее обучение в образовательном процессе. Системы развивающего обучения.

54. Технологии организации познавательной деятельности учащихся.

55.Технологии эффективного управления процессом обучения.

56.Гуманистические воспитательные системы и технологии.

57.Классный руководитель в педагогической системе учреждения общего среднего образования. Технологические аспекты его воспитательной работы: целеполагание, диагностика, планирование, педагогический анализ.

58.Технология педагогического менеджмента в учреждении общего среднего образования.

59.Технология организации методической работы в учреждении общего среднего образования. Инновационная направленность методической работы.

60.Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения детей и подростков.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Наши рекомендации